+7 (351) 215-23-09




Для определения технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов разобранных электродвигателей разработаны различные способы и приборы. Наибольшее их число предназначено для выявления обрывов стержней обмотки после изготовления роторов или в процессе изготовления. В зависимости от принципа работы и схемы эти приборы можно разделить на следующие группы:

  1. Приборы трансформаторного типа, имеющие несколько обмоток. Обычно одна из обмоток наводит электродвижущую силу в стержнях ротора, а другие являются измерительными. В этих приборах обмотки, как правило, размещены на магнито-проводах П или Ш-образного типа.

  2. Приборы, использующие поля рассеивания. Датчики, входящие в комплект приборов, преобразуют поля рассеивания в электрические сигналы и по ним определяют техническое состояние обмотки ротора.

  3. Приборы, в основу которых положены схемы мостов (индуктивных, индуктивно-активных и индуктивно-емкостных). Приборы этого типа имеют, как правило, возбудитель в виде статора или части статора с обмотками.

  4. Приборы, использующие принцип изменения магнитного сопротивления в зазоре датчик—ротор. Датчики таких приборов изготовляют в виде катушек с большим числом витков.

  5. Приборы, использующие принцип порошково-магнитной дефектоскопии. По стержням ротора пропускают ток 300—-500 А, который создает сильное магнитное поле. По конфигурации поля ориентируется металлический магнитный порошок, располагающийся тонким слоем на листе бумаги или другого немагнитного материала. Вдоль целых стержней порошок размещается сплошной полосой, а в местах обрывов стержней в полосе порошка имеются разрывы.

  6. Приборы, основанные на использовании тепловых явлений. Перед испытанием ротор оборачивают бумагой, на которую нанесен легкоплавкий состав. Через обмотку ротора пропускают нагревающий стержни ток и легкоплавкий состав над стержнями без обрывов расплавляется. Через стержни с обрывами ток не проходит и состав не расплавляется.

В последние годы при определении технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов после разборки электродвигателей широко применяют способы и приборы, работа которых основана на принципе трансформации токов.

Структурная схема прибора для диагностирования короткозамкнутых обмоток роторов
Рис. 24. Структурная схема прибора для диагностирования короткозамкнутых обмоток роторов

Структурная схема прибора для диагностирования коротко-замкнутых обмоток роторов показана на рис. 24. В основу прибора положен способ определения дефектов в обмотках с помощью двух электромагнитов, устанавливаемых над поверхностью диагностируемых роторов. Один электромагнит питается переменным током и наводит в стержнях обмотки ротора ток, а со 2-го снимается сигнал о состоянии стержней. Прибор состоит из электромагнита-индуктора 1 и электромагнита-датчика 2, к которому присоединен индикатор. Переменный сигнал, модулированный при вращении ротора, поступает на демодулятор 3, который восстанавливает постоянную составляющую сигнала, изменяющуюся по закону огибающей, а затем на вход ограничителя 4, где ограничивается до уровня огибающей. Далее сигнал поступает на предварительный усилитель 5 и в селектор 6, который преобразует продолжительность сигнала в соответствующую амплитуду. После селектор а сигнал поступает на второй ограничитель 7, через который проходят только сигналы, вызванные исключительно дефектами обмотки ротора. В выходном усилителе 8 сигнал усиливается до уровня, необходимого для срабатывания командного реле. Если под электромагнитом-индуктором 1 и электромагнитом-датчиком 2 при вращении ротора проходит стержень, имеющий дефект, в командное реле поступает соответствующий сигнал, реле срабатывает и выдает на исполнительное приспособление команду о наличии дефекта в стержне. Прибор позволяет выявлять не только обрывы и трещины в стержнях, но и ослабления их сечения более чем на 25%.






Дополнительно по теме: