Текущий ремонт выключателя производится по мере необходимости. В объем текущего ремонта входят: внешний осмотр гасительной камеры, отделителя, делителей напряжения (шунтирующего сопротивления), всей опорной изоляции, осмотр клапанов, внутренних поверхностей баков, выявление и устранение мест утечек сжатого воздуха, проверка системы вентиляции, арматуры агрегатного шкафа и некоторые виды испытаний
Рекомендуется следующий порядок проведения текущего ремонта.
а) Подготовка к ремонту: составляется ведомость дефектов и неисправностей, которые были замечены во время предыдущей работы выключателя; подготавливаются инструменты, приспособления, материалы и запасные части, а также необходимые измерительные приборы; производится инструктаж членов ремонтной бригады.
б) Выключатель выводится из работы я производится подготовка рабочего места в соответствии с указаниями «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок станций и подстанций». Допуск бригады к выключателю разрешается лишь после того, как приняты все необходимые меры безопасности.
в) Производится внешний осмотр выключателя, его опорной изоляции, гасительной камеры, отделителя, омического и емкостного делителей напряжения (шунтирующего сопротивления). Обращается внимание на состояние фарфоровых изоляторов, резиновых уплотнений, нажимных колец, плотность закрытия клапанов в выхлопных козырьках гасительной камеры и отделителя, отсутствие течи масла из конденсаторов, состояние аппаратных выводов. Проверяется моментными ключами затяжка креплений изоляторов гасительной камеры, отделителя, омического и емкостного делителей напряжения (шунтирующего сопротивления) и опорных колонок. Проверяется натяжение фарфоровых растяжек.
г) Измеряется переходное сопротивление контактов в каждом из разрывов гасительной камеры и отделителя, а также всего токоведущего контура полюса в целом. На выключателях 154—500 кВ проверяется сопротивление элементов омического делителя напряжения или шунтирующего сопротивления, для чего необходимо предварительно отсоединить перемычки (шинки), соединяющие разрывы гасительной камеры с элементами омического делителя или шунтирующего сопротивления.
Если при выполнении пп. «в» и «г» никаких ненормальностей не обнаружено и если за предыдущий период эксплуатации выключатель отключил меньше десяти коротких замыканий и не имел каких-либо неполадок в работе гасительной камеры и отделителя то работы по ремонту гасительной камеры отделителя, омического и емкостного делителей напряжения и опорных колонок заканчиваются чисткой наружных поверхностей фарфоровых изоляторов. В случае необходимости произвести разборку или ремонт того или иного узла следует руководствоваться рекомендациями раздела IV.
д) Вскрытие баков выключателя и осмотр их внутренних поверхностей.
е) Вскрытие и осмотр клапанов камеры, промежуточных клапанов, обратных клапанов, клапанов отделителей, выхлопных атмосферных клапанов на корпусе клапана отделителя. Обращается внимание на целость и отсутствие деформаций тарелок клапанов и их поршней, на состояние и качество закрепления резиновых уплотнений, на отсутствие деформаций (расклепывание, изгибы) штоков клапанов и следов заеданий на них, а также на отсутствие металлического удара тарелок клапанов, помимо резинового уплотнения. При разборке следует внимательно осматривать полости клапанов и при выявлении в них посторонних предметов или сильного загрязнения необходимо, установив источник появления постороннего предмета или загрязнения, подвергнуть его ремонту (в полости клапанов могут попасть: вывернувшиеся или обломившиеся Шпильки, штифты, винты, болты из механизмов гасительной камеры, и отделителя, обломки пружин, тальк из редукторов вентиляции, продукты окисления из бачков отделителей и т. п.).
ж) Осмотр шкафов управления полюсов. Вскрытие и осмотр клапанов, их поршней и штоков. Осматриваются контакты СБК, проверяется их нажатие. Проверяются прочность крепления бойков электромагнитов управления и ход якоря каждого электромагнита, отсутствие заеданий якорей электромагнитов и клапанов местного пневматического управления и нормальная работа блок-контактов. Проверяются зазоры между бойками электромагнитов и пусковыми клапанами и состояние подогревателей. Измеряется сопротивление изоляции электромагнитов. Внутренние поверхности шкафов управления полюсов и стекла сигнальных ламп и электроконтактных манометров протираются.
з) Заменяется фильтрующий патрон в агрегатном шкафу или производятся его разборка и промывка с последующей просушкой его содержимого. Проверяется исправность запорных вентилей и обратного клапана в агрегатном шкафу (на выключателях завода «Уралэлектроаппарат» обратный клапан вскрывается). На выключателях завода «Электроаппарат» проверяются плавность регулировки расхода воздуха на вентиляцию редукторным клапаном в агрегатном шкафу и протираются стекла указателей вентиляции. На выключателях завода «Уралэлектроаппарат» обязательна проверка расхода воздуха на вентиляцию каждой вентилируемой полости.
и) В случае необходимости (при выявлении в процессе эксплуатации или во время ремонта каких-либо ненормальностей) производятся: проверка электроконтактных манометров в агрегатном шкафу и в шкафах управления полюсов; измерение сопротивления изоляции и проверка исправности (измерением сопротивления) всех подогревателей; испытание повышенным напряжением изоляции цепей вторичной коммутации, в том числе электрических цепей электроконтактных манометров; измерение сопротивления изоляции цепей вторичной коммутации; измерение активного сопротивления обмоток электромагнитов управления (по секциям).
