До разборки трансформатор тщательно осматривают снаружи и выявляют внешние неисправности: течь масла, механические повреждения бака и расширителя, сколы и трещины на фарфоровых вводах, оценивают состояние армировочной замазки и фланцев вводов, уплотнений, проверяют исправность пробивного предохранителя, маслоуказателя и термометра. Выявленные дефекты заносят в ведомость технического состояния трансформатора. Чтобы более полно определить дефекты (отсутствие течей масла) в сварных швах бака и других сварных и литых частях трансформатора, его испытывают избыточным давлением масла. После этого сливают масло из трансформатора и приступают к его разборке. Если в день демонтажа наружных устройств трансформатора и разболчивания крышки активную часть из бака не планируется вынимать (как это часто бывает при ремонте крупных трансформаторов), масло сливают до уровня верхнего ярма так, чтобы изоляция и обмотки остались в масле. Этим сокращают время пребывания активной части на воздухе.
Если ремонт активной части и бака намечено закончить за один прием или активную часть нужно сушить, масло сливают полностью через нижний кран бака. У трансформаторов I и II габаритов масло обычно спускают самотеком, у более мощных — выкачивают насосом.
Если масло пригодно для дальнейшей эксплуатации, его сливают в чистый бак с герметически закрывающимся люком. Бракованное масло сливают в отдельную тару.
Для вскрытия и подъема активной части крюк подъемного механизма устанавливают так, чтобы его ось проходила через центр тяжести трансформатора. В этом случае при подъеме активная часть не задевает за стенки бака. После этого отвинчивают гайки и болты устройств, размещенных на крышке, пользуясь двусторонними рожковыми, торцовыми и разводными гаечными ключами. Наиболее употребительными являются рожковые, имеющие с каждой стороны зев, соответствующий размеру головки болта или гайки.
Наиболее часто употребляемые стандартные размеры двусторонних гаечных ключей и соответствующие им размеры болтов следующие:
Размеры ключа,
мм...... 14 17 19 22 24 27 30 32 36 41 46 55 65 75 80 85
Диаметр болта,
мм...... 8 10 12 14 16 18 20 22 24 27 30 36 42 48 52 56
Разводные ключи разделяют по номерам от 1 до 6. Первый номер имеет раствор губок до 19 мм, второй — до 30, третий — до 36, четвертый — до 41, пятый — до 46 и шестой — до 50 мм. Трудоемкость работ при отвинчивании и завинчивании болтовых соединений значительно уменьшается с применением пневматических гайковертов.
Раскрепление болтовых соединений трансформаторов, не имеющих расширителя, предохранительной трубы и другой арматуры, начинают с разъемного соединения крышки с баком. У трансформаторов, на крышке которых смонтированы эти устройства, вначале демонтируют газовое реле, затем предохранительную трубу, расширитель, приводы переключателей и другие устройства. Для демонтажа газового реле с каждой его стороны отвинчивают по четыре болта. При этом реле поддерживают рукой или подкладывают под него деревянную подкладку, Освободив болты, корпус реле перемещают параллельно фланцам и снимают его. Отверстия реле закрывают временными глухими фланцами из электрокартона, которые закрепляют освободившимися болтами. Реле осторожно укладывают на стеллаж или сразу отправляют в лабораторию для проверки и испытания.
Расширитель демонтируют в следующем порядке: отсоединяют от него маслопровод, идущий к газовому реле, закрывают стекло маслоуказателя временным щитком из доски или фанеры, привязывая его к арматуре маслоуказателя, стропят расширитель пеньковым или стальным стропом в зависимости от массы, отвинчивают болты, крепящие кронштейны расширителя, и опускают его на пол. Расширители крупных трансформаторов снимают грузоподъемным механизмом. На подстанциях для этих целей применяют автокран.
Чтобы грязь и влага не попали в расширитель, все отверстия в нем закрывают заглушками и временно уплотняют старыми резиновыми прокладками. Далее двумя рожковыми ключами раскрепляют болтовое крепление крышки: одним ключом отвинчивают гайку, расположенную под бортом крышки, другим удерживают головку болта от проворачивания. Болты укомплектовывают гайками и шайбами и, слегка смочив керосином, хранят до сборки в металлической таре.
Рис. 1. Активная часть трансформатора вместе с крышкой, поднимаемая универсальными строками
Рис. 2. Устройство двухветвевых стропов:
а — типа ГСК из стального каната, б — строп типа ГСЦ из цепи, 1 — крюк с предохранительной скобой, 2 — ветвь стропа, 3 — кольцо для зачаливания к подъемному механизму
Очередной наиболее ответственной технологической операцией является строповка активной части трансформатора и выемка ее из бака 1 (рис. 1). Если она не скреплена с крышкой 3, вначале снимают крышку, если скреплена, например подъемными шпильками 2, то активную часть вместе с крышкой поднимают стропами 5, зацепленными за крюк 6 подъемного механизма. Для строповки активных частей небольшой массы за два рыма применяют двухветвевые стропы (рис. 2), изготовленные из гибких сортов стальных канатов, или цепей, за четыре рыма — четырехветвевые. Для подъема трансформаторов, активных частей и съемных (верхних) частей баков с нижним разъемом, имеющих большие массы, применяют универсальные петлевые и кольцевые стропы (рис. 3), изготовленные из стальных гибких канатов, которые сращиваются путем вплетения прядей и бандажирования всей длины вплетения. На рис. 4 и 5 показаны различные способы зацепки универсальных стропов в зависимости от конструкции подъемных устройств частей трансформатора. При строповке следует учитывать угол наклона ветвей стропа к вертикальной оси. Чем больше угол а (см. рис. 1), тем больше натяжение ветви. Например, при а = 60° нагрузка на каждую ветвь увеличивается в два раза по сравнению с вертикальным положением ветвей (ос=0). Поэтому при выборе стропов следует учитывать не только массу поднимаемой части трансформатора, но и длину стропов выбирать такой, чтобы угол наклона ветвей не превышал 45°. При подъеме активной части необходимо соблюдать большую осторожность. В начале ее немного приподнимают и проверяют надежность зацепления стропов за рымы и крюк, кроме того, стропы должны быть натянуты одинаково.
Рис. 3. Устройство универсальных стропов типа УСК:
а — с петлями, б — кольцевого
Рис. 4. Способы зацепки стропов за подъемные устройства частей трансформатора:
а, б — за кольцевой рым с помощью штыря и скобы, в — за крюк бака, г — за проушину подъемной пластины; 1,4 — кольцевые рымы, 2 — специальный штырь; 3 — скоба, 5, 6 — крюк и стенка бака, 7 — подъемная пластина с проушиной
Рис. 5. Способы зацепки стропов за крюки подъемного механизма: а, б, в — за однорогие крюки, г — за двурогий крюк; 1 — крюк, 2 — предохранительная скоба, 3 — строп
Как только крышка отделится от борта бака и активная часть окажется приподнятой, подъем прекращают и смотрят, не сместилась ли крышка, а вместе с ней и активная часть по отношению к первоначальному положению в баке. Если она поднимается с перекосом и есть опасность, что она заденет за бак, то ее опускают и вновь проверяют правильность строповки, т. е. одинаковы ли длины стропов и правильно ли положение крюка относительно центра тяжести трансформатора.
Чтобы удостовериться в исправной работе подъемного механизма и его тормоза, активную часть приподнимают на 100— 200 мм от дна бака, несколько минут держат на весу и опускают. Затем при ремонте в заводских условиях активную часть вынимают из бака полностью, устанавливают на решетку стока масла в маслосборный бак промывочного отделения и промывают струей теплого сухого трансформаторного масла. При ремонте в нестационарных условиях активную часть вынимают до положения, удобного для промывки ее над баком. Перед промывкой ее осматривают, обращая внимание на места отложения шлама и загрязнения в обмотках, на остове и в каналах.
Промывку активной части проводят сверху вниз. Тщательно промывают каналы обмоток и магнитной системы, а также другие доступные для промывки части трансформатора. После промывки и стока масла активную часть транспортируют на заранее подготовленную площадку и опускают обычно на деревянные бруски, размещенные в противне так, чтобы она заняла устойчивое вертикальное положение. Далее освобождают стропы и приступают к ремонту активной части, крышки, бака, радиаторов и других частей трансформатора. Как правило, активную часть и бак ремонтируют одновременно с таким расчетом, чтобы не задержать установку ее в бак и заливку маслом, сокращая до минимума время нахождения ее на воздухе.