В одной траншее можно проложить до 5—6 кабелей. Дальнейшее увеличение количества кабелей резко снижает пропускную способность кабелей из-за взаимного теплового влияния. Для компенсации температурных деформаций кабели в траншее прокладываются «змейкой».
При пересечении кабельными траншеями инженерных сооружений (автодороги, железные дороги и т. д.) кабели прокладываются в стальных, асбоцементных или железобетонных трубах. Стальные трубы применяются только при закрытых пересечениях, осуществляемых методом прокола.
Для прокладки в траншеях используются в основном бронированные кабели.
Характерные узлы траншейной прокладки кабелей приведены на рис. 1 и 2. Рассматриваемый вид прокладки не может быть реализован при больших потоках кабелей в одном направлении (в этом случае потребовалось бы сооружение нескольких траншей, которые заняли бы большую площадь в генплане предприятия); при наличии интенсивной почвенной коррозии и насыщенности территории блуждающими токами; на территориях, где возможны частые разрывы грунта землеройными машинами. В этом случае защита кабелей кирпичом или плитами не гарантирует их от механических повреждений. Вышеприведенные причины в значительной мере ограничивают область применения прокладки кабелей в траншеях.
Рис. 1. Прокладка кабельной траншеи параллельно водопроводу.
Рис. 2. Пересечение кабельной траншеи с кабельным блоком.
Прокладка кабелей в блокахПрокладка кабелей в блоках представляет одну из старых систем канализации энергии на промышленных предприятиях, достаточно широко применявшуюся на металлургических заводах еще в 30-е годы прошлого века. В текущей практике для блочной канализации используются бетонные двухпустотные и трехпустотные панели, асбоцементные и керамические трубы (рис. 3). Каждый кабельный блок должен иметь до 10% резервных каналов. Глубина заложения блока в земле (от уровня земли до верха блока) принимается не менее 0,7 м, а при пересечении железных дорог и автодорог — не менее 1,0 м. Трасса блочной канализации должна, как правило, располагаться параллельно координатной сетке генплана предприятия. Блочная канализация помимо собственно блоков включает также колодцы, сооружаемые в местах изменения трассы блока, на протяженных прямолинейных участках, в местах примыкания блоков к зданиям, туннелям и т. д., в местах перехода блочной канализации в траншею и т. д.
Рис. 3. Кабельный блок.
Кабельные колодцы сооружают из монолитного или сборного железобетона, оборудуют смотровыми люками и оснащают конструкциями, на которых монтируют кабели и муфты. Большое внимание при проектировании блочной канализации следует уделять мероприятиям по отводу воды с трассы блока. Для прокладки в блоках используются небронированные кабели в свинцовой усиленной оболочке.
Прокладка кабелей в блоках требует минимальной площади; механически весьма надежна и огнестойка, в частности, она может применяться в местах, где возможен разлив горячего металла; позволяет канализировать кабели в грунтах с высокой коррозионной активностью, а также в районах с интенсивными блуждающими токами. При повреждении дефектный кабель демонтируют из соответствующего канала блока и заменяют новым.
Все приведенные достоинства не компенсируют в полной мере крупнейшего недостатка блочной канализации: малой пропускной способности проложенных в ней кабелей. В самом деле, если принять допустимую токовую нагрузку кабеля в земле 100%, то при прокладке его в воздухе (например, в канале, туннеле или на эстакаде) нагрузка составит 73%, а в блоке (сечением 5X5 ячеек) 49%. Следствием этого являются увеличенные сечение и масса проводников при этой системе канализации. Сравнительно большая стоимость блочной прокладки и необходимость применения кабелей с дефицитной свинцовой оболочкой также ухудшают технико-экономические показатели этого вида прокладки и значительно ограничивают область его использования.
"