11. РЕМОНТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
11.1. Ремонт предохранительного клапана (рис. 12)
11.1.1. Снять предохранительный клапан с бака, очистить наружную поверхность корпуса 2 от загрязнений и ржавчины, протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.1.2. Снять крышку 7 и манжету 6.
11.1.3. Осмотреть и проверить все соединения и пружины клапана. При обнаружении дефектов в соединениях, нарушений целостности пружин или обнаружении на них раковин клапан подлежит замене. Ремонт и регулировка механизма не разрешается.
Рис. 12. Предохранительный клапан: 1 - боковая крышка; 2 - корпус; 3 - рычаг; 4 -фланец;
5 - уплотнительный диск; 6 - манжета; 7 - крышка; 8 – болт
Рис. 13. Отсечной клапан:
1 - корпус; 2 - клапан; 3 - тяга; 4 - пружина; 5 - выводы; 6 - плита; 7 - кожух; 8 - пробка;
9 - кнопка; 10 - диск; 11 - стакан; 12 - вилка; 13 – электромагнит
11.1.4. Заменить и установить манжету 6, предварительно смазав ее трансформаторным маслом.
11.1.5. Установить клапан на бак трансформатора.
11.2. Ремонт отсечного клапана (рис. 13)
11.2.1. Снять отсечной клапан с бака, очистить наружную поверхность корпуса 1 от загрязнений и ржавчины, протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.2.2. Вывернуть пробку 8 из корпуса 1 и слить масло.
11.2.3. Снять кожух 7.
11.2.4. Проверить состояние и крепление соединительных проводов, кнопки 9 и электромагнита 13.
11.2.5. Измерить сопротивление изоляции обмотки.
11.2.6. Исправить вмятины и срывы резьб на токоведущих шпильках. Подтянуть при необходимости резьбовые соединения.
11.2.7. Собрать отсечной клапан. Установить и закрепить кожух. Завернуть и уплотнить сливную пробку. Заменить уплотняющую резину на новую.
11.2.8. Подсоединить вводы и подать напряжение к обмотке электромагнита. Проверить срабатывание клапана по сигнальной лампе и звуковому сигналу (в положении "закрыто" лампа и сигнал должны быть включены).
11.2.9. Взвести отсечной клапан в положение "открыто" вручную с помощью стакана 11 и установить стакан на свое место.
11.3. Ремонт предохранительной трубы (рис. 14)
11.3.1. Отсоединить трубу от маслопровода и крышки трансформатора.
11.3.2. Очистить наружную поверхность предохранительной трубы от загрязнений и ржавчины, протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.3.3. Испытать предохранительную трубу на маслоплотность избыточным давлением воздуха 0,03 МПа (0,3 кг/см²) и мыльным раствором.
Рис. 14. Предохранительная труба:
1, 5, 7, 9 - фланец; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - болт; 6 - диск стеклянный;
8 - упорное кольцо; 10 - прокладка торцевая; 11 - прокладка торцевая;
11 - прокладка резиновая
11.3.4. Определить места течей и отметить их мелом.
11.3.5. Снять фланец 7, прокладки 10, 11, диск стеклянный 6.
11.3.6. Удалить остатки масла и протереть внутренние поверхности выхлопной трубы ветошью, смоченной уайт-спиритом. Продуть трубу сжатым воздухом.
11.3.7. Подварить места течей электросваркой.
Очистить сварные швы и околошовную зону от сварочных брызг и шлака.
11.3.8. Проверить сварные швы на маслоплотность керосином.
11.3.9. Протереть поверхности трубы ветошью, смоченной уайт-спиритом, обдуть сухим сжатым воздухом.
11.3.10. Окрасить предохранительную трубу.
11.3.11. Установить на трубу прокладки 10, 11, диск стеклянный 6, фланец 7, уплотнить и заглушить фланец 5 (стеклянная диафрагма должна быть прозрачной, без сколов, царапин и трещин). Резиновые прокладки заменить.
11.3.12. Установить предохранительную трубу вертикально диафрагмой вниз. Залить сухое трансформаторное масло до уровня 150-200 мм от верхнего фланца и выдержать в течение 1 ч.
При обнаружении утечек масла, устранить причину неплотности, испытание повторить.
11.4. Ремонт реле давления (рис. 15)
11.4.1. Снять реле давления с бака трансформатора или с переключающего устройства и очистить наружную поверхность от загрязнений и ржавчины, протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.4.2. Отвернуть болты, снять стеклянный диск 10 и уплотняющие резиновые шайбы 11, снять колпак 2.
11.4.3. Проверить работу реле:
деревянным бруском сверху нажать на головку бойка, тем самым сжать рабочую пружину 9. При достижении бойком 4 крайнего нижнего положения повернуть защелку 5. Снять давление.
11.4.4. Заменить резиновые шайбы, установить стеклянный диск, колпак.
11.4.5. Установить реле давления на трансформатор.
11.5. Ремонт газового реле (реле Бухгольца) (рис. 16 и рис. 17)
11.5.1. Снять газовые реле с трансформатора, очистить наружную поверхность от загрязнений и ржавчины, протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.5.2. Проверить действие рабочих элементов с помощью контрольного клавиша 7 (см. рис. 17). При нажатии на клавиш должны опускаться вначале верхний поплавок 1 (см. рис. 16), а затем нижний поплавок 4. При этом должны срабатывать электрические контакты вначале верхнего, а затем нижнего рабочих элементов.
Рис. 15. Реле давления: 1 - кожух; 2 - колпак; 3 - корпус ударного механизма; 4 - боек; 5 - защелка; 6 - ось; 7 - сильфон; 8 - выключатель; 9 - пружина; 10 - стеклянный диск; 11 - уплотняющие резиновые шайбы | Рис. 16. Общий вид газового реле: 1 - верхний поплавок; 2 - постоянный магнит; 3 - клапан; 4 - нижний поплавок; 5, переключающие лампы; 7 - зажимы подключения |
Рис. 17. Схема проверки газового реле:
1 - пробный кран; 2 - узел подсоединения кабеля;
3 - крышка; 4 - крышка смотровая; 5 - фланец; 6 - смотровые стекла;
7 - контрольный клавиш
а) | б) |
Рис. 18. Защитное реле: а - общий вид; б - схема устройства;
1 - корпус; 2 - пробка; 3 - смотровое окно; 4 - коробка выводов; 5 - контрольная кнопка;
6 - клапан; 7 - противовес; 8 - регулировочный винт; 9 - магнит;
10 - магнитоуправляемый контакт
Работу поплавков следует контролировать через смотровые стекла 6 (см. рис. 17) в корпусе реле, а срабатывание электрических контактов - с помощью лампочки или других приборов.
11.6. Ремонт защитного реле РГ-25/10 (рис. 18)
11.6.1. Снять защитное реле с трансформатора, очистить наружную поверхность от загрязнений и ржавчины протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом.
11.6.2. Проверить работу его отключающего элемента с помощью контрольной кнопки 5.
При нажатии на кнопку до упора отключающий элемент отклоняется, замыкая электрический контакт. При отпускании кнопки он возвращается в исходное положение.
Контроль за положением рабочего элемента необходимо осуществлять через смотровое, стеклянное окно реле. Срабатывание электрического контакта необходимо проверять по сигнальной лампе.