3.4 Технологическая карта капитального ремонта асинхронных электродвигателей 6кВ типа ВА12–41–4, АОВ2–14–41–4, АВ–113–4М, 4АОВ–400–У4–У3, АО4–355Х–4УХЛ3.
№ п/п | Наименование операций | НТД (чертежи т.д.) | Контрольные операции | Приспособления, инструмент, оборудование | Возможные дефекты, неисправности | Рекомендуемый метод устранения. | Примечание | |
Метод | Критерии | |||||||
3.4.1 Разборка электродвигателя. | ||||||||
3.4.1.1 | Проверить состояние выводов и изоляторов | ЛЭМ 703,2 РС | ВК | Чистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях. | Г.к. 17х19, г.к. 12х13, наждачная бумага, бензин, спирт этиловый, паяльник, ветошь безворсовая, припой ПОС-40. | Окисление поверхности выводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы на шпильках изоляторов, нарушение крепления наконечников на кабелях и фазных выводах электродвигателя | Отшлифовать поверхность выводов, протереть изоляторы этиловым спиртом. шпильки протереть бензином, при наличии трещин и повреждения резьбы заменить изолятор, пропаять наконечники на выводах и на кабеле. | |
3.4.1.2 | Рассоединить полумуфты электродвигателя и насоса. | ЛЭМ 703,2 РС | - | - | - | - | - | Выполняет и обслуж. ЦЦР |
3.4.1.3 | Застропить ЭД за рым-болты и переместить на ремонтную площадку | ЛЭМ 703,2 РС | Кран мостовой, строп петлевой | В соответствии с Приложением 23 | ||||
3.4.1.4 | Проверить электрическую прочность изоляции обмоток напряжением 10кВ в течение 1 мин. | ЛЭМ-156 | ИК | Отсутствии пробоя | Испытательная установка 10,5кВ. | Пробой изоляции | При пробое в лобовых частях произвести ремонт изоляции, в случае пробоя в пазовых частях - замена статора. | - |
3.4.1.5 | Замерить сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции | ЛЭМ-156 | ИК | Не менее 40 МОм | Мегомметр 2500В | Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2 | Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора | - |
3.4.1.6 | Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току. | ЛЭМ-156 | ИК | Различные фазы, своим активным сопротивлением, не должны отличаться друг от друга более чем на 2% | Мост измерительный | Витковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений. | Произвести пайку дефектных мест, в случае виткового замыкания произвести замену статора. | - |
3.4.1.7 | Снять кожух вентилятора | ЛЭМ-156 | ВК | Кран мостовой | Для ЭД типа АОВ2–14-41–4 и 4АОВ–400–4У3 | |||
3.4.1.8 | Установить ЭД в горизонтальное положение на сторону, противоположную коробке выводов | ЛЭМ-156 | ВК | Кран мостовой | Для вертикальных ЭД | |||
3.4.1.9 | Снять полумуфту с электродвигателя | ЛЭМ 703,2 РС | - | - | - | - | - | Выполняет и обслуж. ЦЦР |
3.4.1.10 | Отсоединить и снять вентилятор с вала ЭД | ЛЭМ-156 | ВК | Набор г/к | Для ЭД типа АОВ2–14–41–4 и 4АОВ–400–4У3 | |||
3.4.1.11 | Поддомкратить рабочий конец вала, подложив под вал деревянную прокладку | ЛЭМ-156 | ВК | Домкрат, деревянные прокладки | ||||
3.4.1.12 | Отсоединить нижний подшипниковый щит (фланец) от статора и капсюля подшипника, произвести разметку положения щита относительно статора | ЛЭМ-156 | ВК | г/к 17х19, кернер, кувалда 3кг, ломик монтажный | ||||
3.4.1.13 | Застропить щит и отжать от станины и капсюля отжимными болтами. | ЛЭМ-156 | ВК | Строп, г/к 17х19 | ||||
3.4.1.14 | Застропить верхний подшипниковый щит | ЛЭМ-156 | ВК | Строп | ||||
3.4.1.15 | Отсоединить верхний подшипниковый щит от статора, отжать от станины отжимными болтами, произвести разметку положения щита относительно статора | ЛЭМ-156 | ВК | г/к 17х19, кернер, кувалда 3кг, ломик монтажный | ||||
3.4.1.16 | Опуская домкрат и стропы на верхнем щите уложить ротор | ЛЭМ-156 | ВК | |||||
3.4.1.17 | Отсоединить верхний подшипниковый щит от капсюля подшипника и отжать с помощью отжимных болтов | ЛЭМ-156 | ВК | г/к 17х19, болты отжимные | ||||
3.4.1.18 | Снять оба щита и уложить на подставки | ЛЭМ-156 | ВК | Подставки | ||||
3.4.1.19 | Закрыть электрокартоном лобовые части обмоток статора | ЛЭМ-156 | ВК | Электрокартон ЭВ "I" | ||||
3.4.1.20 | Отсоединить от станины и снять направляющие щитки | ЛЭМ-156 | ВК | Только для АВ–113–4М | ||||
3.4.1.21 | Вывести ротор из статора | ЛЭМ-156 | ВК | Приспособление для вывода статора, кран мостовой | При выводе ротора воздушный зазор должен просвечиваться и просматриваться | |||
3.4.1.22 | Уложить ротор на подставки | ЛЭМ-156 | ВК | Кран мостовой | ||||
3.4.1.23 | Снять электрокартон с лобовых обмоток статора | ЛЭМ-156 | ВК | |||||
3.4.1.24 | Для избегания попадания инородных предметов и пыли, статор накрыть пленкой или временно установить щиты | - | ВК | - | Плёнка полиэтиленовая, электрокартон | - | - | При закрытии щитами центральные отверстия щитов закрыть электрокартоном |
3.4.2 Ревизия статора. | ||||||||
3.4.2.1 | Очистить от загрязнений и продуть сжатым воздухом вентиляционные каналы, расточки, лобовые части обмотки, корпус статора | ЛЭМ-156 | ВК | Приспособление для продувки, безворсовая ветошь | ||||
3.4.2.2 | Проверить состояние активной стали статора со стороны спинки и зубцов | ЛЭМ-156 | ВК | Щуп под нажимом руки (15 кгс) не должен входить на глубину > 4мм | Щуп контрольный | Механические повреждения, ослабление прессовки, контактная коррозия, цвета побежалости | Отправить статор в ремонт | |
3.4.2.3 | Снять диффузор. Проверить состояние уплотняющих (защитных) втулок диффузора в технологических отверстиях для проходки выводов при снятии (установке) диффузоров. | ЛЭМ-156 | ВК | Отсутствие загрязнений, трещин, рассыхания, эластичность (для резиновых втулок). | Набор г/к, защитные втулки. | Наличие загрязнений. Повреждений: трещин, рассыхания, охрупчивания материала. | Загрязнения удалить, при необходимости уплотняющие (защитные) втулки заменить на новые из водостойкой резины или другого эластичного диэлектрического материала. | Для ЭД типа АОВ2–14–41–4 и 4АОВ–400–4У3 |
3.4.2.4 | Определить плотность заклиновки всех клиньев | ЛЭМ-156 | ВК простукиванием молотком по центру и краям клина | Однородный, глухой звук и Отсутствие дребезжания | Молоток 0.2 кг | Ослабление, выпадение, облом, обгорание отдельных клиньев | Произвести переклиновку или замену дефектных клиньев | |
3.4.2.5 | Очистить от пыли, грязи, масла и осмотреть лобовые части обмотки статора | ЛЭМ-156 | ВК | Отсутствие загрязнений, плотная намотка бандажей и посадка дистанционных распорок | Игла бандажная, бандажная лента | Ослабление бандажей и распорок | Перебандажировать лобовые части обмотки, установить дистанционные распорки | |
