13. РЕМОНТ ВВОДОВ
13.1. Заменить уплотняющие прокладки. Прокладки между фарфоровыми покрышками и сопрягающимися с ними металлическими деталями заменяются со снятием стяжного устройства и полным сливом масла из ввода. Все остальные прокладки заменяются без снятия стяжного устройства и слива масла.
Замену прокладок со снятием стяжного устройства произвести в следующем порядке:
слить масло из ввода и гидравлического затвора, снять расширитель;
стянуть нижнюю покрышку с соединительным стаканом специальным приспособлением (рис. 23): распустить пружины стяжного устройства в верхней части ввода, предварительно измерив высоту пружин.
Примечания: 1. У вводов с предварительной затяжкой стяжного устройства (не имеющих нажимных винтов над пружинами) на шпильки навернуть гайки и сжать пружины так, чтобы можно было отвернуть стяжную гайку. Снять стяжную гайку, затем пружины.
2. У вводов без предварительной затяжки пружин (имеющих нажимные винты над пружинами) вывернуть нажимные винты. Снять звездочку и пружины.
Рис. 23. Схема приспособления для разборки вводов:
1 - съемная плита; 2 - стягивающие шпильки с комплектом гаек; 3 - инвентарная подставка
заменить прокладки на верхней покрышке: снять поддон и верхнюю покрышку; заменить прокладки; установить верхнюю покрышку и поддон;
заменить прокладки на нижней покрышке; установить на поддон временный стакан; вывернуть звездочку так, чтобы она не доходила до временного стакана на 2-3 мм; снять специальное приспособление (см. рис. 23); поддерживая покрышку, снять стакан и фарфоровую покрышку; заменить прокладки, установить покрышки и стакан, а затем стянуть их специальным приспособлением.
Примечание. Размеры временного стакана должны обеспечивать свободную насадку его на токоведущую трубу ввода, а также установку звездочки. Толщина стенки втулки - не менее 10 мм;
снять звездочку и временный стакан; установить стяжное устройство и затянуть ввод в последовательности обратной, указанной в п. 13.2. Пружины затянуть до высоты, измеренной до снятия стяжного устройства;
установить расширитель, промыть ввод чистым и сухим маслом, подогретым до температуры 60-70°С, под вакуумом 667 Па (5 мм рт. ст.), ввернуть пробку с уплотнением в нижний контактный наконечник;
вывернуть пробку из отверстия для выпуска воздуха из расширителя и ввернуть в него штуцер, к последнему подсоединить шланг, идущий от системы вакуумирования через промежуточный бачок с маслоуказателем, ввернуть штуцер в маслоотборное устройство и соединить его с маслопроводом, воздухоосушитель демонтировать, установить пробку.
Примечание. Промежуточный бачок при заливке масла установить выше отметки расширителя ввода;
перекрыть маслопровод;
создать во вводе вакуум с остаточным давлением, равным 667 Па (5 мм рт. ст.) перекрыть маслопровод и выдержать вакуум во вводах:
110 кВ ........................... в течение 6 ч
150 кВ ........................... в течение 12 ч
220-330 кВ .................... в течение 16 ч
500-1150 кВ .................. в течение 24 ч
приступить к заливке масла во ввод, не снимая вакуума; прекратить заливку, когда уровень масла по маслоуказателю промежуточного бачка составит 2/3 высоты трубки, затем выдержать вакуум во вводах:
110 кВ ........................... в течение 6 ч
150-220 кВ .................... в течение 12 ч
330-1150 кВ .................. в течение 24 ч
Примечание. Температура масла при заливке должна быть не ниже 35-40°С.
После выдержки масла во вводах под вакуумом снять вакуум и дать отстояться маслу при атмосферном давлении в течение 24 ч, затем установить вакуум 667 Па (5 мм рт. ст.) выдержать ввод под вакуумом в течение 30 мин и долить масло до появления его в промежуточном бачке.
После доливки снова выдержать вакуум во вводах:
110 кВ ........................... в течение 1 ч
150-220 кВ .................... в течение 2 ч
330-1150 кВ .................. в течение 3 ч
отсоединить промежуточный бачок и закрыть отверстие для выпуска воздуха пробкой.
Установить на расширитель воздухоосушитель взамен временного штуцера. Привести в рабочее состояние гидрозатвор и расширитель. Уровень масла по маслоуказательному стеклу расширителя при температуре 15-20°С должен составить 2/3 высоты маслоуказателя.
13.2. Заменить масло при неудовлетворительных показателях его в следующем порядке:
подготовить масло в объеме, равном трех-четырехкратному объему масла ввода. Масло должно быть очищенным и дегазированным, удовлетворять требованиям, указанным в "Нормах испытания электрооборудования". При этом диэлектрическая прочность, испытанная в стандартном маслопробойнике, должна быть не ниже 50 кВ;
снять ввод с трансформатора и установить на специальную подставку;
собрать схему (рис. 24), не присоединяя к ней ввода, тщательно промыть ее маслом.
Примечание. На баке с чистым маслом 4 должны быть отметки, указывающие количество сливаемого масла от верхней начальной отметки.
вывернуть пробку из отверстия в верхней части ввода и ввернуть в него штуцер, надеть на него шланг, присоединенный к баку с чистым маслом 4, под струей масла. Перекрыть вентиль Кр. 4;
вывернуть пробку в нижней части ввода и установить штуцер; соединить штуцер через промежуточные вентили Кр. 1 и Кр. 5 с баком для слива отработанного масла 1 и приемным баком 6.
Примечание. У вводов негерметичного исполнения необходимо предварительно слить масло из гидрозатвора, вывернуть воздухоосушитель и вместо него установить временную пробку. У вводов герметичного исполнения с баками давления перекрыть вентили на вводе и баке давления и отсоединить бак давления;
открыть вентиль Кр. 4, затем вентиль Кр. 1 и, обеспечивая непрерывный приток свежего масла, полностью слить из ввода старое масло, после чего перекрыть вентиль Кр. 1;
открыть вентиль Кр. 5 и Кр. 3, включить фильтр-пресс и отрегулировать его так, чтобы уровень масла в приемном баке 6 достигал примерно 1/2 высоты маслоуказательного стекла.
При опускании уровня масла до 1/4 высоты стекла фильтр-пресс отключить, а после заполнения стекла до 1/2 высоты вновь включить. Смену бумаги в фильтр-прессе производить через 2-3 ч. Промывать маслом, поступающим через фильтр-пресс, вводы:
110 кВ ................................. не менее 6 ч
150-220 кВ .......................... не менее 12 ч
330-500 кВ .......................... не менее 24 ч
750-1150 кВ ........................ не менее 30 ч
По истечении указанного времени отобрать пробу масла и проверить диэлектрическую прочность и tgd масла.
Промывку ввода прекратить после достижения нормированных значений диэлектрической прочности масла и тангенс угла диэлектрических потерь tgd при 70°С;
перекрыть вентили Кр. 4 и Кр. 3, вывернуть штуцер из нижней части ввода и поставить глухую пробку;
включить вакуум-насос и выдержать под вакуумом при остаточном давлении не более 667 Па (5 мм рт. ст.) вводы:
110 кВ .................................... не менее 4 ч
150-220 кВ ............................. не менее 8 ч
330-500 кВ ............................. не менее 12 ч
750-1150 кВ ........................... не менее 16 ч
снять вакуум, отсоединить ввод от вакуум-насоса и ввернуть пробку, заполнить гидравлический затвор маслом в соответствии с инструкцией по эксплуатации вводов, вывернуть временную пробку и ввернуть трубку воздухоосушителя.
13.3. При увлажнении изоляции ввода после операции, приведенной в п. 11.2, произвести подсушку ввода, для чего предварительно:
промыть ввод;
собрать схему подсушки и произвести подсушку ввода, включить циркуляцию масла, прогреть ввод до температуры 70°С со скоростью 10°С/ч, а затем создать вакуум в нем со скоростью 0,027 МПа/ч до остаточного давления 667 Па (5 мм рт. ст.) (см. рис. 24);
залить масло, подогретое до 70°С, и путем многократной циркуляции его добиться показателей изоляции, удовлетворяющих нормам;
произвести окончательную заливку масла.
