4. Устройство и работа выключателя
4.1. Выключатель типа HPL 550B2 относится к электрическим коммутационным аппаратам высокого напряжения, в которых в качестве дугогасительной и изоляционной среды используется элегаз (шестифтористая сера SF6), чистый или в смеси с другими газами (хладоном или азотом). Чистый элегаз с плотностью, соответствующей давлению 0.5 МПа при температуре 20°С, начинает сжижаться при температуре около минус 45°С. Чтобы обеспечить работоспособность выключателя при низких температурах воздуха до минус 50°С и 55°С, используются газовые смеси "элегаз - азот" и "элегаз - хладон" соответственно.
В выключателе с номинальным током отключения 63 кА используется только газовая смесь "элегаз - хладон" при повышенном давлении заполнения - 0.8 МПа абс.
Качественный и количественный состав применяемой смеси приведен в Приложении 1 и на заводской табличке.
3.1. В состав выключателя входят три функционально самостоятельных полюса с индивидуальными приводами и общий шкаф управления (рис.4-1).
3.2. Полюс выключателя имеет Т-образную компоновку и состоит из следующих основных частей: двухразрывного дугогасительного устройства 1, опорной изоляции 2, пружинного привода 3, шунтирующих конденсаторов 4 и рамы 5 (рис.4-2).
3.3. Гашение электрической дуги отключения осуществляется в двухразрывном автокомпрессионном дугогасительном устройстве. Потоки газа, обеспечивающие гашение дуги, создаются в результате сжатия газа в дутьевых цилиндрах, перемещаемых вместе с подвижными контактами за счет энергии привода.
3.4. Шунтирующие конденсаторы обеспечивают равномерное распределение напряжения между разрывами дугогасительного устройства отключенного выключателя.
3.5. Опорная изоляция обеспечивает изоляцию дугогасительного устройства от потенциала земли и передачу движения от привода к подвижным контактам.
3.6. Пружинный привод выключателя имеет включающие пружины сжатия, которые заводятся (сжимаются) автоматически универсальным двигателем после каждого отключения выключателя. На каждом полюсе имеется отключающий механизм, содержащий отключающую пружину сжатия. При включенном выключателе отключающие пружины всегда заведены (сжаты) и выключатель готов к отключению. Шкаф привода выполнен из стойкого к коррозии алюминия и имеет изоляцию для снижения шума.
3.7. Опорная изоляция полюса выключателя, привод и отключающая пружина монтируются на металлической раме. Элементы рамы защищены от окисления методом горячего цинкования. Рама состоит из двух сварных половин, соединяемых с помощью крепежных болтов.
3.8. Полюс выключателя герметизирован и заполняется элегазом или газовой смесью. Герметичность объема, заполненного газовой смесью, обеспечивается с помощью системы статических и динамических уплотнений. Контроль плотности газа во всех полюсах осуществляется с помощью специальных мониторов плотности, представляющих собой манометр с температурной компенсацией. Каждый полюс имеет фильтр, адсорбирующий влагу и продукты разложения элегаза дугой.
3.9. В шкафу управления расположены основные органы и элементы управления, подогреватели, клеммники.
3.10. В нормальном положении выключатель включен, включающие пружины в приводах и отключающие пружины в отключающих механизмах заведены. При этом выключатель готов выполнить команду на отключение и быстродействующее АПВ. Полюса выключателя удерживаются во включенном положении с помощью отключающих защелок. Включающие пружины удерживаются в заведенном состоянии с помощью включающих защелок. Защелки находятся в приводах.
При подаче команды на отключение отключающие катушки освобождают отключающие защелки, и выключатель отключается под действием пружин. От отключающих механизмов движение с помощью тяг передается рычагам, а затем изоляционным оперативным тягам и подвижным контактам. В конце хода движение демпфируется масляными амортизаторами. Процесс отключения токов описан в п.5.1.
При команде на включение включающие катушки освобождают включающие защелки. Кулачковые диски приводов под действием включающих пружин поворачиваются и через оперативные рычаги передают движение тягам приводов, затем рычагам, изоляционным оперативным тягам полюсов и подвижным контактам. Одновременно заводятся (сжимаются) отключающие пружины. В конечном положении подвижная система выключателя фиксируется отключающими защелками.
После включения выключателя запускаются двигатели и заводятся включающие пружины. При этом валы приводов и приводные рычаги фиксируются включающими защелками. После полной заводки пружин концевые выключатели размыкают цепи питания двигателя.
"