Для определения технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов разобранных электродвигателей разработаны различные способы и приборы. Наибольшее их число предназначено для выявления обрывов стержней обмотки после изготовления роторов или в процессе изготовления. В зависимости от принципа работы и схемы эти приборы можно разделить на следующие группы:
В последние годы при определении технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов после разборки электродвигателей широко применяют способы и приборы, работа которых основана на принципе трансформации токов.
Рис. 24. Структурная схема прибора для диагностирования короткозамкнутых обмоток роторов
Структурная схема прибора для диагностирования коротко-замкнутых обмоток роторов показана на рис. 24. В основу прибора положен способ определения дефектов в обмотках с помощью двух электромагнитов, устанавливаемых над поверхностью диагностируемых роторов. Один электромагнит питается переменным током и наводит в стержнях обмотки ротора ток, а со 2-го снимается сигнал о состоянии стержней. Прибор состоит из электромагнита-индуктора 1 и электромагнита-датчика 2, к которому присоединен индикатор. Переменный сигнал, модулированный при вращении ротора, поступает на демодулятор 3, который восстанавливает постоянную составляющую сигнала, изменяющуюся по закону огибающей, а затем на вход ограничителя 4, где ограничивается до уровня огибающей. Далее сигнал поступает на предварительный усилитель 5 и в селектор 6, который преобразует продолжительность сигнала в соответствующую амплитуду. После селектор а сигнал поступает на второй ограничитель 7, через который проходят только сигналы, вызванные исключительно дефектами обмотки ротора. В выходном усилителе 8 сигнал усиливается до уровня, необходимого для срабатывания командного реле. Если под электромагнитом-индуктором 1 и электромагнитом-датчиком 2 при вращении ротора проходит стержень, имеющий дефект, в командное реле поступает соответствующий сигнал, реле срабатывает и выдает на исполнительное приспособление команду о наличии дефекта в стержне. Прибор позволяет выявлять не только обрывы и трещины в стержнях, но и ослабления их сечения более чем на 25%.