к) Путем прослушивания и промазывания подозрительных мест мыльным раствором или в зимнее время трансформаторным маслом проверяется отсутствие утечек в арматуре агрегатного шкафа, воздухопроводах и на полюсах включенного выключателя. Если позволяет время, проверяется расход воздуха на утечки.
л) Производится опробование выключателя без снятия осциллограмм, если не имели место разборка гасительной камеры или отделителя и при ремонте не была осуществлена замена какого-либо другого узла или детали (пружин, поршней, тарелок клапанов, импульсных трубопроводов, дросселирующих или диафрагмирующих штуцеров и втулок и т. д.). Дистанционно (не от кнопок местного пневматического управления) производятся следующие операции: отключение и включение при 16 и 20 ати; включение на короткое замыкание (цикл В—О) при 16 и 21 ати; АПВ неуспешное (цикл О—В—О) при 19 и 21 ати. Все операции (или циклы) выполняются дважды при каждой из указанных величин давления и с обязательной проверкой величины сброса давления.
На каждом полюсе определяется давление «залипания», «отлипания» и самовключения контактов отделителя (методика проверки приведена, в разделе V), кроме того, 1—2 раза выключатель включается и отключается кнопками местного пневматического управления.
м) Производится подсушка изоляции внутренних полостей опорных колонок (путем усиленной вентиляции) и измеряется сопротивление изоляции каждого изолятора всех опорных колонок выключателя. Испытание изоляции производится мегомметром 2 500 В. Если измерение производится в сырую погоду, применяются охранные кольца. Сопротивление каждого изолятора должно быть не ниже 5 000 Мом.
Внеочередной ремонтВнеочередной ремонт производится после отключения выключателем десяти коротких замыканий, мощность которых близка к номинальной мощности отключения выключателя. При этом каждое неуспешное АПВ следует считать за два отключения короткого замыкания. При внеочередном ремонте вскрываются лишь гасительная камера и отделитель и проверяется сопротивление элементов омического делителя или шунтирующего сопротивления. Перед разборкой разрывов гасительной камеры и отделителя целесообразно измерить переходное сопротивление их контактов, однако разборка производится независимо от результатов измерения.
Разборку следует начинать с полюса, отключившего большее количество наиболее тяжелых коротких замыканий, и производить ее в такой последовательности:
а) Фарфоровые изоляторы разрывов камеры и отделителя отсоединяются от фланцев и производится осмотр их внутренних поверхностей (особенно в зоне горения дуги) и очистка их от копоти (чистой салфеткой, смоченной в авиабензине или спирте). Изоляторы, у которых обнаружено повреждение глазури (волосяные трещины, следы оплавления), необходимо заменить.
б) Осматриваются без разборки механизмов подвижные и неподвижные контакты гасительной камеры и отделителя; в случае необходимости производится их замена или ремонт в соответствии с рекомендациями раздела IV.
в) Сильным нажатием на корпус механизма проверяется отсутствие заеданий подвижных контактов гасительной камеры и отделителя; проверяется наличие расположенных на контактной системе винтов, шпилек, штифтов, а также надежность их затяжки и раскерновки.
г) Производится измерение сопротивления элементов омических делителей напряжения или шунтирующих сопротивлений.
Если разборка и измерения, выполненные на полюсе, работавшем в наиболее тяжелых условиях, а также аналогичные измерения, выполненные на других полюсах, дали удовлетворительные результаты и не потребовали замены или ремонта отдельных деталей, то разборки разрывов гасительной камеры и отделителя остальных двух полюсов можно не производить. По окончании ремонта измеряется переходное сопротивление контактов камеры и отделителя; производится проверка работы выключателя в различны циклах с измерением сброса давления, подсушка и измерение сопротивления опорно изоляции, как и после текущего ремонт. На полюсах, гасительная камера и отделитель которых подвергались разборке, снимаются контрольные осциллограммы (см. раздел V).
Так как режим включения на коротко замыкание является довольно тяжелым дл выключателей с воздухонаполненным отделителем, то в целях накопления опыта может рекомендовать замер переходного сопротивления контактов разрывов отделителя поел четырех-пяти включений на короткое замыкание, не ожидая достижения общего числа десяти отключений коротких замыканий. В случае, если переходное сопротивление какого-либо разрыва отделителя будет хотя бы на 20—30% превышать норму, необходимо произвести разборку этого разрыва.
В том случае, если имел место отказ в работе выключателя или в процессе эксплуатации выявился какой-либо дефект, производится аварийный ремонт, объем которог определяется причинами, вызвавшими отказ в работе выключателя, или характере дефекта.
В связи с тем, что резина, применяема для изготовления прокладок и уплотнении может не обладать достаточной эластичностью и морозостойкостью и со временем увеличивать свою остаточную деформацию, рекомендуется 2 раза в год (весной и перед наступлением холодов) производить проверку или контрольную подтяжку болтов и гаек во всех соединениях, требующих надежного уплотнения. При необходимости производится контрольная подтяжка гаек крепления фарфоровых изоляторов с помощью моментных ключей согласно рекомендациям раздела IV. Необходимо помнить, что для работы выключателя опасны как слабая, так и сильная затяжка гаек.
Через 6—8 лет, а при неблагоприятных условиях эксплуатации и хранения или при недостаточно качественных ремонтах и ранее, следует произвести гидравлические испытания баков выключателя в соответствии с правилами и нормами Госгортехнадзора. Для этого с баков должны быть сняты корпуса клапанов камеры и отделителя, тальковые редукторы вентиляции, клапаны и воздухопроводы в шкафах управления, а все отверстия заглушены. После проведения гидравлических испытаний внутренние полости баков должны быть высушены, очищены и вновь окрашены.
"