+7 (351) 215-23-09




МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН

ОТБРАКОВКА ШИН И ЗАЖИМОВ

Шины до начала монтажа должны быть тщательно осмотрены с целью выявления имеющихся в них дефектов и решения вопроса о пригодности их к монтажу.

Дополнительно по теме

Отбраковка жестких и гибких шин

Характер дефекта

Допуск

Способ устранения дефектов

Прямоугольные и круглые жесткие шины

Волнистость шины (изгиб плашмя)

Не нормируется

Правка на плите молотком из твердых пород дерева

Поперечная кривизна (изгиб на ребро)

Не более 1 мм на 1 м шины

То же

Вмятины и выемки, уменьшающие сечение шины

Допускается уменьшение сечения шины вследствие вмятин и выемок не более 1 % от общего сечения для меди, 1,5% для алюминия

При повышении допуска до 10% сечение шины в дефектном месте усиливается путем наложения болтовых накладок. При уменьшении сечения свыше 10% дефектное место вырезается

Раковины на шинах

Допускаются раковины диаметром не более 5 мм и глубиной не более 0,15 мм для алюминия и не более 0,55 мм для меди

При раковинах диаметром свыше 5 мм и глубиной более 0,15 мм и 0,55 мм дефектное место вырезается

Шлаковые включения

Допуск не дается

Дефектное место вырезается

Слоистость и хрупкость металла

Допуск не дается

Дефект неустраним, шина бракуется

Продольные и поперечные трещины независимо от размера

Допуск не дается

Дефект неустраним, шина бракуется

Круглые многопроволочные гибкие шины (провода)

Обрыв отдельных проволок

Допускается обрыв только одной проволоки при условии использования дефектного участка шины на спуск или петлю

На место обрыва накладывается проволочный бандаж

Узлы (барашки), вмятины, перекрутки, надрезы проволоки

Допуск не дается

Дефектные места вырезаются

Неверное направление повива

Допуск не дается

Дефект неустраним, провод бракуется

Коррозия внутренних поверхностей повивов

Допуск не дается

Дефект неустраним, провод бракуется

Раскрутка провода против повива

Допуск не дается

Дефект неустраним, провод бракуется

Обработка жестких и гибких шин

Наименование операции

Способ обработки

Технические условия, способы проверки, допуски

Обработка и зачистка медных и алюминиевых шин. Снятие пленок окисла, устранение неровностей с контактных поверхностей и зачистка жестких шин

Обработка медных и алюминиевых шин производится грубым напильником или специальными фрезами на шино-фрезном станке. Алюминиевые шины после обработки зачитаются под слоем вазелина. Непосредственно перед установкой контактная поверхность алюминиевой шины вторично зачищается мягкой стальной щеткой

После обработки контактная поверхность шины должна быть шероховатой и при проверке стальным угольником и щупом 0,05 X 10 мм последний не должен проходить на глубину более 5 мм с любой стороны соприкасающихся поверхностей. Уменьшение сечения шины на обработанном участке не должно быть более 2%

Зачистка многопроволочных гибких шин (проводов)

Поверхность гибкого провода, а при сильном окислении каждая проволока очищается мягкой стальной щеткой и покрывается тонким слоем технического вазелина, не содержащего кислот и щелочей

Отсутствие кислот в вазелине проверяется путем подогрева его до 80-90° С в присутствии отполированной медной пластинки; спустя 12 часов пластинка не должна темнеть

Отсутствие щелочей определяется путем смешивания вазелина с концентрированной серной кислотой - вазелин не должен чернеть

Лужение контактных поверхностей медных и стальных шин

Для лужения медных и стальных шин применяется припой ПОС-30, а в качестве флюса - канифоль или мазь (канифоль, разведенная в денатурированном спирте). Для ответственных контактов и при больших рабочих токах применяется припой ПОС-90

Толщина слоя ппипоя не должна превышать 0,1- 0,15 мм

Контактные поверхности медных и стальных шин подвергаются лужению:

а) медных - при прокладке их в сырых помещениях и на открытом воздухе

б) стальных - независимо от места их прокладки и характера окружающей среды

Гнутье медных, алюминиевых и стальных шин

Гнутье шин производится на специальном станке по шаблонам, заготовленным и проверенным по месту установки шин. Шаблоны изготовляются из стержней жесткой проволоки или катанки 4- 5 мм

Полосы шин гнутся на плоскость без подогрева, а на ребро с подогревом изгибаемого участка: алюминий до 250° С, медь до 350° С, сталь до 600° С. При гнутье шин должны быть соблюдены следующие радиусы изгиба:

гнутье на ребро; сталь - а; медь-1,5 а, алюминий-2 а; гнутье на плоскость - 2 б (а-ширина полосы в мм; б - толщина полосы в мм).

Для круглых шин диамметром до 16 мм:

медь и сталь - 50 мм;

алюмииий - 70 мм;

диамметром до 30 мм:

медь и сталь-100 мм;

алюминий - 150 мм.

Расстояние от начала изгиба шины до ближайшего контактного соединения должно быть не менее 50 мм, а до оси первого опорного изолятора - не менее 100 мм

Шины РУ соединяются между собой болтами, сжимными накладками, зажимами или сваркой.

Выбор способа соединения зависит от материала, формы и размеров шин, величин рабочих токов и окружающей среды.

Плоские шины соединяются между собой болтами с гайками, сжимными накладками или сваркой.

При болтовом соединении шин надежный контакт в месте соединения их создается надлежащим затягиванием болтов.

Наибольшие допустимые силы затягивания болтов и усилия от руки на ключ при соединении шин

Диаметр болта в мм

Площадь нормальной шайбы в мм кв

Наибольшая сила в кг затягивания болтов при температуре в °С

Усилие в кг от руки на ключ при окружающей температуре в °С

+5

+10

+15

+5

+10

+15

10

12

14

16

18

280

450

500

650

870

270

400

530

730

1290

315

500

650

900

1500

375

580

780

1050

1715

5

7

9

13

17

7

9

11

16

20

8

12

15

18

22

 

Затягивать болты необходимо специальным ключом с регулируемым усилием. При завертывании болтов и гаек обычными (гаечными, разводными и др.) ключами применение рычага не допускается во избежание смятия металла шин под гайками и болтами.

При затягивании болтов усилие контролируется ключом с регулируемым усилием, а плотность прилегания - щупом 10x0,2 мм, который йе должен входить между контактными поверхностями шин на глубину более 5-6 мм.

Эскизы болтовых соединений прямоугольных шин.

1. Обозначения: А-алюминий, С - сталь, М-медь.

2. Крепежные детали, применяемые для болтовых соединений шин, должны иметь антикоррозийное покрытие. В закрытых распределительных устройствах могут применяться вороненые крепежные детали.

Применение алюминиевых болтов, гаек и шайб в качестве крепежных деталей для болтовых соединений шин недопустимо.

3. При рабочем токе шин свыше 5000 А следует применять болты из немагнитных материалов.

Размеры болтовых соединений прямоугольных шин "внахлестку"

