+7 (351) 215-23-09


Инструкция по ремонту электродвигателей ГЦН, АПН, САОЗ, ПН - Технологические карты ремонтов

  1. Инструкция по ремонту электродвигателей ГЦН, АПН, САОЗ, ПН
  2. Технологические ограничения, указания и меры безопасности
  3. Технологические карты ремонтов
  4. Порядок проведения контроля
  5. Технические средства, применяемые при ремонте
  6. Документация
  7. Приложения
  8. Рекомендации по сборке подшипниковых узлов и резьбовых соединений
  9. Требования к контактным соединениям выводов обмоток статора
Страница 3 из 9 3 Технологические карты.3.1 Общие указания.

3.1.1 При ремонте производитель (руководитель) работ должен обращать особое внимание ремонтного персонала на соблюдение мероприятий, исключающих попадание в корпус электродвигателя посторонних предметов, а также предотвращающих повреждение изоляции обмоток статора, ротора и активной стали во время ремонта.

3.1.2 Производитель работ должен следить за тем, чтобы электродвигатель был закрыт, если вблизи производятся работы, при которых образуются пыль, стружка, опилки.

3.1.3 Перед началом работ рабочая зона должна быть убрана от посторонних предметов, на рабочих местах должна быть размещена необходимая оснастка.

3.1.4 При обнаружении дефектов (повреждений) во внутренних полостях электродвигателя составляется акт дефектации.

3.1.5 Отдельные мелкие детали электродвигателя (крепеж, болты, шпонки и т.п.) должны складываться в специальные поддоны, коробки (ящики) с фиксацией количества.

3.1.6 Демонтированные крышки, фланцы, щиты, узлы и элементы электродвигателя должны быть уложены на деревянные подкладки для исключения повреждения соединительных поверхностей.

3.1.7 На время перерывов в работе в течении рабочего дня, по окончании рабочего дня и на выходные дни запрещается оставлять внутри электродвигателей инструмент и приспособления, ветошь и т.п.

3.1.8 Производитель работ обязан осуществлять постоянный контроль за выполнением всеми членами бригады требований, указанных в данной инструкции.

3.1.9 Ежесменно, по окончанию работ, производитель работ обязан организовать уборку рабочего места.

3.1.10 Работы на электродвигателях ГЦЭН-310, АВЦ 1600-1500У5 (ГЦЭН-317) должны выполняться в строгом соответствии с требованиями «Инструкции о порядке проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту на разуплотненном оборудовании электрического цеха». 0-03-06ИП. В связи с тем, что съем и установку выемной части электронасоса ГЦЭН-310 осуществляет персонал ЦЦР, оформление, по п.5.9 0-03-06ИП, протокола закрытия оборудования на выемную часть не требуется. После выполнения КР электродвигателя АВЦ 1600-1500У5 (ГЦЭН-317) в обязательном порядке оформляется протокол закрытия оборудования (электродвигателя) по форме Приложения 15.

3.2 Технологическая карта капитального ремонта электродвигателя 2АЗМ1-500/6000-У4.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.2.1 Демонтаж и разборка ЭД.
3.2.1.1 Отсоединить силовой кабель от выводов ЭД, отсоединить заземляющие проводники.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, напильник, пресс-клещи. Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники.Выполняет персонал бригады КХ ЭЦ.
3.2.1.2 Отсоединить фланцы водопровода системы водяного охлаждения.ЛЭМ 703, 2РС.ВКОтсутствие деформаций, трещин на уплотняющий прокладках, целостность резьбы на стягивающих болтах и гайках.Г/к. 17х19, резина МБС листовая, толщиной 4 мм.Продавливание прокладок, срыв резьбы на оттягивающих болтах.Замена прокладок, болтов и гаек с неисправной резьбой.Рассоединение фланцев выполняет персонал ЦЦР
3.2.1.3 Рассоединить полумуфты электродвигателя и насоса.ЛЭМ 703,2 РСВК----Выполняется персоналом ЦЦР
3.2.1.4 Отвернуть болты крепления ЭД к фундаменту.ЛЭМ 703,2 РСВКЦелостность резьбы фундаментных болтов.Г/к «звездочка».Повреждение резьбы фундаментного болта.Замена фундаментного болта.Выполняется только для ЭД TJ, для ЭД TK – при необходимости
3.2.1.5 Застропить ЭД за проушины и переместить на ремонтную площадку.ЛЭМ 703,2 РСВК-Эл. тельфер г/п. 2,5т, строп петлевой г/п. 2,5 т.--- » -
3.2.1.6 Снять полумуфту с электродвигателяЛЭМ 703,2 РСВК----Выполняется персоналом ЦЦР
3.2.1.7 Проверить электрическую прочность изоляции обмоток ЛЭМ 703,2 РСВИКОтсутствие пробоя при напряжении промышленной частоты 10кВ в течение 1 мин.Испытательная установка 10,5кВ.Пробой изоляцииПри пробое в лобовых частях произвести ремонт изоляции, в случае пробоя в пазовых частях - замена статора.Выполняется бригадой ВВИ ЭЦ
3.2.1.8 Замерить коэффициент абсорбцииЛЭМ 703,2 РСВИКЗначение не ниже 1,2Мегаомметр 2500ВЗначение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора- » -
3.2.1.9 Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току.ЛЭМ 703,2 РСВИКРазличные фазы, своим активным сопротивлением, не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести пайку дефектных мест, в случае виткового замыкания произвести замену статора.- » -
3.2.1.10 Отсоединить и снять кожухи со стороны 1-го и 2-го подшипников.ЛЭМ 703,2 РСВКУплотнение кожухов и состояние уплотняющих прокладок.Г/к. 12х13, 12х14, резина МБС листовая 2 мм.Разрывы уплотняющих прокладок.Заменить уплотняющие прокладки.
3.2.1.11 Снять кожух воздухоохладителей.ЛЭМ 703,2 РСВКУплотнение кожухов и состояние уплотняющих прокладок.Комплект г/к. резина МБС листовая 2 мм.Разрывы уплотняющих прокладок.Заменить уплотняющие прокладки.
3.2.1.12 Отсоединить и вывести воздухоохладители.ЛЭМ 703,2 РСВК-Эл. тельфер, строп г/п. 0,4 т.--При необходимости по результатам ГИ.
3.2.1.13 Отвернуть болты и снять лабиринтное уплотнение.ЛЭМ 703,2 РС ВК-Г/к. 12х13.--- » -
3.2.1.14 Вскрыть технологические отверстия в щитах и замерить воздушный зазор между ротором и статором.ЛЭМ 703,2 РСВИКВеличина зазоров в трёх точках расположенных относительно оси ротора под 90° (Приложение 12), должны составлять 2,00±0,26ммЩуп UмО 2745 “Электросила” или аналогичный, отвёртка.Величина зазоров не соответствует 2,00±0,26ммОпределить причину изменения зазоров и устранить в процессе ремонтаНеравномерность не более 10% с учетом всплытия ротора на 0,1 мм.
3.2.1.15 Замерить зазоры между вкладышем и шейками вала.ЛЭМ 703,2 РСВИКДопустимый верхний зазор 0,2÷0,26 мм, боковые 0,02÷0,08 ммЩуп, наборы №1, №2Отклонение от допустимых зазоров.Замена вкладышей.
3.2.1.16 Приподнять ротор. ЛЭМ 703,2 РСВИКВысота поднятия ротора

