+7 (351) 215-23-09


Инструкция по монтажу стационарных аккумуляторных батарей и конденсаторных установок - Приготовление и заливка сернокислого электролита

  1. Инструкция по монтажу стационарных аккумуляторных батарей и конденсаторных установок
  2. Приготовление и заливка сернокислого электролита
  3. Формирование стационарных аккумуляторных батарей
  4. Сдача в эксплуатацию кислотных батарей
  5. Особенности монтажа батарей, из аккумуляторов СН
  6. Особенности монтажа батарей, из аккумуляторов ЕАН
  7. Особенности монтажа батарей, из аккумуляторов АБН
  8. Указания по охране труда
  9. Монтаж конденсаторных установок
  10. Перечень приборов, приспособлений и инструментов
  11. Технические данные аккумуляторов СК и СКЭ
  12. Электрические характеристики аккумуляторов СК и СКЭ
  13. Приложения
Страница 2 из 13


9. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЕРНОКИСЛОГО ЭЛЕКТРОЛИТА

И ЗАЛИВКА ЕГО В АККУМУЛЯТОРЫ

9.1. Перед приготовлением электролита следует подготовить необходимое количество аккумуляторной серной кислоты, дистиллированной воды и емкость для разведения электролита.

Химический состав аккумуляторной серной кислоты должен соответствовать требованиям ГОСТ 667-73*, воды - ГОСТ 6709-72*.

Допускается использование конденсата с турбин ТЭЦ, если концентрация примесей при этом не превышает норм, установленных «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» [4] и приведенных в табл. 9.1.

9.2. Партия кислоты должна поступать вместе с паспортом (сертификатом) с данными химического анализа, удостоверяющими ее соответствие ГОСТ 667-73*.

При отсутствии паспорта (сертификата) заказчик обязан предоставить протокол химического анализа средней пробы кислоты и дистиллированной воды. Без паспорта (сертификата) или протокола химического анализа кислоты и дистиллированной воды приступать к приготовлению электролита запрещается.

9.3. Приготавливать сернокислый электролит рекомендуется в стальной гуммированной или выстланной листовым полиэтиленом ванне, вместимость которой должна быть не менее, чем на 25% больше всего количества электролита, необходимого для данной батареи.

Количество электролита для различных типов аккумуляторов указано в приложении 2.

При отсутствии специальных ванн для приготовления электролита можно использовать любую кислотостойкую емкость: деревянные или стальные ванны, футерованные рольным свинцом, эбонитовые или керамические сосуды, а также деревянные баки прямоугольной формы из досок толщиной 30-50 мм, покрытые слоем бумаги № 5 толщиной 5-7 мм.

Таблица 9.1

№№ п/п Показатель Нормы
1 Содержание железа, %, не более 0,0005
2 Содержание нелетучего остатка после прокаливания, %, не более 0,002
3 Содержание окислов азота, %, не более 0,000003
4 Содержание мышьяка, %, не более 0,000005
5 Содержание хлористых соединений, %, не более 0,00002
6 Содержание марганца, %, не более 0,000005
7 Содержание меди, %, не более 0,00005
8 Содержание веществ, восстанавливающих марганцовокислый калий, мл 1 %-ного раствора KMnO4, не более 0,45
9 Содержание суммы тяжелых металлов в пересчете на %, не более 0,001

9.4. Ванну, вымытую внутри дистиллированной водой, следует устанавливать в аккумуляторном помещении между рядами аккумуляторов на переносные подставки, а в помещении для приготовления электролита (кислотном) - на стационарные металлические подставки (рис. 17).

Ванна для разведения электролита должна устанавливаться на такой высоте, чтобы дно ванны было выше верхней кромки аккумуляторов на 25-30 мм.

9.5. В аккумуляторы типа СК и СКЭ следует заливать электролит плотностью 1,18 г/см3 при температуре электролита 25°С.