3.4.3 Ревизия ротора. | ||||||||
3.4.3.1 | Очистить от загрязнений и продуть сухим воздухом ротор, вал и активную сталь | ЛЭМ-156 | ВК | Отсутствие загрязнений, | Приспособление для продувки, безворсовая ветошь | |||
3.4.3.2 | Проверить целостность и плотность посадки стержней ротора | ЛЭМ-156 | ВК через лупу, ОК простукиванием молотком | Отсутствие дребезга при простукивании, отсутствие нарушений целостности стержней | Лупа, молоток 0.5 кг, чекан | Ослабление чеканки стержней, обрыв стержней, трещины в стержнях | Расчеканить стержни, дефектные заменить | |
3.4.3.3 | Проверить качество сварки стержней с кольцами | ЛЭМ-156 | ВК через лупу | Целостность мест сварки стержней и колец | Лупа, мост измерительный, припой и флюс для соответствующей марки алюминия, | Нарушение целостности сварных соединений | Запаять или заварить дефектные места. | |
3.4.3.4 | Осмотреть железо ротора, проверить состояние прессовки | ЛЭМ-156 | ВК | Щуп под нажимом руки (15 кгс) не должен входить на глубину > 4мм | Щуп контрольный | Нарушение прессовки листов ротора | Отправить ротор в ремонт | |
3.4.3.5 | Проверить крепление балансировочных грузов | ЛЭМ-156 | ВК | Плотное крепление балансировочных грузов | Отвертка | Ослабление крепления балансировочных грузов | Затянуть крепления | |
3.4.3.6 | Осмотреть шейки вала, посадочные места подшипников. | ЛЭМ-156 | ВК | Чистота поверхности не ниже класса 6, соответствие диаметра заданному размеру | Скоба измерительная, микрометр, бумага наждачная №16 | Задиры, износ | Отшлифовать вал, при несоответствии диаметров отправить ротор на наплавку и проточку вала | |
3.4.4 Ревизия подшипников. | ||||||||
3.4.4.1 | Сдвинуть внутреннюю крышку подшипника на вал | ЛЭМ-156 | ||||||
3.4.4.2 | Удалить старую смазку | ЛЭМ-156 | Ванна для промывки деталей, бензин Б–70 | |||||
3.4.4.3 | Осмотреть подшипник | ЛЭМ-156 | ВК | Отсутствие видимых дефектов подшипников | Лунки, выкрашивания, следы выработки, матовые дорожки на поверхностях качения, деформация шариков или роликов | Заменить подшипник | ||
3.4.4.4 | Измерить радиальный зазор между роликом и верхней обоймой подшипника | ЛЭМ-156 | ВК | Зазоры должны соответствовать требованиям п. 4.4.1.6. | Щуп, набор №2 | Несоответствие величины зазора | Заменить подшипник | |
3.4.4.5 | Заполнить подшипник смазкой. Для подшипников электродвигателей конденсатных насосов 6 кВ машзала предпочтительно использовать смазку СВЭМ. | ЛЭМ-156 | Полное заполнение подшипника и заполнение камеры подшипниковой крышки на 1/3 объема смазкой | Деревянная или пластиковая лопатка, пластичная смазка (ЛИТОЛ-24, СВЭМ, ЦИАТИМ-201) | При использовании смазки СВЭМ на корпус электродвигателя установить информационную табличку «В верхний и нижний подшипники заложена смазка СВЭМ» (размер таблички не менее листа формата А5) | |||
3.4.5 Сборка электродвигателя. Перед сборкой электродвигателя необходимо теснением установить на роторе, щитах и буксе верхнего подшипника электродвигателя заводской номер соответствующего им статора. В дальнейшем, при замене статора, ротора, щитов или букс на резервные необходимо отражать это в отчетной документации на ремонт и эксплуатационных журналах ТО и ремонта электродвигателей конденсатных насосов с указание номеров заменяемых деталей. | ||||||||