0,2-0,3мм

Строп, г/п механизм (эл. тельфер) или домкраты --
3.2.1.17 Слить масло из камер, отжать и снять подшипниковые щиты.ЛЭМ 703,2 РСВК-Ломик монтажный, ведро.--
3.2.1.18 Закрыть лобовые части обмотки электрическим картоном.ЛЭМ 703,2 РСВК-Электрокартон--
3.2.1.19 Вывести ротор из расточки статора.ЛЭМ 703,2 РСВК-Скоба для вывода ротора, г/п механизм--
3.2.1.20 Установить ротор на приспособление для проворота или на технологические подставки.ЛЭМ 703,2 РСВК-Скоба для вывода ротора, г/п механизм, приспособление для проворота или подставки--
3.2.1.21 Снять диффузоры и внутренние лабиринтные уплотненияЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие задиров, деформаций на поверхностях уплотнений.Г/к. 17 х 19Срабатывание поверхности, деформации лабиринта.Замена уплотнений.
3.2.1.22 Снять стопорные планки вкладышей.ОВК.130.587ИДВК----
3.2.1.23 Снять вкладыши.ОВК-130-587-ИДВК----
3.2.1.24 Проверка состояния соединительных фланцев со стороны электродвигателя6ВК.392.107 СБВКОтсутствие поломок, трещин и других дефектов, влияющих на прочность; допускаются риски в радиальном направлении не более ¼ ширины уплотнительной поверхности и в направлении по окружности не более 1/10 ее длины, но не более 15 мм.Напильник, наждачная бумагаТрещины, поломки, риски выше нормыПроизвести ремонт или заменить фланец.
3.2.2 Ревизия статора.
3.2.2.1 Проверка состояния выводов ЭД.ЛЭМ 703,2 РСВКЧистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, целостность паяных соединений наконечников и проводов, целостность изоляции на фазных выводах ЭД. Г/к. 17х19, 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, изолента ЛЭТСАР, спирт этиловый, лупа 10х.Окисление поверхностей проводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы шпилек, нарушение крепления наконечников на выводах ЭД и кабеле, трещины на изоляции на выводах. Отшлифовать поверхность выводов, удалить растрескавшуюся изоляцию, пропаять наконечники, места пайки обмотать изолентой ЛЭТСАР, изоляторы протереть спиртом, резьбу шпилек бензином, при наличии трещин и сколов на изоляторах, необходимо произвести их замену.
3.2.2.2 Продувка статора сжатым сухим воздухом.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие загрязненийМагистраль сжатого воздуха и шланг резиновый или пылесосНаличие загрязненийУдалить загрязнения
3.2.2.3 Проверка плотности заклиновки обмотки статора.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие ослабления клина, однородный глухой звук, отсутствие дребезга.Молоток 0,2 кг, чекан.Ослабление выпадение, облом, подгорание отдельных клиньев. Произвести переклиновку и замену дефектных клиньев.Допускается наличие 10 ослабленных клиньев, но подряд не более двух.
3.2.2.4 Проверка состояния активного железа статора.ЛЭМ 703,2 РСВИКПогружение ножа не более 2- 3 мм при усилении 150Н.Нож контрольный, эмаль, слюда, стеклотекстолит СТЭФ.Механические повреждения, ослабление прессовки, фретинг коррозия, цвета побежалости.Места слабой запрессовки продуть сжатым воздухом листы железа в пакете поочерёдно разводят ножом и покрывают слоем эмали или прокладывают слюдой, из стеклотекстолита вырезают уплотняющий клин и забивают его в ослабленном месте. После этого выступающие части эмали и клина срезают, место ремонта покрывают эмалью.
3.2.2.5 Восстановление поврежденные покрытия статора ЭД.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие изменений покрытий на узлах и деталях.Краска, кисть или краскораспылитель.Повреждения покрытий.Восстановить покрытия аналогично покрытию окружающих неповрежденных мест.
3.2.3 Ревизия ротора.
3.2.3.1 Проверить плотности прессовки активной стали ротора.ЛЭМ 703,2 РСВИКОбеспечена необходимая плотность прессовки: усилием руки нож не должен входить на глубину более 2- 3 мм.Нож контрольный Зп459520 или аналогичный, эмаль ГФ-92-ХС.Контрольный нож входит на глубину более 2¸3 мм.Места слабой запрессовки продуть сжатым воздухом листы железа в пакете поочерёдно разводят ножом и покрывают слоем эмали,
3.2.3.2 Проверка плотности посадки стержней в пазах.ЛЭМ 703,2 РСВИКОтсутствие дребезга при простукиванииМолоток 0,5 кг, лупа 10х, чекан.При простукивании молотком дребезжание стержней.Произвести чеканку стержней
3.2.3.3 Проверка мест пайки соединений стержней с короткозамыкающими кольцами.ЛЭМ 703,2 РСВИКОтсутствие трещин, обрывов стержней.Лупа 10х, микроомметр.Наличие повреждения трещин и обрывов стержней.Произвести восстановление оборванных стержней и мест пайки к короткозамыкающим кольцам.
3.2.3.4 Проверка геометрических размеров шеек вала под подшипники.ЛЭМ 703,2 РСВИКДиаметр шеек вала должен быть

85(-0,02)

МикрометрОтклонение от допустимых размеров.Изготовить специальные вкладыши, наплавить и проточить шейки.
3.2.3.5 Проверка состояния лопаток вентилятора и крепление балансировочных грузовЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие трещин на лопатках вентилятора, ослабление крепления балансировочных грузов и лопаток вентилятора.Молоток 0,2 кг, лупа 10х, комплект г/к.Наличие трещин, ослабление крепежа лопаток и балансировочных грузов.Отремонтировать дефектные лопатки; затянуть болты крепления; подтянуть крепления балансировочных грузов.
3.2.3.6 Проверка геометрических размеров шпоночного паза.ЛЭМ 703,2 РСВИКОтсутствие износа стенок шпоночного паза 25 мм.ШтангенциркульРазмер шпоночного паза по ширине более 25 мм.Фрезеровка стенок паза до ширины 25,3 мм не более или изготовление спец. шпонки.
3.2.4 Корпус подшипника, вкладыш.
3.2.4.1 Испытание масляных камер на маслоплотность.ОВК.130.587ИДВИКОтсутствие течи масла.Лупа 10х, cварочное оборудование.Наличие трещин вызвавшие течь масла.Заварить трещины, вызвавшие течь масла.
3.2.4.2 Осмотр эмалевого покрытия щитов.ОВК.130.587ИДВКОтсутствие отслаивания эмалевого покрытия.Краскораспылитель или кисть, эмаль.Нарушение эмалевого покрытия наружной поверхности щитов.Восстановить покрытие
3.2.4.3 Проверка размеров посадочных поверхностей подшипниковых щитов под вкладыш.ОВК.130.587ИДВКОтсутствие нарушения геометрического размера. Допустимый размер 135(+0,04) не более.Микрометр, нутромерНарушение размера посадочной поверхности.Произвести наплавку с последующей обработкой щита в токарном станке.
3.2.4.4 Проверка вкладышей на наличие трещин в корпусе.ОВК.130.587ИДВКОтсутствие трещинЛупа 10хНаличие трещинВкладыш заменить
3.2.4.5 Проверка вкладышей на отслаивание баббита.ОВК.130.587ИДВИКОтсутствие отслаивания баббита, либо отслаивание баббита по площади поверхности не превышает 15%Молоток 0,2 кгНаличие следов отслаивания баббита на площади, превышающей 15%, вкладыша.Вкладыш заменить
3.2.5 Воздухоохладитель.
3.2.5.1 Проверка воздухоохладителя на отсутствие отложений на внутренних поверхностях и загрязнений внешних поверхностей трубок.6ВК.392.107 СБВКОтсутствие отложений и загрязнений, отсутствие загрязнений в промывочной жидкости.Набор г/к, резина МБС, промывочная установка, пылесосНаличие отложений и загрязнений на внутренних и внешних поверхностях трубок воздухоохладителяПроизвести промывку воздухоохладителей, очистку внутренних и внешних поверхностей стенок трубок, очистку внутренних поверхностей коллекторов, заменить уплотняющие прокладки.Промывка воздухоохладителей производится при необходимости до замены уплотняющих прокладок
3.2.5.2 Проверка состояния спиралей оребрения каждой трубки.6ВК.392.107 СБВИКДеформация спирали не более 10% на каждой трубке.Рулетка измерительная, отвёрткаДеформация спиралей оребрения на трубке более 10%Выправить оребрения или заменить трубку.
3.2.5.3 Гидроиспытания воздухоохладителей. 6ВК.392.107 СБВИКОтсутствие течей при гидроиспытаниях, отсутствие падения давления 0,45 МПа в течение 10 мин отсутствует.Резина МБС, гидропресс, Г/к. 12 х 13, отвертка приспособление для развальцовки трубок воздухоохладителей, молоток 0,5 кг.Выдавливание прокладок, трещины в трубках, наличие течи в местах развальцовки, повреждение соединительных шлангов, хомутов (ослабление хомутов).Замена дефектных уплотняющих прокладок, повторная обтяжка крышек коллекторов, замена поврежденных болтов, развальцовка трубок, заглушка пробками с обеих сторон трубок трещинами, замена поврежденных шлангов, хомутов (ослабленные хомуты затянуть). Допускается заглушка до 2% трубок от их общего количества