Рис. 24. Схема замены масла во вводе:
1 - бак для слива отработанного масла; 2 - подставка; 3 - ввод; 4 - бак с чистым маслом
(устанавливается выше ввода); 5 - фильтр-пресс; 6 - приемный бак
(устанавливается ниже ввода); 7 – пробка для слива масла
13.4. Осмотр и ремонт вводов с баками давления ГБМТ производить аналогично ремонту вводов без бака давления в объеме, приведенном в пп. 13.1-13.3.
Бак давления с сильфонным устройством поставляется в герметичном исполнении и не подлежит разборке.
В случае необходимости замену масла в баке давления следует производить следующим образом:
снять давление, частично слив масло из системы ввод-бак. Отсоединить бак давления от ввода. Вывернуть пробку выпуска воздуха в верхней части ввода. Вместо пробки установить штуцер, подсоединить его к промежуточному бачку с воздухоосушителем.
Примечание. При снятии давления строго следить за показаниями манометра, при нулевом положении стрелки вентили перекрыть;
слить масло и испытать бак давления воздухом в водяной ванне давлением 0,1 МПа (1 кг/см²); обнаруженные места течи заварить, зачистить и окрасить;
промыть бак давления и соединительную трубку от измерительного устройства (трубки предварительно продуть воздухом) горячим маслом, подогретым до 60-70°С, слить масло;
проверить бак давления на отдачу, для чего подсоединить его к вакуумсистеме через промежуточный бачок вместимостью 20-30 л и штуцер, установленный вместо верхней пробки, а также к маслосистеме через вентиль бака давления. Создать в баке давление не более 667 Па (5 мм рт. ст.) выдержать его в течение 30 мин. Не снимая вакуум, заполнить бак и промежуточный бачок маслом, подогретым до 20-25°С; снять вакуум, дождаться устойчивого уровня масла в промежуточном бачке, отсоединить вакуумсистему и установить верхнюю пробку с уплотнением на бак давления. Создать в баке подачей масла давление 0,3 МПа (3 кг/см²) и проверить отдачу сильфонного устройства, вливая масло в измерительную емкость через нижнее отверстие до давления 0,025 МПа (0,25 кг/см²), сравнить полученную отдачу с расчетной (по паспорту), слить масло из бака давления;
заполнить повторно бак маслом и довести в нем давление до 0,25 МПа (2,5 кг/см²);
отсоединить от ввода промежуточный бачок, вывернуть штуцер из отверстия для выпуска воздуха и ввернуть в него пробку с уплотнением;
присоединить бак давления к вводу для этого: присоединить трубку к баку давления; приоткрыть вентили бака и ввода и под струей масла из бака и ввода присоединить трубку к вводу; открыть полностью вентили на вводе и баке давления и установить рабочее давление (см. инструкцию завода-изготовителя).
13.5. Замену неисправного манометра производить в следующей последовательности:
закрыть вентили на вводе и баке давления;
снять неисправный манометр;
приоткрыть вентиль на баке давления и под вытекающей струей масла установить манометр;
открыть полностью вентили на вводе и баке давления; опломбировать вентили.
13.6. В условиях эксплуатации ремонт вводов с твердой изоляцией (рис. 25) производить только в случае устранения внешних дефектов фарфоровой покрышки.
Работы по устранению внутренних неисправностей не производить.
13.7. При ремонте ввода типа элегаз-масло (типа СВТР-750) следует учесть:
во избежание повреждения ввода ГМСВТР при закрытых вентилях на вводе и баке давления 8 (рис. 26) время на все ремонтные работы не должно превышать 1 ч. Все работы, связанные с вводом ЭСВТР и токопроводом, необходимо проводить при давлении во вводе и токопроводе не более 0,02 МПа (0,2 кг/см²);
в случае обнаружения течей масла или элегаза из мест болтовых соединений необходимо подтянуть эти соединения. При обнаружении течей масла или элегаза в соединительных трубках и в ниппельных уплотнениях необходимо подтянуть накидные гайки, а при неисправном манометре необходимо произвести его замену. Работы по замене следует проводить в соответствии с аналогичными работами по маслонаполненным вводам. После окончания всех работ отобрать пробы масла на анализ;
если в результате проверки показатели качества масла выходят за пределы, приведенные в инструкции по эксплуатации, вопрос о дальнейшей эксплуатации должен решить завод-изготовитель. При понижении давления элегаза ниже значения необходимого по эксплуатационной документации, необходимо произвести его подкачку. Произвести отбор пробы элегаэа. При несоответствии элегаза техническим условиям необходимо произвести его сушку с помощью системы регенеративной очистки элегаза и повторно произвести отбор элегаза. Проверить состояние внутренней изоляции ввода ГМСВТР измерением tgd и С. Произвести высоковольтные испытания ввода СВТР.
13.8. Произвести ремонт съемных вводов (рис. 27) для чего:
разобрать ввод;
очистить от загрязнений наружные и внутренние поверхности фарфоровых изоляторов 12 и токоведущие стержни 13;
протереть детали ветошью, смоченной уайт-спиритом, обдуть детали сухим сжатым воздухом;
исправить вмятины и срывы резьб на токоведущей шпильке. Опилить и зачистить рабочие контактные поверхности токоведущего наконечника;
нанести антикоррозионное покрытие (лужение) на контактные поверхности наконечника;
зачистить и покрыть лаком или краской незначительные сколы и трещины на изоляторах. При больших сколах и трещинах, изоляторы заменить;
собрать ввод, уплотняющие резиновые прокладки заменить;
провести электрические испытания ввода.
13.9. При ремонте армированных вводов напряжением до 35 кВ необходимо:
проверить вводы на отсутствие повреждений, определить степень разрушения армированных швов;
протереть поверхности ветошью, смоченной уайт-спиритом. Обдуть сжатым воздухом;
зачистить и покрыть лаком или краской незначительные сколы и трещины на изоляторах;
произвести ремонт токоведущих шпилек, контактных пластин и лопаток;
испытать повышенным напряжением вводы на стенде (рис. 28).
а) | б) |
Рис. 25. Ввод с твердой изоляцией: а - общий вид; б - верхняя часть;
1 - контактный зажим; 2 - колпак; 3 - верхняя фарфоровая покрышка; 4, 12, 17 – резиновые
прокладки; 5 - соединительная втулка; 6 - измерительный ввод; 7 - изоляционный сердечник;
8 - медная труба; 9 - газоотводный патрубок; 10 - грузовая косынка; 11 - болты; 13, 20 -гайки;
14 - диафрагма; 15, 16 - верхний и нижний фланцы; 18 -трансформаторное масло;
19 - пружина; 21 - контактная шпилька
Рис. 26. Ввод СВТР;
1 - ввод ЭСВТР; 2 - болт МЗО; 3 - токопровод; 4 - устройство измерительное с электроконтактным мановакуумметром; 5 - косынка; 6 - опорный фланец; 7 - вывод;
8 -бак давления с манометром; 9 – ввод ГМСВТР
Рис. 27. Схемный ввод: 1 - наконечник; 2 - болты; 3 - гайка; 4 - втулка; 5 - резиновое кольцо; 6 - колпак; 7 - винт для спуска воздуха; 8 - резиновая прокладка; 9 - выступы на шпильке; 10 - шайба из электрокартона; 11 - бортик на шпильке; 12 - фарфоровый изолятор; 13 - стержень токоведущий; 14 - шпилька; 15 - гайка; 16 - фланец; 17 - прижимной кулачок; 18 - резиновая прокладка; 19 - крышка бака; 20 - гетинаксовая втулка; 21 - шайба; 22 - гайка | Рис. 28. Схема для испытания съемного ввода: 1 - винт для спуска воздуха; 2 - изолятор фарфоровый; 3 - бак для заливки масла; 4 - манометр; 5 - вентиль со штуцером |