Правильный выбор подлежащих диагностированию узлов и деталей (элементов) электрооборудования, является одним из важных вопросов разработки общей системы диагностирования. От него зависит направление и содержание дальнейших работ по определению параметров, измеряемых при диагностировании, разработке методов и средств диагностирования, разработке технологии, и в конечном счете, экономическая эффективность диагностирования данного типа электрической машины или аппарата.

При создании методов и средств диагностирования встречаются случаи, когда разработка ведется для электрических машин и аппаратов, выпускаемых серийно и проработавших определенное время, и когда разработка ведется для нового электрооборудования. В первом случае для определения узлов и деталей, подлежащих диагностированию, обычно собирают данные об отказах электрических машин и аппаратов в условиях эксплуатации. Во втором случае для получения исходных данных проводят испытания опытной партии нового электрооборудования.

На основании анализа количества и причин отказов определяется перечень элементов конструкции, которые ограничивают ресурс или работоспособность электрической машины или аппарата.

В связи с тем, что диагностирование электрооборудования, как и любой машины или механизма, целесообразно проводить только при получении соответствующего экономического эффекта или обеспечении безопасности эксплуатации, ниже изложена методика определения номенклатуры деталей и узлов (элементов), подлежащих диагностированию. В методике учтены отдельные положения, изложенные в работе, а также ущерб, возникающий вследствие отказов элементов электрооборудования.

Приведенные затраты на эксплуатацию элемента электрической машины или аппарата без применения диагностирования определяются выражением
затраты на эксплуатацию элемента электрической машины
где 3Ti, 3pi — приведенные затраты соответственно на техническое обслуживание и ремонты (текущий и капитальный) элемента, p.; 3oi — приведенные затраты на устранение отказов элемента, р.; Уi — приведенный ущерб от отказа элемента, р.

Ущерб вследствие отказа элементов электрооборудования, как правило, связан с простоем рабочих машин, механизмов и технологических линий или установок. Простой вызывает уменьшение количества вырабатываемой продукции, ее порчу и другие отрицательные последствия.

Приведенные затраты при эксплуатации электрической машины или аппарата
затраты при эксплуатации электрической машины
где n — число элементов электрической машины или аппарата.

На 1-м этапе принимают, что диагностированию подлежат элементы, ограничивающие ресурс работы электрооборудования, т. е. у которых в процессе эксплуатации возникают отказы, вызывающие затраты на их устранение.

Оценкой для сравнения последствий отказов элементов машины или аппарата является отношение:
Оценка для сравнения последствий отказов элементов машины

В первую очередь дальнейшему анализу должны подвергаться элементы, у которых отношение имеет наибольшее значение. Располагая вычисленные по формуле значения G в ряд в порядке убывающей последовательности, записываем неравенство, указывающее на очередность дальнейшего анализа элементов для определения целесообразности их диагностирования:
очередность дальнейшего анализа элементов

В связи с тем, что диагностирование связано с определенными затратами, целесообразность его проведения для элемента определяют по наличию экономического эффекта. Применение диагностирования приводит к изменению затрат на техническое обслуживание, уменьшению затрат на ремонт и устранение отказов, обычно снижает ущерб от простоев.

Приведенные затраты при эксплуатации элемента с применением диагностирования Зэ.дi записываются выражением
затраты при эксплуатации электрической машины
где Зт.дi, Зр.дi — приведенные затраты соответственно на техническое обслуживание и ремонт элемента при применении диагностирования, р.; Зо.дi — приведенные затраты на устранение отказов элемента, р.; Удi — приведенный ущерб от отказов элемента при применении диагностирования, р.; 3дi — приведенные затраты на диагностирование элемента, р.

Приведенные затраты при эксплуатации электрической машины или аппарата с применением диагностирования записываются аналогично выражению:
затраты при эксплуатации с применением диагностирования

Экономический эффект при применении диагностирования элемента электрической машины или аппарата Ээ.дi определяется из выражения Ээ.дi = 3эi — 3э.дi. Уменьшение затрат, связанных с эксплуатацией элемента электрической машины или аппарата, при диагностировании достигается увеличением ресурса и безотказности, а также установлением оптимальной периодичности обслуживания.

Диагностирование элемента целесообразно, если соблюдается неравенство 3эi > 3э.дi, т. е. когда приведенные затраты при эксплуатации элемента без применения диагностирования больше приведенных затрат при применении диагностирования. В противном случае диагностирование элемента (узла или детали) нецелесообразно.

Экономический эффект при применении диагностирования электрической машины или аппарата
Экономический эффект при применении диагностирования
где n1 — число элементов машины или аппарата, диагностирование которых обеспечивает получение экономического эффекта.

Относительная эффективность диагностирования элементов определяется из выражения
Относительная эффективность диагностирования

Вычисленные доли Gд эффективности диагностирования каждого элемента в общей эффективности диагностирования электрической машины или аппарата располагают в ряды по убывающим значениям
Вычисленные доли эффективности диагностирования

Полученный ряд характеризует элементы, подлежащие диагностированию, и указывает на сравнительную эффективность их диагностирования, а также создает возможность принятия решения об очередности работ по разработке методов и средств для диагностирования элементов (деталей и узлов) электрической машины или аппарата.






Дополнительно по теме: