+7 (351) 215-23-09




Техническое состояние снятых с валов электрических машин подшипников определяют внешним осмотром и измерением радиального зазора. Осевой зазор для подшипников электрических машин, как правило, не нормируется, поэтому в условиях эксплуатации его не измеряют. Для измерения радиальных зазоров как в новых, так и снятых с валов электрических машин подшипников разработано и выпускается несколько конструкций приборов. Например, Татарский механический завод изготовляет прибор КИ-1223, а Электрогорский опытно-экспериментальный завод — прибор 1-0942.

Прибор 1-0942
Рис. 29. Прибор 1-0942 для измерения радиального зазора подшипников

Конструкция прибора 1-0942 для контроля радиального зазора в подшипниках показана на рис. 29. Прибор состоит из основания 1, стойки 2 со стержнем, на котором закреплен подвижный горизонтальный кронштейн 5 и индикатора часового типа 4. Прибор комплектуется сменными конусами 8 и коническими шайбами 6. Для удобства установки и съема подшипников в конических шайбах прорезан радиальный паз. Перед измерением радиального зазора внутренние обоймы контролируемых подшипников закрепляют фасонной гайкой 3, которая стержнем 7 притягивает коническую шайбу 6.

Радиальный зазор в подшипниках измеряют следующим образом. Вначале выбирают в зависимости от размеров подшипника соответствующую пару-конус и коническую шайбу.

Конус устанавливают в посадочном отверстии в корпусе прибора, затем устанавливают подшипник, коническую шайбу и затягивают гайку. Кронштейн закрепляют на вертикальном стержне стойки так, чтобы ножка индикатора опиралась на поверхность внешнего кольца подшипника, как это показано на рис. 29, а маленькая стрелка индикатора, показывающая отклонения в миллиметрах, находилась примерно на средине шкалы. Подвижную шкалу индикатора поворачивают так, чтобы ее нулевое значение расположилось против большой стрелки. Затем, нажимая на внешнюю обойму подшипника вниз и вверх, по разности показаний индикатора определяют зазор в подшипнике. Измерение проводят не менее трех раз, поворачивая внешнее кольцо подшипника после каждого измерения на угол 120°.






Дополнительно по теме: