10. РЕМОНТ ОСНОВНЫХ НАРУЖНЫХ УЗЛОВ ТРАНСФОРМАТОРА
10.1. Ремонт бака10.1.1. Установить бак трансформатора с наклоном 1,5-2% в сторону сливного отверстия на дне бака.
10.1.2. Отвинтить пробку для слива масла на дне бака и слить остатки масла в сливную емкость.
10.1.3. Очистить наружную и внутреннюю поверхности бака от загрязнений и ржавчины, протереть насухо ветошью, смоченной уайт-спиритом.
10.1.4. Проверить визуально состояние сварных швов.
10.1.5. Заварить обнаруженные места дефектов сварных швов:
трещины, поры, подрезы. Исправить деформированные ребра жесткости.
10.1.6. Зачистить места сварки от сварочных брызг и шлака металлическими щетками.
10.1.7. Проверить качество подварки сварных швов. Для этого смочить места подварки изнутри бака керосином, а с противоположной стороны покрыть мелом.
Отсутствие пятен на забеленной поверхности указывает на удовлетворительную маслоплотность сварного шва.
10.1.8. Затянуть и предохранить от самоотвинчивания крепление магнитных шунтов.
10.1.9. Проверить и восстановить поврежденную резьбу отверстий гнезд, люков.
Проверить состояние упорного бортика на разъеме бака, устранить в случае необходимости его неисправности.
10.1.10. Очистить поверхности, подлежащие окраске, от загрязнений ветошью, смоченной уайт-спиритом, обдуть сжатым воздухом.
10.1.11. Покрыть подготовленные к окраске поверхности бака грунтом ФЛ-03К или ГФ-020 ровным слоем без наплывов с помощью пульверизатора. Наружную загрунтованную поверхность бака покрыть эмалью ПФ-115 (серая).
Соприкосновение окрашенных участков с маслом допускается не ранее чем через 24 ч после окончания сушки.
10.1.12. После сборки трансформатора необходимо провести испытание бака на плотность избыточным давлением по одному из следующих способов:
столбом масла (трансформатора, залитого маслом);
давлением сухого воздуха или азота, нагнетаемого под крышку трансформатора (залитого маслом);
давлением сухого воздуха или азота, нагнетаемого под крышку трансформатора (не залитого маслом);
подкачкой масла в бак трансформатора (не залитого маслом и герметичного).
Для испытания столбом масла на крышке или на расширителе трансформатора необходимо установить трубу, нижний конец которого соединить с полостью бака, а верхний заполнить маслом до соответствующего уровня, указанного в заводской документации и технических условиях на отдельные виды трансформаторов.
10.2. Ремонт расширителя10.2.1. Отсоединить расширитель 5 (рис. 11) от предохранительной трубы 4 с ее патрубком 3 от патрубка 10, соединяющего с крышкой и снять расширитель с крышки бака 7.
10.2.2. Очистить внутренние и внешние поверхности от загрязнений и ржавчины. Для более эффективного отделения ржавчины на внутренней поверхности расширителя допускается простукивание деревянным молотком по внешней поверхности.
Внутренние поверхности расширителей больших диаметров следует очищать металлическими щетками и скребками через открытые люки и донышки.
Внутренние поверхности расширителей малых диаметров (диаметр 250-310) следует очищать цепью пропущенной через фланец воздухоосушителя. Расширитель при этом необходимо встряхивать.
Для расширителей малых диаметров допускается срезка одного дна газовой резкой, очистка внутренней поверхности металлическими щетками с последующей заваркой дна газовой сваркой или электросваркой.
10.2.3. Протереть очищенные поверхности расширителя ветошью, смоченной керосином (уайт-спиритом).
10.2.4. Заглушить расширитель и испытать на маслоплотность избыточным давлением воздуха (наружные швы промазать мыльным раствором, отметить мелом места течей, снять давление).
10.2.5. Подварить места течей электросваркой.
10.2.6. Зачистить и обезжирить наружную поверхность расширителя.
10.2.7. Окрасить внутреннюю поверхность расширителя грунтовкой ФЛ-03К или ГФ-020, а наружную - эмалью ПФ-115 (серой).
10.2.8. Заполнить расширитель сухим трансформаторным маслом до уровня верхней отметки маслоуказателя и выдержать в таком состоянии в течение 3 ч. При обнаружении мест течей масла устранить причину неплотностей (подтянуть уплотнения или подварить сварные швы) и повторить испытание.
Рис. 11. Расширитель трансформатора: 1 - кран; 2 - фланец; 3 - труба; 4 - труба предохранительная; 5 - расширитель; 6 - патрубок; 7 - крышка бака; 8 - кронштейн;
9 - реле газовое; 10 – патрубок