4.1. Дугогасительное устройство.
Дугогасительное устройство (рис.4-2) включает Т-образный корпус с передаточным механизмом и два дугогасительных разрыва.
Дугогасительный разрыв (рис.5-1) закрыт фарфоровым изолятором 8.
К изолятору крепится крышка с выводом 9 для подсоединения внешних токоведущих частей. Основные элементы дугогасительного разрыва: главный (наружный) токоведущий контур, дугогасительный (внутренний) токоведущий контур, поршневой цилиндр 1, неподвижный поршень 4, дутьевое сопло 2. Главный 6 и дугогасительный 5 неподвижные контакты крепятся к крышке дугогасительного разрыва. Подвижные контакты, автокомпрессионный цилиндр и дутьевое сопло образуют единый подвижный узел, перемещающийся при срабатывании выключателя.
В выключателе используется автокомпрессионный принцип гашения дуги отключения. Во включенном положении основная часть тока проходит через главные контакты. При отключении движение от привода через оперативную тягу и механизм верхнего корпуса передается подвижным контактам 3 и 7, которые выходят из неподвижных контактов 5 и 6. С момента перемещения подвижных контактов начинается сжатие газовой смеси в дутьевом цилиндре. После размыкания главных токоведущих контактов ток переходит в дугогасительный токоведущий контур, на контактах которого после их размыкания образуется электрическая дуга отключения. К моменту размыкания дугогасительных контактов в дутьевых цилиндрах уже достигнуто необходимое давление элегаза или газовой смеси. Дуга отключения обдувается, охлаждается и гасится потоком газа, проходящим через кольцевой зазор между изоляционным дутьевым соплом и подвижным дугогасительным контактом. После гашения дуги в результате дальнейшего перемещения подвижных контактов создается необходимый изоляционный промежуток.
При включении сначала замыкаются дугогасительные, а затем главные контакты. Дуга включения также действует только на дугогасительные контакты.
4.2. Шунтирующие конденсаторы.
Шунтирующие конденсаторы емкостью 1600 пФ крепятся к дугогасительным разрывам с помощью специальных кронштейнов.
4.3. Опорная изоляция.
Опорная изоляция включает два соединенных друг с другом изолятора и оперативную тягу. Полые фарфоровые изоляторы имеют торцевые фланцы. Оперативная тяга выполнена в виде полой изоляционной трубы. Она обеспечивает передачу движения от привода к подвижным контактам. Ее движение направляется втулками на верхнем и нижнем концах, а также в месте соединения изоляторов.
4.4. Привод пружинный.
4.4.1. Краткое описание.
Основными элементами привода (рис.5-2) являются комплект включающих пружин сжатия, которые сжимаются (заводятся) двигателем через червячную передачу, и устройства, инициирующие операции включения и отключения. Включающие пружины автоматически заводятся после каждой операции включения.
Все элементы привода смонтированы в шкафу, в котором находятся также вспомогательные устройства и панели управления. Верхняя крышка шкафа и двери могут быть сняты для облегчения обслуживания и ремонтных работ.
4.4.2. Нормальное рабочее положение привода (рис.5-3).
В нормальном рабочем положении выключатель включен. Отключающая пружина 14 и включающие пружины привода 7 заведены. Выключатель удерживается во включенном положении отключающим запорным устройством 1.
4.4.3. Операция отключения (рис.5-4).
Для отключения выключателя защелка отключающего запорного устройства 1 освобождается и выключатель под действием отключающих пружин переводится в отключенное положение. Отключающие пружины 2 перемещают через тягу 3 оперативный рычаг 4 влево. В конечном положении движение демпфируется отключающим амортизатором 5 перед тем, как оперативный рычаг 4 остановится против кулачкового диска 6.
4.4.4. Операция включения (рис.5-5).
Для включения выключателя защелка включающего запорного устройства 1 освобождается. Секция цепи 2 передает энергию включающих пружин 3 кулачковому диску 4. Кулачковый диск поворачивается на угол 360° по часовой стрелке и перемещает оперативный рычаг 5 вправо, пока он не сцепится с запорным отключающим устройством 6. В конце хода движение демпфируется включающим амортизатором 7. Отключающие пружины 8 сжимаются усилием, передаваемым через тягу 9.
Секция цепи 10 перемещается вверх одновременно с перемещением секции цепи 2 вниз.
4.4.5. Заводка включающих пружин (рис.5-6).
После включения выключателя автоматически запускается двигатель и заводит включающие пружины 7. Ведущая звездочка 11 вращается против часовой стрелки и тянет секцию цепи 15. Ярмо пружин 19 поднимается и сжимает пружины. Секция цепи 16 перемещается вниз, секции 17 и 18 остаются неподвижными.
4.4.6. Оперирование.
4.4.6.1. Дистанционное/Местное управление.
При нормальной работе переключатель (1)
"Местное/Дистанционное/Цепь разорвана" находится в положении "Дистанционное". При положении переключателя "Местное" операции могут выполняться только от ключа (2) "Включить/Отключить" (рис.5-7).
4.4.6.2. Операция включения
Включение выключателя с помощью ключа "Отключить/Включить" (2) или электрического импульса может быть осуществлено при следующих условиях:
Переключатель (1) "Местное/Дистанционное/Цепь разорвана" находится в положении "Дистанционное" или "Местное" (рис.5-7).
- Включающие пружины заведены.
- Выключатель находится в отключенном положении.
- Давление газа в выключатели выше давления блокировки.
4.4.6.3. Операция отключения.
Отключение включенного выключателя может быть выполнено, если переключатель (1) "Местное/Дистанционное/Цепь разорвана" находится в положении "Местное", ключ "Отключить/Включить" (2) переведен в положение "Включить" (рис.5-7).
4.4.6.4. АПВ.
Цикл АПВ "Отключение - 0.3 с - Включение - Отключение" может быть выполнен при следующих условиях.
- Выключатель включен.
- Переключатель "Местное/Дистанционное/Цепь разорвана" находится в положении "Дистанционное"
- К началу цикла пружины привода полностью заряжены.
При АПВ устройство релейной защиты может давать команду на отключение сразу же после появления тока КЗ. Так как цепь отключения проходит через блок-контакт, то операции включения всегда будет завершена к началу операции отключения.
4.4.7. Основные особенности узлов привода.
Узел завода ПРУЖИНЫ (рис.5-8) может иметь один или два двигателя 110 или 220 В постоянного или переменного тока. Двигатель способен завести пружины при напряжении 85% от номинального.
Механическая блокировка (рис.5-9) предотвращает выполнение операции включения, если выключатель уже находится во включенном положении, а также если включающие пружины не заведены или неполностью заведены. Это может иметь место при смещении запорного отключающего устройства рукой или при неисправности запорного устройства.
Запорные устройства (рис.5-10) содержат включающую или отключающую катушки. В стандартном исполнении выключатель имеет одну включающую и две отключающие катушки напряжением 220 или 110 В и с
потребляемой мощностью 200 Вт каждая. По заказу выключатель может быть оборудован двумя включающими катушками.
Амортизаторы (рис.5-11) обеспечивают торможение подвижной системы выключателя в конце хода как на включение, так и на отключение.
Узел вспомогательных блок-контактов (рис.5-12) в стандартном исполнении содержит шесть нормально замкнутых и шесть нормально разомкнутых блок-контактов. Три нормально замкнутых и один нормально разомкнутый блок-контакты используются в схеме привода. Имеется возможность поставить дополнительно шесть нормально замкнутых и шесть нормально разомкнутых блок-контактов или двенадцать нормально замкнутых и двенадцать нормально разомкнутых блок-контактов. Вал блок-контактов (2) непосредственно соединен с оперативным рычагом привода и положение блок-контактов всегда соответствует положению выключателя.
Подогреватель (рис.5-13) установлен в приводе для предовращения конденсации влаги и подогрева привода при низких температурах. Один элемент подогревателя 70 Вт должен быть постоянно включен.
5.5 Устройство синхронной коммутации Switchsync
5.5.1 Общие сведения
Устройства Switchsync позволяют с высокой точностью контролировать моменты замыкания и размыкания электрической цепи выключателем и тем самым снижать амплитуды тока и напряжения последующего переходного процесса.
В зависимости от типа устройство может иметь различное количество командных входов, командных выходов и адаптивных входов. Адаптивные входы необходимы для определения наилучшего момента времени коммутации. Обработка входных сигналов производится электронными устройствами, собранными в корпусе Switchsync.
5.5.2 Краткое описание принципа работы
Устройство Switchsync добавляет к моменту получения команды на коммутацию временную задержку. Время задержки вычисляется, исходя из фазового угла напряжения, расчетного времени срабатывания выключателя и, в зависимости от модели, других входных данных. В адаптивном режиме, определяется фактический момент коммутации и сравнивается с рассчитанным моментом. Если эти моменты не совпадают из-за того, что фактическое время срабатывания выключателя отличается от принятого времени, то реле корректирует этот параметр для следующей операции. Тем самым, время срабатывания выключателя постоянно корректируется на основании его фактических значений, а выходная команда адаптируется так, чтобы свести к минимуму отклонения от оптимального момента коммутации.
5.5.3 Номенклатура типов устройств синхронной коммутации Switchsync
Тип Switchsync | Основное применение | Синхронизируемые операции | Управление выключателем |
F236 | Шунтирующие батареи конденсаторов, шунтирующие реакторы, силовые трансформаторы | Отключение и Включение | Пополюсное |
Т183 | Силовые трансформаторы | Включение | Пополюсное |
L183 | Некомпенсированные линии электропередач | Включение | Пополюсное |
Более подробную информацию об устройствах см. в руководстве по эксплуатации Switchsync.
"