11.4. Указания по выполнению обслуживания и ремонтных работ на приводе выключателя.
11.4.1. Подготовка к обслуживанию (рис.11-22).
Перед проведением работ на приводе выполните следующие операции:
- отключите выключатель;
- изолируйте и заземлите;
- отключите питание двигателя завода пружин;
- включите и отключите выключатель, чтобы разрядить пружины;
- снимите оперативное напряжение и (если необходимо) напряжение на подогревателях.
Если выполняемые работы связаны с риском повреждения изоляторов, то давление газа в выключателе уменьшите до 0.125 МПа.
11.4.2. Чистка привода.
При необходимости производите чистку привода внутри шкафа, используя пылесос. Следите за состоянием фильтров.
11.4.3. Защита от коррозии.
Некоторые стальные детали имеют защитные покрытия в виде марганцовистого фосфатирования. Это относится к защелкам, элементам рычажных систем и другим деталям.
Несмотря на хорошую защиту от окисления, после нескольких лет эксплуатации могут появиться пятна ржавчины, особенно у выключателей, эксплуатирующихся в агрессивной среде.
Пятна ржавчины следует удалить, после чего нанести или распылить антикоррозионный состав. Рекомендуется использовать смазку "G" или состав Tectyl 506.
N.B. После высыхания состав Tectyl 506 образует защитное воскоподобное покрытие; он не должен попадать на подшипники, а также на узлы защелок и редукторные передачи.
11.4.4. Смазка.
Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники, а также червячная передача в приводе постоянно смазаны и не требуют обслуживания. Поэтому необходимо смазывать только оси в стопорных устройствах.
Цепь передачи проверяйте на наличие смазки и отсутствие коррозии и, если необходимо, смазывайте смазкой "G" или маслом "А".
Скользящие поверхности ярма пружин и амортизаторов должны смазываться при ремонте смазкой "G".
11.4.5. Подогреватели (рис.5-13).
В приводе установлены подогреватели, один из которых предохраняет от конденсации влаги и должен быть всегда включен, а другие включаются при снижении температуры окружающего воздуха.
Измеряйте сопротивления подогревателей и проверяйте сигнализацию обрыва цепей, если таковая предусмотрена, раз в 15 лет или после 5000 операций.
Значения сопротивления подогревателей:
- 70 Вт, 220 В: R=691 Ом±10%.
-140 Вт, 220 В: R=346 Ом±10%.
- 2x140 Вт, 220 В: R=173 Ом±10%.
- 70 Вт, 110 В: R=173 Ом±10%.
-140 Вт, 110 В: R=86 Ом±10%.
- 2x140 Вт, 110 В: R=43 Ом±10%.
Антиконденсационный подогреватель (70 Вт) включен постоянно. Низкотемпературные подогреватели (140 или 2x140 Вт) включаются термостатом при снижении температуры до 7-8 °С.
11.4.6. Узел завода пружины (рис.5-8).
Проверяйте валы червячной передачи узла завода. При необходимости производите их чистку.
Смазывайте их смазкой "М" каждые 15 лет или 2000 операций.
Измеряйте ток двигателя с интервалом 15 лет или после 5000 операций. Смотри п. 9.16.
Проверяйте, что двигатель обеспечивает полную заводку пружины при напряжении, составляющем 85% от номинального напряжения.
11.4.7. Включающее и отключающее запорные устройства (рис.5-10 и рис.11-23).
В стандартном исполнении привод имеет одну катушку включения и две катушки отключения, но по запросу может быть поставлено две катушки включения.
Проверяйте, что напряжение, подаваемое на катушки, не падает ниже минимального напряжения срабатывания катушек.
Проверяйте зазор между ярмом электромагнита и вспомогательной защелкой. Зазор должен быть не более 1 мм (рис.11-23). Если зазор превышает 1 мм, то весь узел защелки должен быть заменен.
11.4.8. Амортизаторы (рис.5-11).
Привод оборудован амортизатором включения, демпфирующим вращение кулачкового диска, и амортизатором для демпфирования процесса отключения в его заключительной стадии.
