ОСНОВНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ, ВРАЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ, МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Потребляемая или отдаваемая активная мощность:
![]()
В режиме работы двигателем
и мощность
потребляется из сети; в режиме работы генератором
и мощность
отдается в сеть, к которой присоединена машина.
Электрические потери в обмотках статора и ротора:
![]()
Основные магнитные потери в сердечнике статора:
![]()
Электромагнитная мощность (мощность, передаваемая через воздушный зазор магнитным полем):
![]()
где М - электромагнитный момент, действующий на ротор асинхронной машины; знак минус относится к режиму работы двигателем, знак плюс - к режиму работы генератором. Мощности Рэм соответствует на схеме замещения рис. 16-39, а мощность, выделяемая в составляющей активного сопротивления вторичного контура, равной
:
![]()
Механическая мощность, развиваемая ротором
![]()
Примечание. При наличии ва роторе фазной обмотки потери в переходном контакте щеток следует включить дополнительно в потери
.
Вторичная, или полезная, механическая мощность на валу двигателя
и первичная, или потребляемая, механическая мощность генератора
определяются по механической мощности Рмех с учетом добавочных электрических и магнитных (поверхностных и пульсационных) потерь Рд, механических потерь Рт (потери на трение в подшипниках, щеток о контактные кольца и потери вентиляционные):
для двигателя
![]()
где
- полезный вращающий момент на валу;
для генератора
![]()
Электромагнитная мощность
![]()
где
![]()
Диаграммы преобразования активной мощности в асинхронной машине показаны на рис. 16-41, а и б.
Реактивная мощность, потребляемая из сети,
![]()
Реактивная мощность, необходимая для создания основного магнитного поля в машине,
![]()
Реактивные мощности, затрачиваемые на образование магнитных полей рассеяния первичной и вторичной обмоток:
![]()
Баланс реактивных мощностей
![]()
Диаграмма преобразования реактивной мощности в асинхронной машине в режиме работы как двигателем, так и генератором показана на рис. 16-41, в. Независимо от режима работы асинхронная машина всегда потребляет реактивную мощность из сети.
Электромагнитный момент:

где

- см. раздел.
Рис. 16-41. Диаграммы преобразования мощностей в асинхронной машине: активной мощности в режиме работы двигателем (а) и генератором (б), реактивной мощности (в).
Рис. 16-42. Механическая характеристика асинхронной машины.
Максимальный электромагнитный момент Мм и соответствующие ему скольжение (критическое скольжение)
:

где знаки плюс и минус относятся соответственно к режиму работы двигателем и генератором.
Электромагнитный момент, отнесенный к его максимальному значению, при постоянных параметрах (формулы Клосса):

Начальный пусковой электромагнитный момент
, развиваемый в момент пуска (s=1)

Расчет момента Мп выполняется с учетом влияния вытеснения тока в пазу ротора на активные и индуктивные сопротивления
(см. раздел, п. 2) и насыщения на
.
Механическая характеристика машины представляет собой зависимость между моментом М и скольжением S (или частотой вращения W) асинхронной машины при
: M=f(s) или s=f(M).
Вид механической характеристики при постоянных параметрах машины показан на рис. 16-42. Кратность начального пускового вращающего момента и кратность максимального вращающего момента по отношению к номинальному моменту регламентируются стандартами на конкретные виды асинхронных двигателей/ У двигателей общепромышленного применения средней и большой мощности кратности начального пускового и максимального вращающих моментов согласно стандартам равны: ![]()