Бак должен быть отремонтирован к окончанию ремонта активной части. При ремонте из него полностью сливают масло, демонтируют размещенные на стенках устройства, протирают насухо внутреннюю и наружную поверхности. Если при осмотре бака обнаружились места просачивания масла, трещины, эти места заваривают электросваркой. С борта рамы и с фланцев бака удаляют негодные уплотняющие прокладки и тщательно очищают поверхности, на которых были установлены демонтированные устройства.
Баки трансформаторов снабжены кранами вентильного типа. Их ремонт выполняют в такой последовательности: вывинчивают болты крепления вентиля к баку, разбирают, чистят и промывают детали вентиля керосином, заменяют сальниковую набивку. Если вентиль после сборки и испытания не обеспечивает маслоплотности, притирают посадочные поверхности.
Сборку вентиля производят в порядке, обратном разборке. Затем по размеру фланца вырезают резиновую прокладку и устанавливают кран на старое место. Пробку сливного отверстия уплотняют асбестовым волокном, пропитанным бакелитовым лаком.
Рис. 15. Уплотнение крышки бака:
а, б, в — различные способы укладки резиновой прокладки на борт рамы бака, г — устройство стыка прокладки
Для уплотнения крышки 2 к борту бака приклеивают уплотняющую прокладку 3 (рис. 15). Чтобы при креплении болтами 4 уплотняющая прокладка не выдавливалась внутрь бака, применяют различные способы ее установки. Например, на рис. 111, а показан способ, при котором по периметру рамы 5 приварен стальной пруток 1 04—5 мм. Аналогичный способ изображен на рис. 15, б, здесь роль прутка выполняет стенка 6 бака, выступающая над плоскостью рамы. В отдельных случаях изготовляют сплошную прокладку 3 с отверстиями для болтов и закрепляют ее так, как показано на рис. 15, в. Концы стыкуемой прокладки срезают наискось; длина скошенной части в зависимости от толщины резины указана на рис. 15, г. Концы склеивают и укладывают прокладку на борт бака так, чтобы стык приходился между отверстиями для болтов. Предварительно борт бака смазывают клеем.
При ремонте расширителя осматривают и чистят его внутреннюю поверхность, особенно верхнюю часть, так как она при работе трансформатора длительно соприкасается с теплым (иногда влажным) воздухом и подвержена большой коррозии. Если коррозия незначительна, расширитель промывают и несколько раз ополаскивают чистым маслом. При большой коррозии демонтируют боковую стенку, стальными щетками удаляют ржавчину и красят поверхность эмалью 624С или 1201.
Все пробки, отстойник и маслоуказатель чистят и промывают трансформаторным маслом, резиновые прокладки и сальниковые уплотнения заменяют новыми.
Одновременно с ремонтом бака и его арматуры ремонтируют радиаторы (охладители), предохранительную трубу, осушитель воздуха, термосифонный фильтр и их краны. Ремонт этих устройств в основном включает те же операции, что и ремонт бака: чистку, промывку, окраску, проверку на отсутствие течи, изготовление и замену уплотняющих прокладок, замену сальниковой набивки в кранах и уплотнений пробок.
Радиаторы и термосифонные фильтры при ремонте опрессовывают гидравлическим прессом. При обнаружении течей внутреннюю поверхность радиатора отпаривают, промывают горячей водой, заваривают трещины электросваркой и вторично опрессовывают. Если течи нет, радиатор промывают горячим маслом, закрывают патрубки глухими фланцами на прокладках и в таком виде хранят до момента навешивания на бак.
Рис. 16. Крепление патрубков радиатора и плоского крана к баку: а — последовательность операций, б — вид в сборе
В термосифонном фильтре и осушителе воздуха заменяют силикагель. Радиаторы и краны крепят к баку до заполнения его маслом. Порядок их навески и крепления следующий: к фланцам 3 верхнего и нижнего патрубков 2 бака / (рис. 16, а) приклеивают резиновые прокладки 4, а затем фасонные шпильки 10 (по четыре на патрубок) пропускают через отверстия (с выточками для борта шпилек) кранов 5, прокладок 4 и фланцев 3 и плотно притягивают их гайками 11 к фланцам 3. Далее к кранам приклеивают прокладки 6, подъемным механизмом поднимают радиатор до уровня совпадения фланцев и кранов и направляют отверстия фланцев 7 коробки 8 радиатора на выступающие концы шпилек верхнего и нижнего кранов. Прислонив фланцы радиатора к кранам и завинчивая до отказа гайки 9, крепят радиатор. Аналогично навешивают и крепят к баку термосифонный фильтр (рис. 16, б).