Амортизатор включения.
Проверяйте уровень масла в амортизаторе, записывая процесс демпфирования при срабатывании выключателя.
Подсоедините датчик анализатора выключателя к валу кулачка в приводе и запишите процесс демпфирования. Проверьте расстояние и время демпфирования, как показано на рис.11-24. Расстояние демпфирования "а" должно быть в пределах 15-25 мм, время демпфирования "б" - в пределах 80 - 300 мс. Если измеренные значения "а" и "б" выходят за нормированные пределы, замените амортизатор целиком.
Амортизатор отключения.
Проверяйте уровень масла в амортизаторе,записываяпроцесс демпфирования при срабатывании выключателя.
Подсоедините датчик анализатора выключателя к валу выключателя и запишите процесс демпфирования. Проверьте, что процесс демпфирования соответствует рис.11-25. Если характер записанной кривой отличается от правильной кривой, то замените амортизатор целиком.
11.4.9. Приводная передача и комплект пружин.
Проводите осмотр пружин, приводной передачи и подшипников. При необходимости смазывайте их смазкой "М".
11.4.10. Вспомогательные блок-контакты (рис.5-12).
В стандартном исполнении привод оборудован 6 нормально замкнутыми и 6 нормально разомкнутыми блок-контактами 2. Три нормально замкнутых и один нормально разомкнутый блок-контакты используются в схеме привода.
Вал вспомогательных блок-контактов непосредственно соединен с оперативным рычагом привода и следует за главными контактами выключателя.
Один раз в 15 лет или после 5000 механических операций проверяйте времена срабатывания выключателя и регистрируйте времена срабатывания блок-контактов. Сравнивайте результаты с полученными при вводе в эксплуатацию.
- Подсоедините регистратор времени к сигнальным контактам 20, 29, 291 и 292 в соответствии со схемой.
- Измерьте времена t1, t2 и t3 (рис.11-26).
- Поставьте переключатель управления "местное/дистанционное" в положение "местное".
- Подсоедините регистратор времени к выводам Х1:190 и Х1:192.
- Поверните ключ "включить-отключить" сначала в положение "отключить", а затем в положение "включить".
- Запишите времена t1, t2 и t3.
- Отсоедините регистратор времени.
- Поставьте переключатель управления "местное/дистанционное" в положение "дистанционное".
11.4.11. Клеммные сборки и оборудование электрической схемы привода. Расположение клеммных сборок и электрического оборудования в шкафу
привода показано на рис.11-27.
Проверяйте затяжку всех винтов и крепление осей.
11.4.12. Ручные операции включения, отключения и натяжения пружин. Некоторые работы по обслуживанию выключателя, например
капитальный ремонт дугогасительного устройства, требуют выполнения ручных медленных операций.
Такие операции могут выполняться только обученным персоналом, хорошо знающим конструкцию выключателя и привода, для предовращения травмирования персонала.
11.4.12.1. Медленное ручное включение выключателя.
Медленное ручное включение выключателя может быть осуществлено, если предварительно выполнены следующие условия:
1) Выключатель переведен в отключенное положение.
2) Переключатель управления "местное/дистанционное" 1 (рис.11-22) находится в отключенном положении.
3) С двигателей заводки пружин снято напряжение автоматами 2 и 3.
4) Переключатель управления "двигательное/ручное" 4 находится в положении ручного управления, которое допускает установку на вал рукоятки ручного управления.
5) Включающие пружины разряжены.
а) Для разряда пружин поместите на вал рукоятку 1 (рис.11-29).
б) Нажмите на кнопку реверсивной защелки 2 с усилием, используя отвертку, чтобы освободить реверсивную защелку и разрядить пружины. Рукоятку вращайте по часовой стрелке, пока ярмо пружин не достигнет нижнего положения и не остановится против основания рамы.
6) Установлены блокирующие колодки.
Установите блокирующие колодки 1 (рис.11-30) на стержень таким
образом, чтобы фиксирующее отверстие было направлено наружу
шкафа. Установите в блокирующие колодки болты 2.
7) Механическая блокировка снята (рис.11-31).