Сборка электродвигателя производится в обратном порядке разборки. После сборки:

- измерить сопротивление изоляции мегаомметром 2500 В. Rиз ЭД 2АЗМ1–500/6000 при t=20°С должно быть не менее 100 МОм;

После установки электродвигателя:

- проверить состояние заземляющего проводника ЭД;

- измерить разбег ротора в осевом направлении. Величина разбега должна составлять 1,3¸8 мм от нейтрального положения в обе стороны, но суммарный разбег не должен превышать 9,3 мм;

- заливку свежего турбинного масла ТП22 в камеры подшипников ЭД, до середины мерного стекла (по метке);

- произвести опрессовку воздухоохладителей рабочим давлением тех. воды.

3.3 Технологическая карта текущего ремонта электродвигателя 2АЗМ1-500/6000-У4.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.3.1 Отсоединить силовой кабель от выводов ЭД, отсоединить заземляющие проводники.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, напильник, пресс-клещи.Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники.Выполняет при необходимости персонал бригады КХ ЭЦ.
3.3.2 Отсоединить фланцы водопровода системы водяного охлаждения.6ВК.392.107 СБВКОтсутствие деформаций, трещин на уплотняющих прокладках, целостность резьбы на стягивающих болтах и гайках.Г/к. 17х19, резина МБС листовая, толщиной 4 мм.Продавливание прокладок, срыв резьбы на оттягивающих болтах.Замена прокладок, болтов и гаек с неисправной резьбой.Рассоединение фланцев выпол­няет ЦЦР
3.3.3 Проверка состояния выводов ЭД.ЛЭМ 703,2 РСВКЧистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, целостность паяных соединений наконечников и проводов, целостность изоляции на фазных выводах ЭД. Г/к. 17х19, 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, изолента ЛЭТСАР, спирт этиловый, лупа 10х.Окисление поверхностей проводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы шпилек, нарушение крепления наконечников на выводах ЭД и кабеле, трещины на изоляции на выводах. Отшлифовать поверхность выводов, удалить растрескавшуюся изоляцию, пропаять наконечники, места пайки обмотать изолентой ЛЭТСАР, изоляторы протереть спиртом, резьбу шпилек бензином, при наличии трещин и сколов на изоляторах, необходимо произвести их замену.Проводится при отключении кабеля от электродвигателя
3.3.4 Проверка состояния соединительных фланцев со стороны электродвигателя6ВК.392.107 СБВКОтсутствие поломок, трещин и других дефектов, влияющих на прочность; допускаются риски в радиальном направлении не более ¼ ширины уплотнительной поверхности и в направлении по окружности не более 1/10 ее длины, но не более 15 мм.Напильник, наждачная бумагаТрещины, поломки, риски выше нормы Произвести ремонт или заменить фланец.
3.3.5 Отсоединить и снять кожухи щитов 1-го и 2-го подшипников.6ВК.392.107 СБВИКУплотнение кожухов и состояние уплотняющих прокладок.Г/к. 12х13, 12х14, резина МБС листовая 2 мм.Разрывы уплотняющих прокладок.Заменить уплотняющие прокладки.
3.3.6 Снять кожух воздухоохладителей.ВКУплотнение кожухов и состояние уплотняющих прокладок.Комплект г/к. резина МБС листовая 2 мм.Разрывы уплотняющих прокладок.Заменить уплотняющие прокладки.
3.3.7 Замерить зазоры между ротором и статором.ВИКВеличина зазоров в диаметрально противоположных точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны составлять 2,00±0,26ммЩуп.Величина зазоров не соответствует 2,00±0,26ммОпределить причину изменения зазоров и устранить в процессе ремонта
3.3.8 Очистить от загрязнений лобовые части обмотки и корпус статора.ВКОтсутствие загрязненийШланг для продувки сжатым воздухом, безворсовая ветошьНаличие загрязнений Удалить загрязнения
3.3.9 Проверка воздухоохладителя на отсутствие отложений на внутренних поверхностях и загрязнений внешних поверхностей трубок.6ВК.392.107 СБВКОтсутствие отложений и загрязнений.Набор г/к, резина МБС, промывочная установка, пылесосНаличие отложений и загрязнений на внутренних и внешних поверхностях трубок воздухоохладителяПроизвести промывку воздухоохладителей, очистку внутренних и внешних поверхностей стенок трубок, очистку внутренних поверхностей коллекторов, заменить уплотняющие прокладки.Промывка воздухоохладителей и замена уплотняющих прокладок производится при необходимости.
3.3.10 Проверка состояния спиралей оребрения каждой трубки.6ВК.392.107 СБВИКДеформация спирали не более 10% на каждой трубке.Рулетка измерительная, отвёрткаДеформация спиралей оребрения на трубке более 10%Выправить оребрения или заменить трубку.
3.3.11 Гидроиспытания воздухоохладителей. 6ВК.392.107 СБВИКОтсутствие течей при гидроиспытаниях, падение давления 0,45МПа в течение 10 мин отсутствует.Резина МБС, гидропресс, Г/к. 12 х 13, отвертка приспособление для развальцовки трубок воздухоохладителей, молоток 0,5 кг.Выдавливание прокладок, трещины в трубках, наличие течи в местах развальцовки, повреждение соединительных шлангов, хомутов (ослабление хомутов).Замена дефектных уплотняющих прокладок, повторная обтяжка крышек коллекторов, замена поврежденных болтов, развальцовка трубок, заглушка пробками с обеих сторон трубок трещинами, замена поврежденных шлангов, хомутов (ослабленные хомуты затянуть). Допускается заглушка до 2% трубок от их общего количества.

Сборка электродвигателя производится в обратном порядке разборки:

- После сборки измерить сопротивление изоляции мегаомметром 2500 В. Rиз ЭД 2АЗМ1–500/6000 при t=20°С должно быть не менее 100 МОм.

- После установки электродвигателя проверить состояние заземляющего проводника ЭД.

- Произвести опрессовку воздухоохладителей рабочим давлением тех. воды.

3.4 Технологическая карта капитального ремонта электродвигателя А-114-2.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.4.1 Демонтаж и разборка электродвигателя.
3.4.1.1 Отсоединить силовой кабель от выводов ЭД, отсоединить заземляющие проводники.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, напильник, пресс-клещи.Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники.Выполняет персонал бригады КХ.
3.4.1.2 Рассоединить полумуфты электродвигателя и насоса.ЛЭМ 703,2 РСВК----Выполняет и обслуживает ЦЦР
3.4.1.3 Отвернуть болты крепления ЭД к фундаменту.ЛЭМ

711.7РК

ВКЦелостность резьбы фундаментных болтов.Ключ «звездочка».Повреждение резьбы фундаментного болта.Замена фундаментного болта.
3.4.1.4 Застропить ЭД за рым болт и переместить на ремонтную площадку.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Эл. тельфер г/п. 2,5т, строп петлевой г/п. 2,5 т.--
3.4.1.5 Снять полумуфту с электродвигателяЛЭМ 703,2 РСВК----
3.4.1.6 Проверка электрической прочности изоляции обмоток. ЛЭМ

711.7РК

ВИКОтсутствие пробоя напряжением промышленной частоты 10 кВ в течение 1 мин.Испытательная установка 10,5 кВ.Пробой изоляцииПри пробое в лобовых частях произвести ремонт изоляции, в случае пробоя в пазовых частях - замена статора.Выполняется бригадой ВВИ ЭЦ
3.4.1.7 Замерить сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции.ЛЭМ

711.7РК

ВИКНе менее 40 МОмМегаомметр 2500ВЗначение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора- » -
3.4.1.8 Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току.ЛЭМ

711.7РК

ВИКСопротивления, не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести пайку дефектных мест, в случае виткового замыкания произвести замену обмотки статора.- » -
3.4.1.9 Вскрыть технологические отверстия в щитах и замерить воздушный зазор между ротором и статором.ЛЭМ

711.7РК

ВИКВеличина зазоров в трёх точках расположенных относительно оси ротора под 120°. отклонение от среднего значения не более 10%.Щуп UмО 2745 “Электросила” или аналогичный, отвёртка.Неравномерность более 10%.Определить причину изменения зазоров и устранить в процессе ремонта.
3.4.1.10 Отвернуть болты крепления подшипниковых щитов к статору и буксам (капсюлям) электродвигателя.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Г/к. 17х19--
3.4.1.11 Отжать подшипниковые щиты с помощью отжимных болтов.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Г/к. 17х19, ломик монтажный. кувалда 3 кг.--
3.4.1.12 Снять оба щита и уложить их на деревянные подставки.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Эл. тельфер, строп петлевой г/п. 0,5 т.--
3.4.1.13 Закрыть электрическим картоном лобовые части обмотки статора.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Электрокартон.--
3.4.1.14 Вывести ротор из расточки статора.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Скоба для вывода ротора. --
3.4.1.15 Установить ротор на технологические подставки.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Скоба для вывода ротора эл. тельфер, приспособление для проворота или подставки--
3.4.1.16 Отвернуть болты, крепления наружных крышек подшипников (фланца) и снять их.ЛЭМ

711.7РК

ВК-Г/к. 17х19, ломик монтажный, молоток 0,5кг.--
3.4.1.17 Снять буксу (капсюль) вместе с наружной обоймой 2-го подшипника. Выпрессовать наружную обойму подшипника из буксы.ЛЭМ

711.7РК

ВИКРазмер посадочной поверхностей буксы под рп мм.,

Размер посадочного места щита под буксу мм

Съёмник, медная выколотка, микрометр.Прослабление посадочных размеров щита и буксыПроизвести восстановление посадочного размера под буксу в щите или изготовить новую буксу.
3.4.1.18 Спрессовать и снять буксу (капсюль) с 1-го подшипникаЛЭМ

711.7РК

ВИКРазмер посадочной поверхностей буксы под шп мм.,

Размер посадочного места щита под буксу мм

Съемник, микрометр.Прослабление посадочных размеров щита и буксыПроизвести восстановление посадочного размера под буксу в щите или изготовить новую буксу.
3.4.1.19 Снять пружинные кольца и спрессовать 1-ый подшипник и внутреннюю обойму 2-го подшипника с вала ЭД.ЛЭМ

711.7РК

ВИК-Отвертка и съемник.--
3.4.1.20 Снять внутренние крышки (фланцы) ЭД.ЛЭМ

711.7РК

ВК----
3.4.1.21 Очистить детали и узлы ЭД от масла загрязнений и окислов.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие загрязненийСалфетки, безворсовая ветошь, бензин.Наличие загрязненийПроизвести очистку.
3.4.1.22 Произвести продувку всех сборочных единиц сухим сжатым воздухом.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие загрязненийШланг для обдувки сжатым воздухом, пылесос.Наличие загрязнений Произвести продувку.
3.4.2 Статор.
3.4.2.1 Продувка статора сжатым сухим воздухом.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие загрязнений Магистраль сжатого воздуха и шланг резиновый или пылесосНаличие загрязненийПроизвести продувку и очистку.
3.4.2.2 Проверить плотность заклиновки обмотки статора.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие ослабления клина, однородный глухой звук, отсутствие дребезга.Молоток 0,2 кг, чекан.Ослабление выпадение, облом, подгорание отдельных клиньев. Произвести переклиновку и замену дефектных клиньев.Допускается наличие 10 ослабленных клиньев, но подряд не более двух.
3.4.2.3 Проверить состояние активной стали.ЛЭМ

711.7РК

ВКПогружение ножа не более 2- 3 мм при усилении 150Н.Нож, эмаль, стеклотекстолит СТЭФ.Механические повреждения, ослабление прессовки, контактная коррозия, цвета побежалости.Места слабой запрессовки продуть сжатым воздухом и покрывают слоем эмали, из стеклотекстолита вырезают уплотняющий клин и забивают его в ослабленном месте. После установки клина место ремонта покрывают эмалью.Допускается наличие 10 ослабленных клиньев, но подряд не более двух.
3.4.2.4 Проверка состояния выводов ЭД.ЛЭМ

711.7РК

ВКЧистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, целостность паяных соединений наконечников и проводов, целостность изоляции на фазных выводах ЭД. Г/к. 17х19, 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, изолента ЛЭТСАР, спирт этиловый, лупа 10х.Окисление поверхностей проводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы шпилек, нарушение крепления наконечников на выводах ЭД и кабеле, трещины на изоляции на выводах.Отшлифовать поверхность выводов, удалить растрескавшуюся изоляцию, пропаять наконечники, места пайки обмотать изолентой ЛЭТСАР, изоляторы протереть спиртом, резьбу шпилек бензином, при наличии трещин и сколов на изоляторах, необходимо произвести их замену.
3.4.2.5 Восстановить поврежденные покрытия статора ЭД.ЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие изменений покрытий на узлах и деталях.Краска, кисть или краскораспылитель.Повреждения покрытий.Восстановить покрытия аналогично покрытию окружающих неповрежденных мест.
3.4.3 Ротор.
3.4.3.1 Проверить радиальное биение относительно подшипниковых шеек вала.5БА. 675.357.358ВКРадиальное биение не более 0,03ммИндикатор, балансировочный станок.Повышенная величина биенияНаплавка с последующей механической обработкой, балансировка ротора с установкой балансирующих грузов.При необходимости совместно с ЦЦР
3.4.3.2 Проверить крепление балансировочных грузов.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие ослабления крепления балансировочных грузовГ/к, отвёрткаОслаблено крепление грузовПодтянуть болт крепления груза ключом.
3.4.3.3 Проверить лопатки вентилятора.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие деформацииМолоток 0,2 кгДеформация лопаток вентилятора, мех. повреждения.Произвести рихтовку лопаток, зачистить и устранить повреждения.
3.4.3.4 Проверить геометрические размеры посадочных мест (шеек) подшипников на вал.5БА. 675.357.358ВИКРазмеры посадочного места на вал под подшипники мм.МикрометрПрослабление посадочного размера вала под подшипникПроизвести восстановление посадочного размера вала под подшипники.
3.4.3.5 Проверить геометрические размеры шпоночного паза5БА. 675.357.358ВИКШирина шпоночного паза не более 28±0,09Штангенциркуль Увеличен размер ширины шпоночного пазаНаплавка с обработкой на токарном станке.Совместно с ЦЦР
3.4.3.6 Проверить целостность лакокрасочного покрытия.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие нарушения покрытияЭмальОтслаивание покрытияПокрыть места с нарушенным лакокрасочным покрытием.
3.4.4 Подшипники.
3.4.4.1 Проверить состояние подшипников.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие трещин, отслаивание на телах вращения, повреждений сепаратора.Лупа 10хНаличие трещин, отслаиваний, выбоины на рабочих поверхностях подшипников, провисание или разрушение сепаратора.Замена подшипника
3.4.4.2 Проверить радиальный зазор5БА. 675.357.358ВИКРадиальный зазор шп 0,020 ¸0,046, радиальный зазор рп 0,050 ¸0,075 ммСвинцовая проволока, микрометр.Радиальный зазор выше допустимого.Замена подшипника

При замене подшипника его необходимо спрессовать с вала с помощью съемника винтового. Новый подшипник промывается от консервационной смазки в бензине Б-70. Подшипник нагревать в масляной ванне либо индуктором до температуры 90°С и напрессовывать на вал. Рекомендации по установке подшипников приведены в Приложении 18. Плотность посадки после остывания - плотная. Затем подшипник заполняется смазкой ЛИТОЛ-24.Сборка ЭД производится в обратном порядке.

