Приводы, встроенные в выключатели широко распространены. Встроенный пружинный привод выключателя типа ВМПП-10, у которого энергоносителем являются спиральные пружины, относится к группе приводов косвенного действия. Привод обеспечивает операции с выключателями при токах КЗ 20 и 31,5 кА со скоростью отключения соответственно 2,5—3,5 и 2,8—4,0 м/с и включения не менее 4,2 и 4,5 м/с. Собственное время отключения выключателя с приводом — не более 0,1 с, включения — не более 0,2 с. Привод имеет при АПВ минимальную бестоковую паузу 0,5 с.
Номинальное напряжение электродвигателя для заводки рабочих пружин привода — 110 и 220 В постоянного тока и 127 и 220 В переменного тока. Время заводки пружин привода на три операции — не более 30 с.
У выключателя типа ВМПП-10 со встроенным приводом предусмотрено 28 вариантов схем защиты, выполненных на электромагнитах и реле прямого действия. При этом максимальное количество защитных элементов в одном выключателе может достигать пяти. Условное обозначение вариантов схем защиты состоит из пяти цифр, которые обозначают: 1 — реле максимального тока мгновенного действия РТМ, 2—реле максимального тока с выдержкой времени РТВ, 4 — отключающий электромагнит с питанием от независимого источника оперативного тока ЭОнп, 5 — токовый электромагнит отключения для схем с дешунтированием ЭОтт, 6 — реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ.
На рис. 1 показан общий вид выключателя типа ВМПП-10.
Рис. 1. Выключатель типа ВМПП-10:
1 — встроенный пружинный привод: 2— выключатель; 3 — крышка
Привод встроен в раму выключателя и является его неотъемлемой частью. Детали привода показаны на рис. 2. Основными его узлами являются вал привода 18, вал выключателя 13, заводное устройство рабочих пружин 3, запорные устройства — отключающее 16 и включающее 17, вспомогательные контакты положения привода БКП 8, вспомогательные контакты аварийной сигнализации БКА 14, вспомогательные контакты положения выключателя БКВ 10, электромагниты дистанционного включения ЭВ 6 и отключения ЭО 4, релейный вал 2, пульт ручного управления выключателем 9, указатель положения 11, блокировочный шток 22 и масляный буфер 15. В приводе может устанавливаться счетчик операций отключения.
Рис. 52. Привод встроенный пружинный
1 — рама; 2 — вал релейный; 3 — заводное устройство; 4 — электромагнит отключения; 5 —набор зажимов; 6 — электромагнит включения; 7-монтаж проводки; 8 — вспомогательные контакты положения привода БКП; 9 — пульт управления; 10 — вспомогательные контакты положения выключателя БКВ; 11-указатель положения выключателя; 13 — вал выключателя; 14 — вспомогательные контакты аварийной сигнализации БКА; 15 — буфер масляный; 16 — отключающее запорное устройство: 17 — включающее запорное устройство; 18 — вал привода; 19 — винт; 20 — барабан; 21 — рычаг; 22— шток блокировочный; 23— диск: 24 — наружная обойма обгонной муфты
На валу привода имеется барабан 20 с обгонной муфтой. Внутри барабана установлены три спиральные пружины, один конец которых закреплен в пазу вала, а другой — на барабане. Заводное устройство рабочих пружин состоит из редуктора и электродвигателя, вращательное движение которого посредством эксцентрика преобразуется в колебательное движение наружной обоймы обгонной муфты 24. Наружная обойма сообщает вращательное движение внутренней обойме, жестко связанной с барабаном. Так как вал привода удерживается запорным устройством, то происходит заводка рабочих пружин. В конце заводки (на три операции) появляется надпись указателя «готов».
Включающее запорное устройство удерживает вал привода в отключенном положении и освобождает при включении выключателя, а отключающее запорное устройство, наоборот, удерживает вал привода во включенном положении и освобождает при отключении выключателя.
Включающее запорное устройство показано на рис. 3. Рассмотрим динамику его основных операций. Смягчение ударов в конце операций включения и отключения осуществляют резиновый 14 и два масляных буфера. Передача вращательного движения вала привода валу выключателя производится с помощью поводка.
Рис. 3. Включающее запорное устройство привода:
1 — ролик; 2 — болт; 3 и 17 — пружины: 4 к 18 — штоки; 5, 7 и 15 — тяги; 6 — ось; 8 — пульт управления; 9 — указатель положения выключателя; 10, 12 и 21 — собачки; 11 и 19 — уголки; 13 — защелка; 14 — резиновый буфер; 16 — скоба; 20 — рычаг; 22 — вал привода
Вспомогательные контакты БКП, связанные с валом привода, разрывают цепь питания электродвигателя механизма заводки при полностью заведенных пружинах. Они обесточивают цепь питания катушки электромагнита включения (ЭВ) при заводке пружин менее чем на две операции. Вспомогательные контакты БКА предназначены для аварийной сигнализации при отключении выключателя от защиты, а вспомогательные контакты БКВ создают цепь сигнала о положении выключателя.
Для определения положения выключателя служит указатель с табличками «Выключатель ВКЛ» и «Выключатель ОТКЛ», который связан с валом выключателя.
Включение выключателя происходит при подаче импульса на катушку ЭВ или при нажатии кнопки ручного включения. При этом собачка 10 включающего запорного устройства освобождает защелку 13 и под воздействием пружины 3 скоба 16, поворачиваясь, выбивает собачку 21 с ролика 1. Освобожденный рычаг 20 с валом привода 22 под действием рабочих пружин поворачивается на угол 180° до встречи с отключающим запорным устройством. При вращении эксцентрик вала посредством поводка поворачивает вал выключателя на 65° и соединенные с ним тяги полюсов. Выключатель включается. При этом вспомогательные контакты БКП замыкают цепь питания электродвигателя заводящего устройства для подзавода пружин.
Отключение выключателя происходит при подаче импульса на катушку электромагнита отключения ЭО, при срабатывании одного из элементов защиты или при нажатии кнопки ручного отключения. Работа привода при отключении аналогична работе при включении, но вал выключателя поворачивается в обратном направлении на угол 65 °.
Заводка пружин производится электродвигателем, но может осуществляться и вручную рычагом наружной обоймы обгонной муфты.
Для исключения перезаводки пружин имеется механическая блокировка, заключающаяся в том, что при заводке свыше 540° (1,5 оборота) диск 23 (см. рис. 2) упирается ввернутым в него винтом 19 в упор рамы и тем самым не дает возможности дальнейшей заводки привода.
Привод имеет также механическую блокировку, исключающую ручное включение, если завод сделан менее чем на две операции.