Рис. 18. Установка расширителя и газового реле (вид сверху)
На завершающей стадии ремонта на трансформаторе монтируют расширитель, газовые реле, выхлопную трубу, термосигнализатор, пробивной предохранитель (если он предусмотрен конструкцией) и другие устройства, демонтированные при разборке. Монтаж производят в порядке, обратном разборке. Расширитель до установки комплектуют маслоуказателем, осушителем воздуха, вентилем, пробками, патрубками и другими устройствами, предусмотренными в его конструкции.
Если осушитель воздуха встроен в расширитель, то к нижней части отстойника на резиновой прокладке крепят органическое стекло и засыпают осушитель через верхнее отверстие индикаторным, а затем техническим силикагелем. При навесной конструкции осушителя его крепят к фланцу патрубка на расширителе.
Укомплектованный расширитель 3 (рис. 18) крепят к крышке 1 трансформатора двумя кронштейнами 2 и болтами 7. Вначале к фланцу 4 патрубка расширителя на прокладке 6 крепят плоский кран 5, а к крышке — патрубок 9. Затем между краном и патрубком устанавливают корпус газового реле 8. Предварительно крышку реле разболчивают и вынимают внутреннее устройство. Стрелка, нанесенная на корпусе реле, должна показывать в сторону расширителя. Далее при ослабленных болтах 7 кронштейны вместе с расширителем смещают в сторону реле (по стрелке А) так, чтобы шпильки плоского крана вошли в отверстия корпуса и прокладка 10 прижалась к его фланцу. Возможность перемещения кронштейнов относительно крышки достигается имеющимися в них продольными отверстиями 11.
Навинчивая на шпильки гайки, притягивают корпус к крану затем подтягивают болты крепления кронштейнов.
Закрепляют корпус реле и проверяют его наклон угломером по отношению к крышке трансформатора; угол наклона с подъемом в сторону расширителя должен быть 1,5—2°. Далее в корпус помещают внутреннее устройство реле, устанавливают прокладку и крепят его крышку болтами; окончательно затягивают болты кронштейнов расширителя. Затем, укомплектовав выхлопную трубу диафрагмой, крепят ее к крышке и соединяют с расширителем газоотводной трубкой. Проверяют работу плоского крана — не должно быть заеданий при открывании и закрывании его. Перед установкой крана ось затворного устройства уплотняют сальниковой набивкой.
Приборы контроля температуры и пробивной предохранитель устанавливают после предварительной проверки их в лаборатории. После полной сборки трансформатор доливают маслом и проверяют на плотность (герметичность). Для сообщения бака с наружным воздухом и заполнения устройств маслом при его заливке открывают кран, установленный между газовым реле и расширителем, вывертывают верхнюю пробку расширителя, все воздушные винты и пробки на вводах, радиаторах, термосифонных фильтрах и других устройствах, где они предусмотрены для этих целей. Если масло начинает просачиваться, пробки и винты ввертывают и уплотняют асбестовым шнуром, пропитанным бакелитовым лаком. Заполнение маслом продолжают до нормального уровня в расширителе.
После заливки масла и выпуска воздуха трансформатор испытывают на плотность. Испытание заключается в проверке отсутствия свищей в уплотнениях, арматуре и местах сварки избыточным давлением масляного столба. Для этого на крышке трансформатора (или отверстия расширителя) устанавливают трубу 0 30—40 мм с воронкой на конце. Трубу заполняют трансформаторным маслом и поддерживают давление в баке в течение 3 ч. Если в местах уплотнений и в сварных швах масло не просачивается, трансформатор герметичен. В случае течи в местах уплотнений ее устраняют подтягиванием болтовых соединений или заменой прокладок; при течах в сварных соединениях их заваривают электросваркой.
При испытании высота масляного столба в трубе должна быть 1,5 м от уровня крышки, или 0,6 м от верхней точки расширителя. При испытании гидравлическим прессом учитывают, что 1 м масляного столба равен 85 ГПа.
После проверки плотности масло сливают через нижний кран бака до нормального уровня, одновременно проверяют работу маслоуказателя: уровень масла в стеклянной трубке должен понижаться плавно, без срывов и всплесков. Если есть срывы и всплески, необходимо разобрать маслоуказатель, проверить правильность установки резиновых прокладок и прочистить отверстия в коленах. Через 8—10 ч после доливки маслом (время выделения воздуха) из трансформатора берут пробу масла для сокращенного химического анализа и испытания на электрическую прочность. Затем трансформатор подвергают электрическим испытаниям. Если при ремонте время нахождения активной части на воздухе превысило норму или предварительная проверка изоляции мегаомметром показала, что сопротивление изоляции занижено против нормы, перед электрическим испытанием трансформатор подсушивают.
В инструкции даны ответы на следующие вопросы:
1. Какие работы входят в объем среднего ремонта трансформаторов?
2. Какие следует соблюдать условия при вскрытии и ремонте трансформаторов, чтобы избежать его увлажнения?
3. Какая последовательность работ при ремонте трансформатора без разборки активной части?
4. Способы прессовки обмоток трансформатора и последовательности операций при опрессовке обмоток.