При текущих ремонтах электрических машин для определения целесообразности дальнейшей эксплуатации или замены подшипников в обязательном порядке измеряют значения их радиальных зазоров. При измерении зазоров подшипники не снимают с валов электрических машин, так как съем и напрессовка нарушают посадку подшипников на валы. Кроме того, при съеме довольно часто повреждаются тела качения подшипников.

Перед определением технического состояния подшипники тщательно промывают в 10%-ном растворе автола или дизельного масла в бензине и осматривают. Пригодные к дальнейшей эксплуатации подшипники не должны иметь на кольцах и телах качения выкрашивания металла и трещин, лунок, выбоин, цветов побежалости, свидетельствующих о перегреве, глубокой коррозии, отслоений металла, рисок и забоин на беговых дорожках. Сепараторы подшипников не должны иметь сквозных трещин, отломов, ослабленных заклепок, забоин и вмятин, препятствующих свободному и плавному вращению колец подшипников. Исправные подшипники должны легко вращаться, при этом не должно наблюдаться притормаживания и заедания. Вращение подшипников должно сопровождаться глухим шипящим звуком, резкое металлическое дребезжание не допускается.

Приспособление KH-G178
Рис. 28. Приспособление KH-G178 для измерения радиального зазора подшипников электродвигателей без съема с вала (а) и его крепление на роторе электродвигателя (б):
1 — захват; 2 — основание; 3 — вертикальная стойка; 4 — ползун; 5 — горизонтальная стойка: 6 — индикатор; 7 — призма; 8 — зажим; 9 — винт; 10 - ножка индикатора; 11 — подшипник; 12 — ротор.

Основным диагностическим параметром, по которому выбраковывают подшипники, является радиальный зазор. Для измерения радиального зазора в подшипниках электродвигателей без съема с валов разработано приспособление КИ-6178 (рис. 28, а, б). Это приспособление также можно применять для измерения зазоров в подшипниках синхронных генераторов, сварочных генераторов, вращающихся преобразователей и других электрических машин.

До измерения зазоров в подшипниках короткозамкнутых роторов приспособление крепят на крае бочки ротора предварительно сняв призму 7 с зажимом 8, а перед измерением зазоров в подшипниках фазных роторов электродвигателей, якорей синхронных и сварочных генераторов, преобразователей и других электрических машин — на их валах. При измерении рукой перемещают внешнее кольцо подшипника вверх и вниз и по разности показаний индикатора определяют радиальный зазор в подшипнике.






Дополнительно по теме: