ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЫ, МАШИННАЯ ПОСТОЯННАЯ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Технико-экономические показатели, размеры, масса и стоимость электрической машины зависят от ее главных размеров - внутреннего диаметра сердечника якоря D (в машинах постоянного тока D - внешний диаметр якоря) и расчетной длины сердечника якоря . В свою очередь главные размеры D и решающим образом зависят от основных электромагнитных нагрузок машины - индукции в воздушном зазоре и линейной нагрузки А в номинальном режиме (линейная нагрузка А обмотки переменного тока - суммарное действующее значение тока всех проводников обмотки, отнесенное к единице длины окружности якоря: ). Расчетная мощность машины Sр, ее главные размеры и электромагнитные нагрузки связаны между собой машинной постоянной Арнольда
где расчетная длина машины (рис. 16-6); коэффициент формы кривой индукции; - эффективное и среднее значения индукции; при синусоидальном распределении индукции -расчетный коэффициент полюсного перекрытия обычно - обмоточный коэффициент для основной гармонической магнитного поля (см. раздел), обычно .
Расчетная длина машины весьма близка к действительной длине сердечника якоря при отсутствии радиальных вентиляционных каналов и на 5-15% меньше длины при наличии каналов.
Расчетная мощность Sр в машинах переменного тока равна "внутренней" полной мощности
где Ен и Uн - э. д. с. обмотки фазы при номинальной нагрузке и номинальное фазное напряжение обмотки якоря; Ен/Uн= kЕ = 0,95...1,05; Рн - номинальная активная мощность машины; - номинальный коэффициент мощности машины.
Расчетная мощность в машинах постоянного тока
где для генератора и kЕ= 0,95 для двигателя; Pн=Uн/Iн - номинальная электрическая мощность на зажимах машины.
Чем меньше машинная постоянная, тем выше электромагнитные нагрузки, тем меньше размеры машины при заданной мощности и частоте вращения; при заданной мощности машины с большей частотой вращения меньше по размерам и легче по весу.
Ориентировочные значения А и современных электрических машин приведены в табл. 16-2 (диапазон значений А соответствует указанному в скобках диапазону значений мощности, полюсного деления t или диаметра якоря D). На графиках рис. 16-7 указана ориентировочная относительная масса (полная масса, отнесенная к единице полной мощности, кг/кВА) электрических машин.
Технико-экономические свойства машины существенно зависят от отношения
При увеличении l машина удешевляется, но усложняется задача ее охлаждения. Значения l современных машин переменного тока указаны в табл. 16-3
Рис. 16-6. Основные размеры электрической машины.а - продольный разрез машины; б - кривая индукции в воздушном зазоре.
Рис. 16-7. Относительная масса электрических машин (ориентировочные значения). 1 - машины переменного тока общего применения; 2 - гидрогенераторы с воздушным охлаждением обмоток; 3 - гидрогенераторы с водяным охлаждением обмотки статора; 4 - турбогенераторы с внутренним водяным охлаждением обмотки статора и внутренним водородным охлаждением обмотки ротора.
Таблица 16-2
Тип машины |
||
Асинхронные и синхронные машины средней и большой мощности (10-2000 кВт) |
2-5 |
0,6-0,8 |
Гидрогенераторы (t=20...70 см) и турбогенераторы (6-100 МВт) с поверхностным воздушным охлаждением |
4,5-6,5 |
0,7-0,8 |
Гидрогенераторы с водяным и турбогенераторы с внутренним водородным охлаждением (100-200 МВт) |
9-11 |
0,75-0,8 |
Турбогенераторы с водородно-водяным охлаждением (свыше 150 МВт) |
13-20 |
0,8-0,85 |
Машины постоянного тока (D=0,1...3 м) |
1-6 |
0,4-1 |
Таблица 16-3
Значения l |
||
Р |
Асинхронные машины |
Синхронные машины |
1 2 3 4 6 12 24 |
0,6-1 1,26 1,44 1,59 1,81 2,29 2,88 |
1-4 0,7 0,87 1,0 1,22 1,74 2,45 |
Для машин постоянного тока l = 0,5...1,0.
Длина сердечника якоря может быть выражена через расчетную длину с учетом поля в зоне радиальных вентиляционных каналов и в торцевой зоне машины (рис. 16-1, 16-6)
где -средний зазор между статором и ротором [в асинхронных машинах , в синхронных явнополюсных машинах ]. Обычно длина пакета l'=4...5 см и ширина канала bв = 1 см.
Расчетная ширина канала определяется по табл. 16-4 или по формуле
С0=1 при каналах только на статоре или только на роторе; С0 = 0,5 при каналах и на статоре и на роторе.
Таблица 16-4
Значения |
||||||||||||
0 |
0,05 |
0,1 |
0,15 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
1,0 |
2,0 |
4,0 |
|
Каналы только на статоре или только на роторе |
1,0 |
0,82 |
0,70 |
0,60 |
0,52 |
0,40 |
0,35 |
0,28 |
0,23 |
0,17 |
0,09 |
0,05 |
Каналы на статоре и на роторе |
1,0 |
0,89 |
0,80 |
0,74 |
0,68 |
0,58 |
0,51 |
0,46 |
0,40 |
0,28 |
0,17 |
0,09 |
При равномерном (гладком) воздушном зазоре (бесконечно узкие раскрытия пазов) и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором индукция вдоль зубцового деления одинакова, средняя индукция равна максимальной индукции: Если один из сердечников зубчатый (рис 16-8, в), то индукция вдоль зубцового деления tz изменяется, приобретая минимальное значение на оси паза; при этом (рис. 16-8, б). Для упрощения ряда расчетов реальный неравномерный воздушный зазор d заменяется равномерным расчетным зазором , индукция в котором равна средней индукции в неравномерном зазоре. Коэффициент называется коэффициентом воздушного зазора (коэффициентом Картера); он равен:
При наличии пазов на статоре и роторе
где -коэффициенты воздушного зазора статора и ротора, каждый из которых рассчитывается по приведенному выражению в предположении, что противоположная поверхность воздушного зазора - гладкая.
Рис. 16-8. Магнитная индукция в воздушном зазоре при зубчатом сердечнике.
Распределение магнитной индукции в воздушном зазоре при бесконечно большой магнитной проницаемости стали и постоянном магнитном напряжении между статором и ротором можно найти, умножив н. с. F обмотки, возбуждающей магнитное поле, на проводимость воздушного зазора (рис. 16-8, а)
Кривая является периодической функцией с периодом, равным зубцовому делению tz. При расположении начала координат на оси паза и числе зубцов сердечника Z
где -постоянная составляющая проводимости воздушного зазора; - амплитуда n-й гармонической составляющей проводимости,
При двусторонней зубчатости зазора
где - магнитная проводимость воздушного зазора, образованного зубчатым статором (ротором) и гладким ротором (статором) с минимальным расстоянием между ними d.
С достаточной для практических целей точностью рассчитываются указанным способом коэффициенты и при изменении вдоль окружности воздушного зазора магнитного напряжения между статором и ротором, что наиболее характерно для электрических машин. (При расчете синхронных явнополюсных машин в формулу для подставляют .)
Рис. 16-9. К расчету магнитной проводимости воздушного зазора.