Ремонт остова начинают с проверки чистоты вентиляционных каналов в магнитной системе и отсутствия на поверхности мест перегрева. Признаками местных перегревов служат цвета побежалости (изменение нормального цвета стали на желтый, фиолетовый, синий) и наличие продуктов разложения масла в виде черной спекшейся массы. У сухих трансформаторов с воздушным охлаждением каналы продувают сжатым воздухом, у масляных — промывают струей горячего трансформаторного масла. Лезвием ножа проверяют плотность прессовки пластин ярм. При хорошей прессовке оно не должно входить между пластинами от усилия руки. Подтягиванием гаек на стяжных шпильках подпрессовывают ярма, проверяют состояние и крепление шинок, заземляющих магнитную систему.
При шпилечной стяжке мегаомметром измеряют сопротивление изоляции стяжных шпилек верхнего и нижнего ярм: один конец мегаомметра 3 соединяют с магнитной системой 1, а другой поочередно присоединяют к каждой стяжной шпильке 2, как это показано на рис. 9. Если сопротивление изоляции одной или нескольких шпилек значительно меньше, чем остальных, или равно нулю, торцовым или двусторонним гаечным ключом отвинчивают гайки, извлекают шпильки из ярмовых отверстий вместе с изолирующими бумажно-бакелитовыми трубками и осматривают их. Если изоляционная трубка и шпилька имеют признаки перегрева (обугливание изоляции, наличие цветов побежалости, оплавление) и при осмотре отверстий в ярме обнаружено замыкание кромок пластин, то верхнее ярмо разбирают и при необходимости пластины переизолируют. Поврежденные бумажно-бакелитовые трубки заменяют новыми.
Рис. 9. Измерение сопротивления изоляции стяжной шпильки магнитной системы
Рис. 10. Изоляция стяжной шпильки ярма
Перед установкой шпилек тщательно осматривают и прочищают отверстия в ярмах. Укомплектованные трубками, электрокартонными и стальными шайбами шпильки вставляют в отверстия ярм, навинчивают гайки и равномерно затягивают их с двух сторон. При этом следят, чтобы шпильки при затягивании гаек 8 (рис. 10) с каждой стороны ярма имели одинаковую длину. Трубка 2 шпильки 1 не должна в опрессованном состоянии ярма упираться в стальную шайбу 7, но в то же время должна перекрывать стенку ярмовой балки 5. При необходимости трубку укорачивают так, чтобы зазор между ней и шайбой в сжатом состоянии ярма был не менее 2 мм. Это достигается подбором толщины электрокартонной шайбы 6, изолирующей стальную шайбу 7 и соответственно шпильку / от ярмовой балки.
Далее от ярмовой балки отделяют заземляющую шинку и измеряют мегаомметром сопротивление изоляции ярмовых балок относительно пластин 3 магнитной системы: один провод мегаомметра присоединяют к балке, изолированной от ярма прокладкой 4, другой — к одному из пакетов ярма.
Если качество изоляции хорошее, заземляющую шинку ставят на место и для предотвращения ослабления гайки стяжных шпилек кернят обычно в трех точках: рабочую часть кернера ставят между гайкой и шпилькой и, ударяя молотком, забивают резьбу (рис. 11).
Рис. 11. Керновка гаек
Исправность цепи заземления контролируют мегаомметром: один его конец соединяют с активной сталью, другой — с ярмовой балкой: при этом он должен показывать нулевое значение.
У магнитных систем бесшпилечной конструкции ярмо подпрессовывают подтяжкой гаек на внешних шпильках, скобах полубандажах. Мегаомметром проверяют качество изоляции полубандажей и подъемных пластин (расположенных вдоль стержней) по отношению к активной стали.
Подтяжку выполняют ключами с удлиненной рукояткой, рассчитанной на создание необходимого усилия прессовки.