а) Надавите вверх на стержень 1 или блокирующую планку 2.
б) Введите блокирующую ось 3 в отверстие 4.
8) Блокирующие колодки передвинуты против механического концевого стопора. Для этого поверните рукоятку против часовой стрелки, нормально на 6 - 8 оборотов, максимально на 10 оборотов.
9) Промежуточная защелка освобождена.
Для этого нажмите вниз на якорь включающей катушки 1 (рис.11-32).
При выполнении операции медленного включения она может быть прервана в любом положении, до того как блокирующий язычок сцепится с роликом. Нажмите на кнопку реверсивной защелки, чтобы выключатель медленно перемещался в направлении отключенного положения и останавливался в нужном положении, когда кнопка отпущена.
Затем выполните следующие операции:
1) Поверните рукоятку против часовой стрелки на 310 оборотов. При этом кулачковый диск 2 повернется приблизительно на 3/4 оборота и войдет в соприкосновение со стопорным роликом 3. После этого оперативный рычаг 4 будет медленно перемещать выключатель к включенному положению. Ближе к концу перемещения будет слышен щелчок, когда блокирующий язычок 5 на оперативном рычаге сцепится с роликом 6 в механизме расцепления.
2) Сделайте рукояткой еще несколько оборотов против часовой стрелки, чтобы наружный наконечник на кулачковом диске 2 оставил стопорный ролик 3. Оперативный рычаг быстро перемещается в направлении отключенного положения энергией отключающих пружин, пока блокирующий язычок 5 не остановится против ролика 6.
3) Поворачивайте рукоятку против часовой стрелки, пока блокирующий язычок 7 не будет находиться против ролика 8, так что кулачковый диск возвращается к своему нормальному положению и блокирующие колодки разгружаются.
4) Снимите блокирующие колодки.
5) Проверьте, что блокирующий язычок 7 находится против ролика 8. В противном случае кулачковый диск займет неправильное положение и привод может быть поврежден при отключении.
6) Выньте блокировочную ось 3 из отверстия 4 {рис. 11-33).
7) Переключатель управления "двигательное/ручное" поставьте в положение "двигательное".
8) Подайте автоматом питание на двигатель.
9) Переключатель управления "местное/дистанционное" поставьте в положение "дистанционное".
Теперь выключатель находится во включенном положении и может быть выполнена нормальная операции отключения.
Перед выполнением операции отключения проверьте, что блокирующие колодки убраны.
11.4.12.2. Медленное ручное отключение выключателя.
Медленное ручное отключение выключателя может быть осуществлено, если предварительно выполнены следующие условия.
1) Выключатель находится во включенном положении.
2) Переключатель управления местное/дистанционное 1 (рис.11-28) находится в отключенном положении.
3) С двигателей заводки пружин снято напряжение автоматами 2 и 3.
4) Переключатель управления "двигательное/ручное" находится в положении ручного управления, которое допускает установку на вал рукоятки ручного управления.
5) Включающие пружины разряжены.
а) Для разряда пружин поместите на вал рукоятку 1 (рис.11-29).
б) Нажмите на кнопку реверсивной защелки 2 с усилием, используя отвертку, чтобы освободить реверсивную защелку и разрядить пружины. Рукоятку вращайте по часовой стрелке, пока ярмо пружин не достигнет нижнего положения и не остановится против основания рамы.
6) Установлены блокирующие колодки.
Установите блокирующие колодки 1 (рис.11-30) на стержень таким образом, чтобы фиксирующие отверстия были направлены наружу шкафа. Установите в блокирующие колодки болт 2.
7) Блокирующая планка 1 (рис.11-33) блокирована стержнем 5 в горизонтальном положении против блокирующего диска 4.
а) Нажмите на блокирующую планку 1 с усилием вверх.
б) Введите блокирующую ось 2 в отверстие 3.
При медленной ручной операции отключения вы "захватываете" выключатель, используя кулачковый диск, затем освобождаете реверсивную защелку и позволяете приводу выполнить медленное отключение.
1) Поместите рукоятку в положение ручного оперирования и поворачивайте ее против часовой стрелки, пока блокирующие колодки не будут находиться против механического концевого стопора. Это почувствуется как легкое увеличение усилия на рукоятке, обычно после 6-8, максимум 10, оборотов.
2) Нажмите вниз на якорь включающей катушки 1 (рис.11-28), так чтобы блокирующий язычок 2 расцепился с роликом 3.
3) Поверните рукоятку против часовой стрелки приблизительно на 300 оборотов. Если будет сделано слишком много оборотов рукоятки, то будет слышен звук, когда кулачковый диск 4 пройдет мимо ролика 5 и вернется снова в положение, показанное на верхнем чертеже рис.11-34. Сделайте новую попытку при несколько меньшем числе оборотов, чем в первой попытке.
4) Нажмите на кнопку реверсивной защелки в узле заводки пружины.
5) Освободите рукоятку и дайте ей вращаться до остановки.
6) Освободите отключающее запорное устройство с помощью легкого постукивания по якорю 6, например отверткой. Отключающие пружины выключателя перемещают оперативный рычаг 7 в направлении отключенного положения. Движение прекращается, когда стопорный ролик 5 находится против кулачкового диска 4.
7) Удерживайте кнопку реверсивной защелки, пока выключатель переводится отключающими пружинами в отключенное положение. Если усилия пружин недостаточно, чтобы сместить блокирующий язычок 2, так что
он проходит и сцепляется с роликом 3, нажмите на кнопку и поворачивайте рукоятку по часовой стрелке.
8) Снимите блокирующие колодки.
9) Проверьте, что блокирующий язычок 2 находится против ролика 3.
В противном случае поворачивайте рукоятку против часовой стрелки, пока блокирующий язычок не будет против ролика.
10) Выньте блокировочную ось из отверстия.
11) Переключатель управления "двигательное/ручное" поставьте в положение "двигательное".
12) Подайте автоматом питание на двигатель.
13) Переключатель управления "местное/дистанционное" поставьте в положение "дистанционное".
Теперь выключатель находится в отключенном положении и может быть выполнена нормальная операции включения.
Перед выполнением операции отключения проверьте, что блокирующие колодки убраны.
11.4.12.3. Ручное натяжение включающих пружин.
1) Поворачивайте рукоятку против часовой стрелки, пока включающие пружины не будут полностью заряжены. Проверьте расстояние между ярмом пружин и основанием рамы - 294+2 мм (рис.11-35).
2) Переключатель управления "двигательное/ручное" поставьте в положение "двигательное".
3) Подайте автоматом питание на двигатель.
4) Переключатель управления "местное/дистанционное" поставьте в положение "дистанционное".
5) Выполните контрольную операцию.
11.4.13. Механическая блокировка.
11.4.13.1. Проверка механической блокировки.
Проверьте положение блокировочной планки 2 относительно блокировочного диска 3 (рис.11-36). Блокировочная планка должна быть выше диска на 2 мм.
Проверьте, что цепь включения замкнута, когда планка не сцеплена с блокировочным диском.
11.4.13.2. Снятие механической блокировки.
Если кулачковый диск застопорен блокировочной планкой, то нельзя выполнить операцию включения, пока кулачковый диск не будет возвращен в свое нормальное положение.
- Разрядите вручную включающие пружины:
а) Поставьте переключатель "местное/дистанционное" в отключенное положение.
б) Снимите питание с двигателя автоматом на панели управления.
в) Поставьте переключатель управления "двигательное/ручное" в положении ручного управления, которое допускает установку на вал
рукоятки ручного управления. Поставьте рукоятку.
- Нажмите с усилием на кнопку реверсивной защелки отверткой и поворачивайте рукоятку по часовой стрелке, пока блокирующий язычок на оперативном рычаге 1 не пройдет полностью ролик 2 (рис.11-37а).
- Устраните причину блокировки.
- Поворачивайте рукоятку против часовой стрелки, пока блокирующий язычок на оперативном рычаге 1 не остановится против ролика 2 на включающем запорном устройстве (рис.11-37б).
"