После сборки произвести:

- контрольный замер сопротивления изоляции двигателя мегаомметром 2500В;

- замер сопротивления изоляции должно быть не менее 40Мом;

- после установки электродвигателя проверить состояние заземляющего проводника ЭД.

3.5 Технологическая карта текущего ремонта электродвигателя А-114-2.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.5.1 Отсоединить силовой кабель от выводов ЭД, отсоединить заземляющие проводники.ЛЭМ 703,2 РСВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, напильник, пресс-клещи.Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники.Выполняет при необходимости персонал бригады КХ ЭЦ.
3.5.2 Проверка состояния выводов ЭД.ЛЭМ 703,2 РСВКЧистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, целостность паяных соединений наконечников и проводов, целостность изоляции на фазных выводах ЭД. Г/к. 17х19, 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, изолента ЛЭТСАР, спирт этиловый, лупа 10х.Окисление поверхностей проводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы шпилек, нарушение крепления наконечников на выводах ЭД и кабеле, трещины на изоляции на выводах. Отшлифовать поверхность выводов, удалить растрескавшуюся изоляцию, пропаять наконечники, места пайки обмотать изолентой ЛЭТСАР, изоляторы протереть спиртом, резьбу шпилек бензином, при наличии трещин и сколов на изоляторах, необходимо произвести их замену.Проводится при отключении кабеля от электродвигателя
3.5.3 Очистка электродвигателяЛЭМ

711.7РК

ВКОтсутствие загрязненийМагистраль сжатого воздуха, шланг резиновый, пылесос, ветошь, бензин.Наличие загрязнений.Продуть, протереть загрязненные поверхности
3.5.4 Отвернуть болты крепления крышек подшипников (фланцев) электродвигателя и снять наружные фланцы.ЛЭМ

711.7РК

ВКИсправная резьба на болтах крепления.Г/к 17х19Поврежденная резьба на болтах крепленияЗаменить болты с повреждённой резьбой, в верхние отверстия ввернуть шпильки для удержания от проворота внутренних фланцев.
3.5.5 Проверка состояния подшипников.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие трещин, отслаивание на телах вращения, повреждений сепаратора; отсутствие изменений цвета или вязкости, посторонних примесей в смазкеЛупа 10х, смазка ЛИТОЛ-24Наличие трещин, отслаиваний, выбоины на рабочих поверхностях подшипников, провисание или разрушение сепаратора; грязная, с инородными включениями, смазкаЗамена подшипника, смазки
3.5.6 Проверить целостность лакокрасочного покрытия.5БА. 675.357.358ВКОтсутствие нарушения покрытияЭмаль, кисть или пульверизатор.Отслаивание покрытияПокрыть места с нарушенным лакокрасочным покрытием.

При замене подшипника его необходимо спрессовать с вала с помощью съемника винтового. Новый подшипник промывается от консервационной смазки в бензине Б-70. Подшипник нагревать в масляной ванне до температуры 90°С и напрессовывать на вал. Плотность посадки после остывания - глухая. Затем подшипник заполняется смазкой ЛИТОЛ-24. Рекомендации по установке подшипников приведены в приложении 18. Сборка ЭД производится в обратном порядке. После сборки произвести контрольный замер сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции двигателя Мегаомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40МОм, Кабс не менее 1,2. После установки электродвигателя проверить состояние заземляющего проводника ЭД.

3.6 Технологическая карта капитального ремонта электродвигателя АВЦ 1600-1500У5.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.6.1 Снятие и разборка ЭД.
3.6.1.1 Снятие крышки коробки выводов статора (борно), отсоединение силовых кабелей)1ВК. 016.134. СБВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, бензин, спирт этиловый, паяльник, припой, таль г/п 0,5 т, пресс-клещи.Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников, нарушенное крепление наконечников на кабеле.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники, опрессовку наконечников.Выполняет персонал бригады КХ ЭЦ, ЦТАИ
3.6.1.2 Перекрыть подачу воды в воздухоохладители и подачу масла на смазку подшипников.1ВК. 016.134. СБВК----Производит ОП РЦ
3.6.1.3 Отсоединить фланцы трубопроводов подачи воды в воздухоохладители и подачи масла в подшипники ЭД.1ВК. 016.134. СБВК----Выполняет ЦЦР
3.6.1.4 Рассоединить полумуфты электродвигателя и насоса.ЛЭМ 703,2 РСВК----Выполняет и обслуживает ЦЦР
3.6.1.5 Отсоединить электродвигатель от подставки насоса.1ВК. 016.134. СБВКЦелостность резьбы болтов крепления ЭД к проставке («фонарю») насоса.Ключ накидной “звездочка” 41, кувалда 3 кг.Нарушение резьбы на болтах, повреждение головок болтов.Заменить болты, имеющие неисправную резьбу.Совместно с ЦЦР
3.6.1.6 Снять ЭД с подставки насоса и установить на технологическую монтажную площадку (ремонтный стапель).1ВК. 016.134. СБВК-Кран мостовой г/п. 32 т. и более, стропы.--ЭЦ в присутствии ответственного за безопасное перемещение грузов кранами.
3.6.1.7 Проверка состояния выводов ЭД.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВКЧистая поверхность выводов, целостность изоляторов и резьбы шпилек, целостность паяных соединений наконечников и проводов, целостность изоляции на фазных выводах ЭД. Г/к. 17х19, 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, изолента ЛЭТСАР, спирт этиловый, лупа 10х.Окисление поверхностей проводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы шпилек, нарушение крепления наконечников на выводах ЭД и кабеле, трещины на изоляции на выводах. Отшлифовать поверхность выводов, удалить растрескавшуюся изоляцию, пропаять наконечники, места пайки обмотать изолентой ЛЭТСАР, изоляторы протереть спиртом, резьбу шпилек бензином, при наличии трещин и сколов на изоляторах, необходимо произвести их замену.
3.6.1.8 Проверить электрическую прочность изоляции обмоток статора ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВИКОтсутствие пробоя при напряжении 10кВ промышленной частоты в течение 1 мин.Испытательная установка 10,5кВ.Пробой изоляцииПри пробое в лобовых частях произвести ремонт изоляции, в случае пробоя в пазовых частях - замена статора.Выполняется бригадой ВВИ ЭЦ
3.6.1.9 Замерить коэффициент абсорбцииОВК. 412.182.ТО. рис.3ВИКЗначение не ниже 1,2Мегаомметр 1000ВЗначение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора- » -
3.6.1.10 Измерить сопротивление обмоток статора постоянному току.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВИКСопротивления обмоток не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести пайку дефектных мест, в случае виткового замыкания произвести замену статора (обмотки).- » -
3.6.1.11 Снять полумуфту электродвигателя.5ВК. 520.030.СБ.ВК-Съёмник, индуктор.--Совместно с ЦЦР
3.6.1.12 Снять кожухи камер (крышки) воздухоохладителей.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВКРезиновые прокладки без разрывов и прочих деформаций.Г/к. 12 х 14, строп петлевой г.п. 0,8 т., кран мостовой, резина МБС 3мм.Повреждение резиновых прокладок.Замена прокладок.
3.6.1.13 Вывести воздухоохладители из камер.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВКРезиновые прокладки без разрывов и прочих деформаций.Комплект г.к., кран мостовой, строп г.п. 0,8 т., резина МБС, консоль.Повреждение прокладок на фланцах воздухоохладителей.Замена прокладок.
3.6.1.14 Снять щит поддона нижнего направляющего подшипника.1ВК. 016.134. СБВК-Г/к. 17х19.--
3.6.1.15 Снять пробки закрывающие отверстия для болтов, поддерживающих ротор при транспортировке.1ВК. 016.134. СБВК-Отвертка--
3.6.1.16 Установить болты, поддерживающие ротор при транспортировке.1ВК. 016.134. СБВК-Г/к. 27х30.-Ввернуть до упора и еще на один оборот ключа.
3.6.1.17 Снять масляный бак с верхнего подшипникового щита.1ВК. 016.134. СБВКПрокладка под баком без разрывов и прочих деформаций.Г/к. 13 х 14,

