В связи с тем, что погружные электродвигатели разработаны без учета требований диагностирования, при текущем и капитальном ремонтах в них устанавливают датчик контроля технического состояния.

Подготовка электродвигателя к установке датчиков заключается в формировании посадочных мест для шести держателей датчика в пазах статора и в сверлении двух отверстий в корпусе нижнего подшипникового щита для крепления держателя петли контроля износа упорного подшипника. Формирование посадочных мест под установку держателей проводится с помощью простого приспособления для вырубки пазов с размерами, обеспечивающими фиксированную посадку держателя.

В трех пазах статора устанавливают шесть держателей, по три с каждой стороны. Держатели устанавливают над 1, 8, 16-м пазами, причем за 1-й паз принимают любой из пазов статора.

Для крепления держателя нижнего конца проводника датчика на нижнем подшипниковом щите сверлят два отверстия диаметром 4,2 мм на расстоянии 35 мм друг от друга и нарезают в них резьбу Л15. Затем на щите устанавливают латунные держатель и накладку и крепят их винтами (рис. 54).

Элементы крепления петли датчика для контроля
Рис. 54. Элементы крепления петли датчика для контроля износа упорного подшипника погружного электродвигателя:
1 — проводник датчика; 2 — держатель; 3 — накладка.

Изготовление датчика заключается в следующем. От провода ПЭВВП диаметром 2 мм отрезают два отрезка. Длина одного отрезка составляет 500 мм, а другого — 300—400 мм, в зависимости от длины и диаметра статора электродвигателя. Концы каждого из отрезков зачищают на длине 5 мм и залуживают припоем. Отрезок провода длиной 500 мм припаивают к положительному выводу диода. К отрицательному выводу диода припаивают резистор MЛT-1 сопротивлением 2—3 кОм, а к свободному выводу резистора — второй отрезок. Места паек, диод и резистор изолируют липкой полихлорвиниловой лентой ПХ Л-20-0,2, накладывая ее вполнахлеста с натяжением на длине 90—100 мм до тех пор, пока не сформируется плотная капсула. Диод и резистор допускается капсулировать изолирующими пластмассами путем заливки. Сопротивление изоляции датчика, погруженного в металлическую ванночку с водой и выдержанного в ней до проведения измерения в течение 2—3 ч, должно быть не менее 500 МОм. При измерении сопротивления изоляции датчика клемму мегомметра со знаком «плюс» подсоединяют к короткому проводнику датчика, а клемму со знаком «минус» — к корпусу ванночки.

Устанавливают датчик в электродвигатель следующим образом. Капсулу датчика с диодом и резистором укладывают в лобовой части обмотки электродвигателя со стороны пайки обмотки в звезду и закрепляют изоляционной лентой.

Конец проводника датчика длиной 3000—4000 мм протягивают последовательно через каждый из подготовленных пазов, оставляя свободные петли между пазами для образования лобовой части витков. Выходящий из последнего паза остаток проводника должен иметь длину 200—300 мм.

Следует отметить, что если при текущем ремонте датчик в электродвигателе устанавливают не впервые, то вначале из пазов удаляют держатели датчика статора, а проводник старого датчика используют для протяжки через пазы проводника нового датчика. Для этого к концу проводника старого датчика припаивают конец проводника нового датчика таким образом, чтобы место пайки не имело острых выступов и диаметр пайки не был больше диаметра провода с изоляцией. Затем, вытягивая проводник старого датчика, протягивают проводник нового датчика через пазы электродвигателя. При этом следят, чтобы не повредить изоляцию обмотки электродвигателя и проводник нового датчика.

Две части держателя складывают так, чтобы в образовавшемся отверстии помещался проводник датчика, а выступы одной части вошли во впадины другой части держателя. Перемещая держатель вдоль проводника датчика, устанавливают держатель в подготовленный паз таким образом, чтобы держатель плотно прилегал плечиками к скошенным сторонам паза. При приложении усилия от руки установленный в паз держатель не должен перемещаться в любом направлении.

Расположение держателя датчика
Рис. 55. Расположение держателя датчика в пазу статора электродвигателя:
1 — проводник датчика; 2 — держатель датчика.

Расположение держателя датчика в пазу статора погружного электродвигателя иллюстрирует рис. 55. Поверхность держателя с проводником датчика должна выступать над поверхностью расточки статора на 0,45—0,5 мм. Остальные пять держателей датчика устанавливают аналогично установке 1-го держателя. Припаянный к диоду короткий проводник датчика длиной 500 мм укладывают в лобовой части обмотки, отрезают излишек, зачищают конец и присоединяют (припаивают или приваривают) к соединению обмотки электродвигателя в звезду. Соединение надежно изолируют изоляционной лентой ПХЛ-20-0,2.

Петли проводника датчика, идущие от держателя к держателю, прикрепляют к лобовой части обмотки электродвигателя изоляционной лентой. На выходящий из последнего держателя проводник датчика одевают полихлорвиниловую трубку длиной 100 мм и диаметром 3 мм, а конец проводника надежно изолируют изоляционной лентой ПХЛ-20-0,2.

Ротор с нижним подшипниковым щитом и корпусом подпятника вставляют в статор на две трети длины ротора. При этом статор располагают так, чтобы установленные в нем держатели с проводником датчика находились сверху и по сторонам, т. е. чтобы ротор не ложился на держатели.

Вставленный в полихлорвиниловую трубку конец проводника датчика обводят вокруг латунного держателя, как это показано на рис. 54. Затем подшипниковый щит вместе с корпусом подпятника подают вперед, выбрав зазоры в узле подпятника. Между нижним торцом ротора и держателем устанавливают шаблон толщиной 0,5 мм и придвигают держатель и шаблон вплотную к ротору. Фиксируют положение держателя, зажав винты. Суммарное расстояние от поверхности медной жилы проводника датчика до торца должно составлять 1,5 мм. Вынув шаблон, вводят ротор в статор, укладывают и укрепляют свободную часть петли проводника, идущего к держателю на подшипниковом щите.

Электродвигатель собирают, заполняют внутреннюю его полость водой и погружают в ванну с водой.

В связи с тем, что в цепи датчика имеется диод, мегомметром на 500 В дважды измеряют сопротивление обмотки электродвигателя с присоединенным к ней датчиком. При 1-м измерении клемму мегомметра со знаком «плюс» присоединяют к обмотке электродвигателя, а клемму со знаком «минус» — к ванне с водой. При 2-м измерении клемму мегомметра со знаком «плюс» присоединяют к ванне с водой, а клемму со знаком «минус» — к обмотке электродвигателя. Сопротивление изоляции в обоих случаях должно быть одинаковым и составлять не менее 5 МОм при температуре 20±5° С.






Дополнительно по теме: