+7 (351) 215-23-09


Инструкция по ремонту силовой электрической части дизель-генераторов - Порядок проведения контроля

  1. Инструкция по ремонту силовой электрической части дизель-генераторов
  2. Технологические ограничения, указания и меры безопасности
  3. Технологические карты ремонтов
  4. Порядок проведения контроля
  5. Технические средства, документация
  6. Приложения
Страница 4 из 6 4. Порядок проведения контроля, испытания оборудования.

4.1 Категории качества выполнения работ.

В соответствии с требованиями «Классификации компонентов и деятельности по категориям качества» № 0-48-54ИП работы по ремонту генератора, возбудителя ДГ относятся к 2-й категории качества.

4.2 Порядок проведения контроля при ремонте.

Все работы подлежат самоконтролю со стороны исполнителя. Под контролем мастера (независимый контроль) должны выполняться операции по протоколам контроля, закрытию генератора, проверка состояния выводов, установка нейтрали ЩКА возбудителя, послеремонтные испытания.

4.3 Виды замеров при проведении ремонтов электрической части дизель-генераторов.

При проведении ремонтов электрической части производятся следующие замеры:

4.3.1 Замер воздушного зазора статор-ротор генератора (СР, КР);

4.3.2 Замер сопротивления изоляции обмоток генератора, возбудителя (ТО-1, ТР, СР, КР);

4.3.3 Замер коэффициента абсорбции обмоток генератора (ТР, СР, КР);

4.3.4 Замер сопротивлении изоляции стоякового подшипника (ТО-1, ТР, СР, КР);

4.3.5 Замер активного сопротивления обмоток генератора (СР, КР), возбудителя (КР);

4.3.6 Замер сопротивления обмотки ротора переменному току (КР);

4.3.7 Испытание обмоток генератора, возбудителя повышенным напряжением;

4.3.8 Измерение параметров, регулирование и настройка контактора КТ-7515-1;

4.3.9 Измерение параметров, регулирование и настройка контактора КПД-111;

4.3.10 Установка нейтрали возбудителя (КР).

4.4 Методы контроля, технология проведения, критерии и нормы проведения контроль­ных операций.

4.4.1 Замер воздушного зазора статор - ротор генератора.

Производится в 8-ми точках, равномерно расположенных по окружности статора, щупом, заходящим на глубину не менее половины длины полюса, между зубцами статора и одной средней точкой любого полюса проворачиванием ротора до совмещения выбранной точки ротора с точками замеров по окружности статора. Величина зазора должна составлять ~ 9 мм с отклонением не более ± 10% между результатом замера и средним значением величины зазора. По результатам замеров перемещают статор в вертикальной и горизонтальной плоскости до равенства зазоров в диаметрально противоположных точках. Результаты замеров должны оформляться протоколом по форме приложения 14.

4.4.2 Замер сопротивления изоляции обмоток генератора и возбудителя.

Производится мегаомметром на 1000В - для генератора и на 500В - для возбудителя в течении 60 сек. Для обмотки статора генератора сопротивление изоляции R60 должно составлять:

* при t=+10° C - не менее 75 МОм;

* при t=+20° C - не менее 50 МОм;

* при t=+30° C - не менее 35 МОм;

* при t=+40° C - не менее 24 МОм;

* при t=+50° C - не менее 16 МОм;

* при t=+60° C - не менее 10 МОм;

* при t=+75° C - не менее 6 МОм;

Сопротивление изоляции обмотки возбуждения, измеренное с помощью мегаомметра на 500В не должно быть ниже 0,5 МОм при t=+10° C +30° C. Измерение сопротивления изоляции обмоток должно производиться при температуре не ниже +10°C. При более низких температурах обмоток машина должна быть прогрета.

Результаты замеров отражаются в ведомости объема и выполнения работ (ТО, ТР) или в протоколе ЛВВИИиД (СР, КР).

4.4.3 Замер коэффициента абсорбции обмотки статора генератора.

Вычисляется как отношение 60 - секундного (с момента подачи напряжения мегомметром) значения сопротивления R60 к 15-секундному R15 . Отношение R60/R15 не должно быть менее 1,3 при любых температурах выше +10° C. При снижении этого соотношения даже в случае высокого абсолютного значения сопротивления изоляции требуется контрольная подсушка обмотки.

Результаты замеров отражаются в ведомости выполненных работ (ТР) или в протоколе ЛВВИИиД (СР, КР).

4.4.4 Замер сопротивления изоляции стоякового подшипника.

Замер производится мегомметром 500 В; при этом измеряется сопротивление изоляции:

а) промежуточного патрубка маслоподвода;

б) изолированного патрубка маслоотвода;

в) стальной прокладки, лежащей между двумя изоляционными прокладками под лапами подшипника;

г) штифтов, фиксирующих положение подшипника на раме.

Сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Результаты замеров отражаются в ведомости выполненных работ.

4.4.5 Замер активного сопротивления обмоток.

Замер активного сопротивления обмотки статора генератора производится для каждой фазы, при этом значения измеренного сопротивления не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2%. Для ротора, кроме замера полного сопротивления обмотки, измеряются сопротивления каждого полюса в отдельности и переходного сопротивления контакта между катушками, при этом значение измеренного сопротивления не должно отличаться от исходных данных более чем на 2%. Результаты фиксируются протоколе ЛВВИИиД (КР).

4.4.6 Замер сопротивления обмотки ротора генератора переменному току.

Замер сопротивления обмотки ротора переменному току предназначен для определения короткозамкнутых витков и производится в неподвижном состоянии ротора. Измерение следует производить при подводимом напряжении 3В на виток, но не более 200В для каждого полюса в отдельности или двух полюсов вместе. Для сравнения результатов с данными предыдущих измерений, измерения должны производится при аналогичном состоянии генератора (вставленный или вынутый ротор, разомкнутая или замкнутая накоротко обмотка статора) и в одних и тех же значениях напряжения питающего тока. Отклонение полученных результатов от предыдущих измерений или от среднего значения измеренных сопротивлений не должно отличаться более чем на 2%. Результаты фиксируются в протоколе ЛВВИИиД по форме приложения 21.

4.4.7 Высоковольтные испытания.

Испытание обмотки статора генератора производится напряжением 9,45 кВ в течение 1 минуты после вывода ротора генератора. По окончании ремонта, перед вводом в работу – напряжением 6,3 кВ в течение 1 минуты. Результаты замеров оформляются протоколом ЛВВИИиД для генератора - по форме приложения 20 (для возбудителя – по форме приложения 23).

4.4.8 Измерение параметров, регулирование и настройка контактора КТ–7515–1.

Основными параметрами контактной системы являются провалы, растворы, неодновременность касания, нажатия на контактах. В связи с отсутствием заводской документации на критерии по регулировке контактора, настройка контактора производится по данным предыдущих измерений. Результаты замеров оформляются протоколом по форме приложения 15.

4.4.9 Измерение параметров, регулирование и настройка контактора КПД 111.

4.4.9.1 Проверка начального и конечного нажатий контактного устройства производится согласно приложения 27 с помощью динамометра. Величина начального нажатия должна составлять не менее 0,25 кг для замыкающего контакта. Величина конечного нажатия должна составлять не менее 0,7 кг для замыкающего контакта. Допускаются увеличенные значения конечного нажатия контактов по сравнению указанными, если при этом обеспечивается четкое срабатывание контактора (напряжение включения контактов при холодной катушке (до 20°С) составляет не более 65% от номинального напряжения

4.4.9.2 Раствор контактов должен составлять не менее 8 мм для замыкающего контакта.

4.4.9.3 Замер размера, контролирующего провал производится согласно приложения 27 и должен составлять не менее 2 мм. При этом величина провала контактов долна составлять не менее 4 мм.

4.4.9.4 У размыкающего главного контакта должен быть зазор 1 ± 0,2 мм. Регулировка величины зазора производится перемещением колодки по оси якоря, а также прокладками разной толщины между колодкой и якорем.

4.4.9.5 Зазор между якорем и скобой в окне скобы должен быть не более 0,8 мм.

4.4.9.6 Как в момент начального соприкосновения, так и во включенном положении контакты должны касаться линейно. Прилегание контактов должно быть не менее 75% их ширины.

4.4.9.7 Смещение контактов относительно друг друга не должно быть более 1,5 мм.

4.4.9.8 По мере износа контактов провал и конечное нажатие уменьшаются. Для нормальной работы контактора контакты должны быть заменены до исчезновения зазора, контролирующего провал, либо до момента полного износа металлокерамической накладки на подвижном или неподвижном контакте.

Результаты замеров оформляются протоколом по форме приложения 16.

4.4.10 Установка на нейтраль ЩКА возбудителя.

4.4.10.1 Отсоединить один конец обмотки возбуждения возбудителя Ш1–Ш2.

4.4.10.2 Подсоединить гальванометр к выводам «+» и «–» щеточно–контактного аппарата возбудителя.

4.4.10.3 Подсоединить через кнопку источник постоянного тока (элемент «3336Л») к обмотке Ш1–Ш2.

4.4.10.4 Попеременным включением кнопки подать импульсами ток возбуждения от источника постоянного тока в обмотку возбуждения.

4.4.10.5 По шкале гальванометра определить отклонение стрелки от «0» положения.

4.4.10.6 При отклонении стрелки гальванометра от «0» на 1 и более делений, сдвигая щеточный аппарат найти положение, при котором стрелка гальванометра будет отклоняться от «0» менее чем на деление.

4.4.10.7 Произвести затяжку крепежа щеточно–контактного аппарата.

4.4.10.8 После затяжки повторно проверить величину отклонения стрелки гальванометра от «0».

4.4.10.9 Если величина отклонения стрелки гальванометра составила или превысила 1 деление по шкале, то необходимо ослабить затяжку щеточно–контактного аппарата и повторить операции по п. 4.2.9.64.2.9.7.

4.4.10.10 Окончательно нейтраль щеточно–контактного аппарата выставляется при проведении послеремонтных испытаний.

Установка ЩКА на нейтраль отражается в протоколе ЛВВИИиД возбудителя по форме приложения 23.

4.5 Порядок опробования, испытаний и сдачи оборудования из ремонта.

Вывод в ремонт и приемка из ремонта ДГ осуществляется в соответствии с требованиями «Правил организации технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных станций» РД ЭО 0069-97 и «Программой обеспечения качества ТО и ремонта систем и оборудования электростанции» № 0-18-02 ПОКАС(рем). После ремонта ДГ проводятся испытания на холостом ходу и под нагрузкой. Приемка ДГ из ремонта производится комиссией с оформлением акта приемки из ремонта.