резина МБС 5 мм

Продавливание резиновой прокладки маслобака.Замена прокладки
3.6.1.18 Ослабить опорные болты и извлечь вкладыши верхнего подшипника.1ВК. 016.134. СБВК-Комплект г/к.--
3.6.1.19 Вывернуть термометры сопротивления из верхнего подшипника.1ВК. 016.134. СБВК-Г/к. 22 х 24--
3.6.1.20 Снять шпоночное кольцо и втулку подпятника.ОВК. 412.182.ТО, рис.2.ВК -Приспособление для снятия втулки подпятника, индуктор.-Подключить катушку индуктора к сети 220 В 50Гц и в момент ослабления посадки втулки на валу, отключить напряжение и снять втулку.
3.6.1.21 Вынуть подпятник и вывернуть термометры сопротивления.ОВК. 412.182.ТО, рис.2.ВК-Г/к. 22 х 24--
3.6.1.22 Снять втулку-опору подпятника.ОВК. 412.182.ТО, рис.2.ВК-Комплект г/к., болты отжимные М12х90мм--
3.6.1.23 Открутить гайку с вала.ОВК. 412.182.ТО, рис.2.ВК-Спец. ключ--
3.6.1.24 Снять верхний подшипниковый щит.ОВК. 412.182.ТО, рис.2.ВК-Г/к. 17 х 19. кран мостовой. строп петлевой г/п. 0.8т,-Отжать щит болтами.
3.6.1.25 Вывернуть термометры сопротивления из вкладышей ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВК-Набор г/к.--
3.6.1.26 Вынуть вкладыши нижнего подшипника.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВК-Г/к. 22 х 24.-Ослабить опорные болты.
3.6.1.27 Вывернуть болты, крепящие нижний подшипниковый щит и отжать болтами. ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВК-Г/к. 17 х 19--В качестве отжимных болтов использовать болты крепления щита
3.6.1.28 Застропить корпус статора за рым лапы и снять с нижнего щита, установить на технологические подставки. ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВК-Кран мостовой г/п. 32 т и более, строп петлевой, технологические подставки--Допускается стропить за две проушины.
3.6.1.29 Вынуть ротор и установить на технологические подставки.ОВК. 412.182.ТО. рис.3ВК-Хомут для подъема ротора, кран мостовой г.п. 32 т. и более, строп петлевой, подставки технологические-В вертикальном положении ротор можно установить на маховик, в горизонтальном на маховик и бочку ротора.
3.6.1.30 Проверить состояние соединительных фланцев со стороны электродвигателя1ВК. 016.134. СБВКОтсутствие поломок, трещин и других дефектов, влияющих на прочность; допускаются риски в радиальном направлении не более ¼ ширины уплотнительной поверхности и в направлении по окружности не более 1/10 ее длины, но не более 15 мм.Линейка измерительнаяТрещины, поломки, риски выше нормыРешить вопрос о ремонте или замене фланца.
3.6.2 Ревизия статора.
3.6.2.1 Продувка статора сжатым сухим воздухом.1ВК. 016.134. СБВК-Магистраль сжатого воздуха и шланг резиновый или пылесос--
3.6.2.2 Проверка плотности заклиновки обмотки статора.1ВК. 016.134. СБВКОтсутствие ослабления клина, однородный глухой звук, отсутствие дребезга.Молоток 0,2кг, чекан.Ослабление выпадение, облом, подгорание отдельных клиньев. Произвести переклиновку и замену дефектных клиньев.Допускается наличие 10 ослабленных клиньев, но подряд не более двух.
3.6.2.3 Проверить состояние активной стали.5ВК. 663.104.СБ.ВИКПогружение ножа не более 2- 3 мм при усилении 150Н.Нож контрольный, эмаль, стеклотекстолит СТЭФ.Механические повреждения, ослабление прессовки, контактная коррозия, цвета побежалости.Места слабой запрессовки продуть сжатым воздухом и покрывают слоем эмали, из стеклотекстолита вырезают уплотняющий клин и забивают его в ослабленном месте. После установки клина место ремонта покрывают эмалью.Допускается наличие 10 ослабленных клиньев, но подряд не более двух.
3.6.2.4 Проверить крепление изоляторов и выводов обмотки статора.5ВК. 663.104.СБ.ВИКПлотная посадка наконечниковИзолента, тигель, паяльник, комплект г/к.Повреждения пайки наконечников, ослабление крепления выводов к изоляторам.Восстановить пайку и изоляцию согласно чертежу, обтянуть крепление изоляторов.
3.6.2.5 Восстановить поврежденные покрытия статора ЭД.5ВК. 663.104.СБ.ВКОтсутствие изменений покрытий на узлах и деталях.Краска, кисть или краскораспылитель.Повреждения покрытий.Восстановить покрытия аналогично покрытию окружающих неповрежденных мест.
3.6.3 Ревизия ротора.
3.6.3.1 Произвести продувку каналов ротора сжатым воздухом.5ВК. 674.464.СБ.ВКОтсутствие загрязненийПриспособление для продувки сжатым воздухом, шланг резиновый, пылесос.Наличие загрязненийПродуть и собрать загрязнения пылесосом
3.6.3.2 Проверка плотности прессовки активной стали ротора.5ВК. 674.464.СБ.ВИКОбеспечена необходимая плотность прессовки: усилием руки нож не должен входить на глубину более 2- 3 мм.Нож контрольный.Контрольный нож входит на глубину более 2¸3 мм.Выполнить ремонт ротора на заводе или произвести замену ротора,
3.6.3.3 Проверка плотности посадки стержней в пазах.5ВК. 674.464.СБ.ВКОтсутствие дребезга при простукиванииМолоток 0,5 кг, лупа 10х, чекан.При простукивании молотком дребезжание стержней.Произвести чеканку
3.6.3.4 Проверка мест пайки соединений стержней с короткозамыкающими кольцами.5ВК. 674.464.СБ.ВИКОтсутствие трещин, обрывов стержней.Лупа 10х, микроомметр, припой ПМФ9.Повреждения мест пайки, трещин и обрывов стержней.Произвести пропайку мест соединений и замену повреждённых стержней.
3.6.3.5 Проверка затяжки болтовых соединений.5ВК. 674.464.СБ.ВКБолтовые соединения обтянутыКомплект г/к.Ослабление болтовых соединений.Обтянуть ослабленные болтовые соединения.
3.6.3.6 Проверить посадочные размеры вала под втулку подпятника и втулки5ВК. 674.464.СБ.ВИКРазмер вала под втулку: Æ114+0,022,

Æ 115+0,022.

Размер втулки: Æ, Æ

Микрометр, скоба, нутромерНесоответствие размеровПринять решение по ремонту вала (проточка, замена и т.д.).
3.6.3.7 Восстановить поврежденные покрытия ротора ЭД.5ВК. 674.464.СБ.ВКОтсутствие изменений покрытий на узлах и деталях.Краска, кисть или краскораспылитель.Повреждение покрытийВосстановить покрытия аналогично покрытиям окружающих неповрежденных мест
3.6.4 Ремонт воздухоохладителей.
3.6.4.1 Проверка воздухоохладителя на отсутствие отложений на внутренних поверхностях и загрязнений внешних поверхностей трубок.5ВК. 663.104.СБ.ВКОтсутствие засорений и загрязнений на внешней и внутренней поверхности трубок и коллекторов.Набор Г/к., резина МБС, хим. моющие вещества, волосяные щетки длиной 1140 мм.Засорение трубок трещины на трубке воздухоохладителя, повреждения и продавливание на уплотняющих прокладках.Прочистить трубки волосяными щетками, оребрения трубок промыть хим. реактивом, затем горячей и холодной водой, прокладки заменить, трубки, имеющие трещины заглушить с двух сторон.
3.6.4.2 Гидроиспытание воздухоохладителей5ВК. 663.104.СБ.ВИКОтсутствие течи при гидроиспытаниях, отсутствие падения давления 0,9 МПа в течение 10 мин.Резина МБС, гидропресс, набор Г/к., отвертка приспособление для развальцовки трубок воздухоохладителей, молоток 0,5 кг.Появление течи. Выдавливание прокладок, трещины в трубках, наличие течи в местах развальцовки, повреждение соединительных шлангов, хомутов (ослабление хомутов).Замена дефектных уплотняющих прокладок, повторная обтяжка крышек коллекторов, замена поврежденных болтов, развальцовка трубок, заглушка пробками с обеих сторон трубок трещинами, замена поврежденных шлангов, хомутов (ослабленные хомуты затянуть). Замена воздухоохладителя.Допускается заглушить не более одной трубки на воздухоохладитель.
3.6.5 Ревизия подшипников.
3.6.5.1 Проверить состояние подшипников (сегментов подпятника).6ВК. 020.081. СБ.ВИКОтсутствие выкрашивания баббита, отслаивания, цветов побежалости. Разность толщины сегментов в комплекте не более 0,01 мм.Шабер, микрометр, линейка измерительнаяВыкрашивание, отслаивание, следы местного перегрева на баббите. Разность толщины сегментов более 0.01мм.Шабрить до получения не менее трех пятен на 1 см2.
3.6.5.2 Проверить состояние сегментов (направляющих) подшипника скольжения.ОВК. 412.182.ТО. рис.4.ВИКОтсутствие выкрашивания, отслаивания баббита. Рабочий зазор 0,15-0,03, неравномерность зазора при выставлении щупом не более 0,05 мм.Щуп, стержень, комплект г/к.Выкрашивание, отслаивание, цвета побежалости на поверхности баббита. Несоответствие рабочего зазора при установке направляющих сегментов.Замена направляющих сегментов. Выставить радиальный зазор опорными болтами и законтрить их контргайками.
3.6.6 Ревизия электромагнита и ВЦЭН-315
3.6.6.1 Измерить сопротивление изоляции электромагнита5ВК. 663.104.СБ.ВИКСопротивление изоляции не менее 100МОмМегаомметр 500ВПониженное сопротивление изоляции электромагнитаПросушить электромагнит, при не восстановлении Rиз электромагнит заменить.
3.6.6.2 Измерить сопротивление обмотки электромагнита постоянному току5ВК. 663.104.СБ.ВИКАктивное сопротивление обмотки в пределах 22¸25 ОмМост измерительныйНесоответствие величины сопротивления обмотки Заменить электромагнит
3.6.6.3 Замерить коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции обмотки статора ВЦЭНЛЭМ 703,2 РСВИКСопротивление изоляции не менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Мегаомметр 500ВСопротивление изоляции менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора ВЦЭН
3.6.6.4 Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току.ЛЭМ 703,2 РСВИКРазличные фазы, своим активным сопротивлением, не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести замену ВЦЭН.

Сборку ЭД производить в обратной последовательности разборки. Время нагрева втулки подпятника произвести индуктором, включенным в сеть 220В 50Гц в течение 6-7 мин. При установке втулки подпятника на вал, использовать приспособление для удержания втулки подпятника до полного её остывания на валу (ОВК .412. 182. ТО. рис.5). Вставить до соприкосновения с баббитовой поверхности вкладыша с цапфой.

Вывернуть болты, воспринимающие массу ротора. Установить приспособления для выставления ротора в геометрическую нейтраль. Отрегулировать зазоры между втулкой и корпусом щита нижнего и верхнего направляющего вкладыша, регулировать опорными болтами допустимая неравномерность не более 0,5 мм (ОВК.412.182.ТО рис.4). Измерить зазоры рабочих поверхностей верхнего и нижнего направляющих вкладышей, они должны быть 0.15 - 0,03 мм (Приложение 13). После выставления зазоров затянуть контргайки опорных болтов, снять приспособления для установки ротора в геометрическую нейтраль. Установить на ЭД маслобак и поддон нижнего подшипника.

После сборки выполнить контрольный замер сопротивления изоляции обмоток Мегаомметром 1000В. Сопротивление изоляции электродвигателя должно быть не менее 100 МОм. После установки электродвигателя на «фонарь» насоса:

- проверить состояние заземляющего проводника ЭД;

- произвести опрессовку воздухоохладителей рабочим давлением тех. воды;

Перед опробыванием ЭД:

- с помощью масломерного щупа проверить уровень масла в маслобаке ЭД;

- осмотреть ЭД предмет отсутствия течей масла.

3.7 Технологическая карта текущего ремонта электродвигателя АВЦ 1600–1500У5.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.7.1 Снятие крышки коробки выводов статора (борно), отсоединение силовых кабелей)6ВК. 020.081. СБИДВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводников, плотная опрессовка наконечников кабеля.Набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, бензин, спирт этиловый, паяльник, припой, таль г/п 0,5 т, пресс-клещи.Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников, нарушенное крепление наконечников на кабеле.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники, опрессовку наконечников.Отключения кабелей и проводов выполняются при необходимости персоналом бригады КХ ЭЦ, ЦТАИ.
3.7.2 Проверка состояния выводов ЭД.1ВК. 016.134. СБВКОтсутствие цветов побежалости на контактных соединениях, отсутствие ослабления резьбовых соединений, отсутствие трещин на поверхности опорных и проходных изоляторовКомплект г/к, наждачная бумага, паяльник, припой, ветошь без ворсовая, бензин, спирт этиловый, пылесос.Пыль или другие загрязнения на поверхности изоляторов, Окисление поверхности выводов, трещины на изоляторах, срыв резьбы на шпильках и болтах, нарушение пайки наконечников на кабеле.Отшлифовать поверхность выводов, промыть бензином резьбовые соединения. протереть изоляторы спиртом. При наличии трещин, сколов и нарушений резьбы изоляторы заменить.Выполняется при необходимости отключения кабелей ЭД.
3.7.3 Осмотр уплотняющей резины на кожухах (крышках) камер воздухоохладителей. 6ВК. 020.081. СБИДВКОтсутствие выдавливания прокладок, повреждений, следов от потёков масла или воды.Резина МБС, набор г/к.Повреждения резины, наличие следов вытекания маслаЗаменить уплотняющую резиновую прокладку
3.7.4 Вывернуть сливные пробки в нижней части камер воздухоохладителей.5ВК. 663.104.СБ.ВКОтсутствие вытекающей воды из камер воздухоохладителей.Набор г/кНаличие вытекающей воды из камер воздухоохладителей.Снять кожухи (крышки) камер воздухоохладителей и осмотреть их. Решить вопрос по дальнейшему ремонту воздухоохладителей.
3.7.5 Измерить сопротивление изоляции электромагнита5ВК. 663.104.СБ.ВИКСопротивление изоляции не менее 30 МОмМегаомметр 500 ВПониженное сопротивление изоляции электромагнитаПросушить электромагнит, при не восстановлении Rиз электромагнит заменить.
3.7.6 Измерить сопротивление обмотки электромагнита постоянному току5ВК. 663.104.СБ.ВИКАктивное сопротивление обмотки в пределах 22¸25 ОмМост измерительныйНесоответствие величины сопротивления обмотки Заменить электромагнит
3.7.7 Замерить коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции обмотки статора ВЦЭНЛЭМ 703,2 РСВИКСопротивление изоляции не менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Мегаомметр 500ВСопротивление изоляции менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора ВЦЭН
3.7.8 Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току.ЛЭМ 703,2 РСВИКРазличные фазы, своим активным сопротивлением, не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести замену ВЦЭН.