Ширина главной шины Н1 в мм

Ширина ответвляемой шины Н2 в мм

Конструктивные размеры контактного соединения в мм

Материал шин

№ эскиза на рисунке

Размер болтов

а

б

в

г

д

е

ж

100

100

80

60-50-40

60-50-40

30

25-20

15

100

-

-

-

60

50

50

50

50

50

50

30

26

26

50

40

-

-

-

-

-

25

25

25

25

15

12

12

17

17

17

13

11

11

7

25

20

H2/2

H2/2

15

H2/2

8

-

-

-

-

-

-

-

А-С-М

А-С-М

С

А-М

А-С-М

А-С-М

С

1 и5

5

6

6

8

8

8

М-16

М-16

М-16

М-12

М-12

М-10

М-6

80

80

60-50-40

60-50-40-30

25-20

25

15

80

-

-

-

50

50

40

40

40

40

26

26

40

-

-

-

-

-

20

20

20

20

12

12

17

17

13

11

11

7

20

H2/2

H2/2

H2/2

12,5

8

-

-

-

-

-

-

А-С-М

С

А-М

С

А-М

С

1 и 5

6

6

6

8

8

М-16

М-16

М-12

М-10

М-10

М-6

60

60

60

60

60

60

50

40-30

25-20

15-12

90

80

60

-

-

-

-

-

-

26

-

26

26

26

26

30

30

30

56

40

26

26

26

26

30

30

30

17

30

17

17

17

17

15

15

15

13

17

13

17

13

13

13

11

7-5,5

17

20

17

17

17

17

H2/2

H2/2

H2/2

28

-

-

-

-

-

-

-

-

А

С

М

С

А-М

А-С- М

А-С-М

А-С-М

С

2

3

4

7

7

7

6

6

6

М-12

М-16

М-12

М-16

М-12

М-12

М-12

М-10

М-6

50

50

50

50

50

40-35-25-20

16-12

75

75

-

-

-

-

22

-

22

22

26

26

46

40

22

22

-

-

14

25

14

14

12

12

13

17

13

13

11

7-5,5

14,5

17,5

14

14

H2/2

H2/2

23

-

13

13

-

-

А

С

М

А-С-М

А-С-М

С

2

3

4

7

6

6

М-12

М-16

М-12

М-12

М-10

М-6,5

40

40

40

40

40

30

25

20-15

12

80

80

-

-

-

-

-

-

-

-

18

-

-

-

20

20

40

40

18

-

-

-

-

-

20

20

11

20

20

20

10

10

17

13

11

17

13

11

7

5,5

20

20

11

20

15

12,5

H2/2

6

-

-

-

-

-

-

-

-

С

А-М

А-С-М

С

А-М

А-С-М

А-С-М

С

3

3

7

9

9

9

6

6

М-16

М-12

М-10

М-16

М-12

М-10

М-6

М-5

 

Крепление шин на изоляторах

а) однополосных плоских и круглых шин: 1 - болт; 2 - шайба пружинящая; 3 - шайба нормальная стальная; 4 - шина; 5 - планка шинодержателя; 6 - скоба стальная, б) многополосных плоских шин: 1 - шина; 2 - планка стальная или из немагнитного металла толщиной 6-8 мм; 3 - планка стальная толщиной 8-10 мм; 4 - шпилька стальная 1/2"; 5 - прокладка "сухарь", равная толщине шины; 6 - прокладка из электрокартона толщиной 1,5-2 мм.

Установка и крепление жестких шин

Наименование операции

Способ выполнения

Технические условия, допуски и нормы

Установка и крепление однополюсных шин прямоугольного или круглого сечения

Однополосные шины устанавливаются на головках изоляторов и закрепляются при установке на плоскость —одним болтом, пропущенным сквозь отверстие в шине, или двумя болтами с применением шинодержателя

Круглые шины крепятся с помощью скоб и винтов

При установке однополосной шины "на плоскость" и креплении ее одним болтом отверстие в шине для крепежного болта в целях обеспечения свободного перемещения шины вдоль оси должно иметь овальную форму. Шина крепится к головке изолятора с применением пружинящей и стальной шайб, подкладываемых под головку крепежного болта

При установке многополосных шин в шинодержателях для повышения жесткости шин и улучшения условий их охлаждения между полосами должны вставляться прокладки - «сухари», равные толщине шины

Установка и крепление многополосных шин прямоугольного сечения

При рабочих токах, превышающих допускаемые для однополосных шин, применяют многополосные пакеты, состоящие из нескольких полос шин, закрепленных в шинодержателях «на плоскость или на «ребро»

Для повышения жесткости пакета и создания между шинами необходимого зазора, улучшающего условия их охлаждения, между шинами устанавливают распорные прокладки типа ПРШ

Между планкой шинодержателя и шинами должен сохраняться зазор 1—1,5 мм. Пии длине одной фазы сборной шины 20 мм и более, когда удлинение их может быть значительным, предусматриваются специальные компенсирующие устройства, воспринимающие на себя эти удлинения

При рабочем токе шин свыше 1500 А детали крепления шин в шинодержателях рекомендуется изолировать прокладками из электрокартона, а при токах свыше 2000 А, кроме того, применять детали из немагнитных материалов

Все детали распорных прокладок должны иметь антикоррозийное покрытие

Дополнительно по теме

Камеры КСО-Збб, КСО-272, КРУ

Описание

Изоляторы

Изоляторы ИО-10, ИОР-10, ИП-10/630

Разъединители

РВ, РВО, РВФЗ, РЛНД

Предохранители до 1000В

Описание предохранителей ПК, ПР, ПН. Номенклатура предохранителей

Высоковольтные предохранители

Описание предохранителей ПК, ПР, ПН. Номенклатура предохранителей

Приводы к выключателям напряжением 3-10 кВ

Приводы ПР-10, ПР(А)-17, ПП-67, ППМ, ППВ-10, ПЭ-11