5. Устройство и принцип действия приводов типа ПРК-1, ШПКМ.
Привод типа ПРК-1(У) предназначен для включения короткозамыкателя автоматически от действия средств защиты или дистанционно, или с места установки, а также для отключения короткозамыкателя вручную.
Включение короткозамыкателя происходит благодаря запасенной энергии растянутых при ручном оперировании пружин аппарата.
Привод типа ПРК-1 (рисунок 3).
Дистанционное управление привода осуществляется через встроенный в привод электромагнит, питаемый от независимого источника и два реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ.
Механизм привода собран на жестком сварном корпусе и для защиты от воздействия атмосферных осадков помещен в шкаф.
Работа механизма привода заключается в следующем. Исходное положение – короткозамыкатель отключен.
Рисунок 3. Механизм приводов типа ПРК-1 (У).
При запертом положении рычага 11 выходного вала, усилие растянутых пружин аппарата передается через рычаг 1 механизма расцепления на шарик 3, через шток 4, на три шарика 6. Нижний шарик в свою очередь упирается в рычаг 7 и стремится повернуть его вокруг своей оси, но рычаг 7 заперт релейной планкой 8, которая удерживается в данном положении пружиной 9. Регулировка величины зацепления (0 – 1,5 мм) релейной планки 8 с рычагом 7, производится поднятием релейной планки.
При подаче сигнала на электромагнит ударник ударяет по релейной планке 8. Она поворачивается вокруг своей оси и освобождает рычаг 7, давая ход штоку 4. Рычаг 1 выходит из зацепления с шариком 3 и поворачивается вокруг своей оси, освобождая рычаг выходного вала 11.
Поворот рычага 1 ограничен пальцем 10, установленным на рычаге 1 и входящим в отверстие на колесе 2. Под действием пружин аппарата происходит включение короткозамыкателя.
Толкатель 1, установленный на приводах создает усилие на рычаге 11, достаточное для срабатывания механизма расцепления. Это имеет значение в самом начале процесса расцепления, когда рычаг входного вала и связанная с ним тяга занимают положения близкое к мертвому. Необходимое усилие достигается путем регулировки поджатия пружины ступицей толкателя 1.
При повороте выходного вала с рычагом 11 через систему рычагов происходит переключение коммутирующих устройств типа КСА.
Аналогично происходит включение короткозамыкателя при нажатии на рычаг ручного управления 14. Крайнее положение выходного вала, соответствующее включенному короткозамыкателю, фиксируется упором, установленным на задней стенке привода.
Отключение короткозамыкателя производится вручную при открытой дверце привода с помощью съемной рукоятки 4, которая передает усилие через эксцентрик 13 входного вала и рычаг 12 на колесо 2.
Колесо 2 вместе с рычагом 1 механизма расцепления поворачивается вокруг своей оси.
Рычаг 1 набегает на ось 16 и поворачивается вокруг своей оси так, что его лунка совмещается с шариком 3. При этом происходит запирание механизма расцепления. Рычаг 1 захватывает рычаг 11 выходного вала и ведет его к положению “отключено”.
В конце хода рычаг 1 нажимает на шток толкателя 1 и заводит его пружину. Во включенном положении привод фиксируется защелкой 15.
Механизм переключения коммутирующих устройств через систему рычагов поворачивает вал КСА на 90°.
Привод типа ШПКМ (рисунок 4).
Рисунок 4. Механизм привода ШПКМ.
Привод типа ШПКМ предназначен для включения короткозамыкателя автоматически от действия средств защиты или дистанционно, или с места установки, а также для отключения короткозамыкателя вручную.
Включение короткозамыкателя происходит благодаря запасенной энергии растянутых при ручном оперировании пружин аппарата.
Устройство привода:
1 – Реле РТМ; 2 – электромагнит отключения; 4, 16, 19, 23, 27 – пружины; 5 – регулировочный винт; 7, 20, 33 – оси; 8 – гайка М10; 10, 14, 28, 37 – рычаги; 9 – тяга; 11 – ось; 12 корпус; 13 – собачка; 15 – серповидный рычаг; 17 – механизм расцепления; 18 – винт М6; 21 – защелка; 22 – болт М8; 24 – планка; 25 – винт М4; 26 – релейная планка; 29 подшипник; 30 – вал; 31 – шпонка; 32 – шайба; 34 – кольцо; 35 – передняя стенка; 36 – игольчатые ролики; 38 – шайба; 39 – болт М12; 40 – шайба; 41 – кожух.