Сборку ЭД производить в обратной последовательности разборки. После сборки выполнить контрольный замер сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции обмоток Мегаомметром 1000 В. Сопротивление изоляции электродвигателя должно быть не менее 100 МОм, Кабс не менее 1,2. Проверить состояние заземляющего проводника ЭД.

Перед опробыванием ЭД:

- проверить уровень масла в маслобаке;

- осмотреть ЭД предмет отсутствия течей масла.

3.8 Технологическая карта текущего ремонта электродвигателя ГЦЭН-310.

п/п

Наименование операцийНТД (чертежи т.д.)Контрольные операцииПриспособления, инструмент, оборудованиеВозможные дефекты, неисправностиРекомендуемый метод устраненияПримечание
МетодКритерии
3.8.1 Снять крышку коробки выводов и осмотреть вывода ЭД310-00-02ВКОтсутствие цветов побежалости на контактных соединениях, отсутствие ослабления резьбовых соединений, отсутствие трещин на поверхности опорных и проходных изоляторовГ/к. 17 х 19, г/к.22 х 24, торцевой 13 и 14 мм, наждачная бумага, ветошь безворсовая, бензин, спирт этиловый, пылесос.Пыль или другие загрязнения на поверхности изоляторов, цвета побежалости на контактных поверхностях, ослабление контактных соединений, трещины на изоляторахПроизвести очистку от пыли и загрязнений изоляторов и внутренних поверхностей коробки выводов, произвести зачистку до металлического блеска контактных поверхностей и протяжку резьбовых соединений, изоляторы с трещинами заменитьПроводится ежегодно на палубе ГЦН ППР блока
3.8.2 Отсоединить силовой кабель от шинок питания, отсоединить воронку от «борно» и отвести кабель от электронасоса, отсоединить заземляющий проводник от электронасоса.310-00-02ВКОтсутствие цветов побежалости на кабельных наконечниках, отсутствие повреждения изоляции жил кабеля, отсутствие нарушения целостности заземляющих проводниковМостовой кран или грузоподъёмное устройство для съёма «борно», набор г/к, ЛЭТСАР, наждачная бумага, напильник. Цвета побежалости на контактных поверхностях, повреждение изоляции на жилах силового кабеля, нарушение целостности заземляющих проводников, нарушенное крепление наконечников на кабеле.Произвести зачистку наконечников до металлического блеска контактных поверхностей, восстановить изоляцию, заменить повреждённые заземляющие проводники, опрессовку наконечников.Проводится бригадой КХ при необходимости отключения кабеля ГЦН в ППР блока.
3.8.3 Снять шинки питания310-00-02ВКЧистая поверхность контакта шинок с выводами ЭД.Г/к. 17 х 19, наждачная бумага, бензин, ветошь безворсовая. Окисление поверхности.Зачистить поверхность контактных соединений до металлического блеска, промыть бензином.Проводится на палубе ГЦН перед демонтажом электронасоса
3.8.4 Снять опорные изоляторы310-00-02ВКЧистая поверхность изолятора, целостность резьбы шпилек, отсутствие сколов и трещин.Ветошь безворсовая, бензин, спирт этиловый.Срыв резьбы на шпильках, трещины и сколы на изоляторе.Протереть поверхность изолятора и резьбы шпильки ветошью. В случае обнаружения сколов, трещин и срывов резьбы, заменить изолятор.Проводится при демонтаже электронасоса на ремонтном стапеле ГЦН
3.8.5 Снять коробку выводов310-00-02ВКОтсутствие разрывов и продавливания на уплотняющей прокладке.Резина МБС 2мм, г/к. торцевой 14 мм.Разрывы на прокладке уплотнения.Заменить прокладку.Проводится на палубе ГЦН перед демонтажем электронасоса
3.8.6 Измерить сопротивление изоляции, коэффициент абсорбции и сопротивление постоянному току между фазами обмоток.310-00-02ВКСопротивление изоляции − не менее 100 МОм. Отклонение сопротивлений между фазами обмоток ЭД постоянному току − не более 2%, коэффициент абсорбции − не менее 1,2.Микроомметр, Мегаомметр 1000В Пониженное сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции менее 1,2, отклонение более 2%.Необходимость сушки изоляции статора, замена электронасоса.Проводится при демонтаже электронасоса на ремонтном стапеле ГЦН
3.8.7 Снять проходные изоляторы ЭД.310-00-02ВКЧистая поверхность контактной поверхности наконечников *, отсутствие трещин на изоляторах, отсутствие подгаров и потемнения изоляции в месте соединения наконечника с концом обмотки.Ветошь безворсовая, бензин, г.к. торцевой 14 мм, г/к.22 х 24, припой ПОС-40, изолента ЛЭТСАРОкисление поверхности выводов, продавливание на резиновых прокладках, сколы и трещины на изоляторах, подагры и потемнение изоляции в месте соединения наконечника с концом обмотки.Зачистить поверхность контактных соединений до металлического блеска, протереть бензином, заменить уплотняющую прокладку (сальник) на выходе наконечника из изолятора. Изоляторы, имеющие сколы и трещины, заменить. Удалить подгоревшую изоляцию, произвести пропайку наконечника с участием представителя завода, заизолировать место пайки.Проводится при демонтаже электронасоса на ремонтном стапеле ГЦН
3.8.8 Замерить коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции обмотки статора ВЦЭНЛЭМ 703,2 РСВИКСопротивление изоляции не менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Мегаомметр 500ВСопротивление изоляции менее 30МОм Значение коэффициента абсорбции ниже 1,2Решить вопрос о необходимости сушки обмотки статора ВЦЭНПроводится ежегодно на палубе ГЦН ППР блока
3.8.9 Измерить сопротивление фаз обмотки статора постоянному току.ЛЭМ 703,2 РСВИКРазличные фазы, своим активным сопротивлением, не должны отличаться друг от друга более чем на 2%.Мост измерительныйВитковое замыкание обмоток электродвигателя, нарушения пайки катушечных соединений.Произвести замену ВЦЭН.Проводится ежегодно на палубе ГЦН ППР блока

Сборку произвести в обратном порядке. Перед подключением силового кабеля необходимо дополнительно измерить сопротивление изоляции мегаомметром 1000В, проверить наличие маркировки С1, С2, С3 на корпусе электродвигателя при необходимости маркировку восстановить. Нанесение двойной маркировки выводов электронасоса ГЦЭН-310 не допускается. После установки электронасоса проверить состояние заземляющего проводника ЭД.

*- наконенечником вывода обмотки ГЦЭН-310 является контактный штифт (3Пр22Ах25 по ГОСТ3128-70), припаянный к концу обмотки.