3.4.5.1 | Снять электрокартон с лобовых обмоток статора | ЛЭМ-156 | ВК | - | - | - | - | |
3.4.5.2 | Завести ротор в статор | ЛЭМ-156 | ВК | Приспособление для вывода статора, кран мостовой | - | - | При выводе ротора воздушный зазор должен просвечиваться и просматриваться | |
3.4.5.3 | Установить подшипниковые щиты | ЛЭМ-156 | - | - | - | - | - | |
3.4.5.4 | Установить вентилятор на вал электродвигателя. | ЛЭМ-156 | ВК | - | Набор г/к | - | - | Для ЭД типа АОВ2–14–41–4, АО4–355Х–4УХЛ3и 4АОВ–400–4У3 |
3.4.5.5 | Установить воздухоохладители. | ЛЭМ-156 | ВК | - | Набор г/к , ГП кран | - | - | Для ЭД типа АОВ2–14–41–4 и 4АОВ–400–4У3 |
3.4.5.6 | Установить кожух вентилятора | ЛЭМ-156 | ВК | - | Набор г/к , ГП кран | - | - | Для ЭД типа АОВ2–14–41–4, АО4–355Х–4УХЛ3и 4АОВ–400–4У3 |
3.4.5.7 | Напрессовать полумуфту на вал электродвигателя | ЛЭМ 703,2 РС | - | - | - | - | - | Выполняет и обслуживает ЦЦР |
3.4.5.8 | Перекантовать электродвигатель в вертикальное положение, застропить ЭД за проушины и установить на «фонарь» (корпус) насоса. | ЛЭМ 703,2 РС | ВК | - | Кран мостовой, строп петлевой набор ГК | - | - | В соответствии с Приложением 23 |
3.4.5.9 | Установить направляющие щитки | ЛЭМ-156 | ВК | - | - | - | - | Только для АВ–113–4М |
3.4.5.10 | Подключить силовой питающий кабель и заземление | ЛЭМ 703,2 РС | ВК | Чистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях. | Г.к. 17х19, г.к. 12х13, наждачная бумага, бензин, спирт этиловый, паяльник, ветошь безворсовая, припой ПОС-40. | Окисление поверхности выводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы на шпильках изоляторов, нарушение крепления наконечников на кабелях и фазных выводах электродвигателя | Отшлифовать поверхность выводов, протереть изоляторы этиловым спиртом. шпильки протереть бензином, при наличии трещин и повреждения резьбы заменить изолятор, пропаять наконечники на выводах и на кабеле. |
Подшипник №2 (нижний) электродвигателя типа АВ-113-4М подлежит обязательной замене в каждый капитальный ремонт независимо от его состояния.
При замене подшипника его необходимо спрессовать с вала с помощью съемника винтового. Новый подшипник промывается от консервационной смазки в бензине Б-70. Подшипник нагревать в масляной ванне до температуры 90°С и напрессовывать на вал. Рекомендации по установке подшипников приведены в Приложении 20. Посадка подшипника на вал - плотная. Затем подшипник заполняется пластичной смазкой (ЛИТОЛ-24, СВЭМ, ЦИАТИМ-201). Для подшипников электродвигателей конденсатных насосов 6 кВ машзала предпочтительно использовать смазку СВЭМ. При использовании смазки СВЭМ на корпус электродвигателя установить информационную табличку «В верхний и нижний подшипники заложена смазка СВЭМ» (размер таблички не менее листа формата А5). Камера подшипниковой крышки заполняется смазкой на 1/3 объема. После сборки произвести контрольный замер сопротивления изоляции двигателя и коэффициента абсорбции мегомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40МОм, коэффициент абсорбции – не менее значения, указанного в п. 1.3.2.