Рис. 17. Схема заливки электролита в аккумуляторы батареи

1 - емкость для приготовления электролита; 2 - кислотостойкий резиновый шланг диаметром 25 мм; 3 - аккумулятор; 4 - металлическая подставка для установки емкостей; 5 - настил из досок толщиной 25 мм

Если температура электролита отлична от 25°С, то плотность электролита, который необходимо заливать в аккумуляторы, определяют по табл. 9.2.

Таблица 9.2

Плотность электролита при 25°С, г/см3Плотность электролита, г/см3, при температуре
10°С 15°С 20°С 30°С 35°С 40°С 45°С 50°С
1,18 1,192 1,188 1,184 1,176 1,172 1,168 1,164 1,16
1,19 1,202 1,198 1,194 1,186 1,182 1,178 1,174 1,17
1,20 1,212 1,208 1,204 1,196 1,192 1,188 1,184 1,18
1,21 1,222 1,218 1,214 1,206 1,202 1,198 1,194 1,19
1,22 1,232 1,228 1,224 1,216 1,212 1,208 1,204 1,20
1,23 1,242 1,238 1,234 1,226 1,222 1,218 1,214 1,21
1,24 1,252 1,248 1,244 1,236 1,232 1,228 1,224 1,22
1,25 1,262 1,258 1,254 1,246 1,242 1,238 1,234 1,23

Например: температура электролита равна 15°С. В аккумуляторы типа СК и СКЭ следует заливать электролит плотностью 1,188 г/см3, а не 1,18 г/см3, как при температуре 25°С.

9.6. Приготовление электролита должно производиться в следующем порядке:

ванны на 65-70% объема заполняются дистиллированной водой, после чего заливается кислота. Запрещается лить воду в кислоту;

кислота вливается тонкой струей при непрерывном перемешивании раствора деревянной мешалкой типа весла, сжатым воздухом или кислородом при давлении 0,2 - 0,3 кгс/см2;

для приготовления электролита плотностью 1,18 г/см3 необходимо на каждый литр дистиллированной воды добавлять 0,2 литра (366 г) кислоты, для электролита плотностью 1,22 г/см3 следует добавлять 0,26 литра (477 г) кислоты;

после охлаждения до температуры 25°С электролит перешивается и корректируется;

при корректировке, если плотность электролита ниже нормы, доливают кислоту, если выше нормы - воду.

9.7. При наличии кислотоупорного насоса им производится подача воды и кислоты в ванну для разведения электролита, а также заполнение аккумуляторов электролитом.

В этом случае устанавливать ванну на подставки не требуется. Небольшое количество электролита можно заливать с помощью шланга, изготовленного из кислотостойкой резины.

Для этого необходимо:

прикрепить к концу шланга свинцовый груз (кусок паяльного прутка, соединительную полосу, и т.п.);

сложить шланг вдвое и, держа оба его конца в руке, влить в него дистиллированную воду;

зажав один конец шланга, второй - со свинцовым грузом - быстро погрузить в раствор электролита:

разжать конец шланга, слить в приготовленный сосуд воду и направить шланг с вытекающим из него электролитом в бак аккумулятора.

После заполнения аккумулятора электролитом конец шланга снова перегнуть, зажать и направить в следующий аккумулятор.

Если приготовленного электролита не хватает для заполнения всех аккумуляторов батареи, то его распределяют и разливают равномерно во все аккумуляторы. При этом первая заливка электролита производится до нижней кромки электродов. После последующей заливки, когда электроды погрузятся в электролит, батарею необходимо включить на заряд слабым током, равным 0,1 разрядного тока 10-часового режима, до окончания полной заливки электролита.

9.8. Пригодность электролита, поставляемого заказчиком, должна быть подтверждена протоколом лабораторного анализа.

9.9. Перед заливкой баков электролитом и началом формирования батареи следует:

проверить соответствие расположения стеллажей и аккумуляторов чертежам проекта;

проверить правильность установки аккумуляторных баков на стеллажах, наличие изоляторов и прокладок под аккумуляторами, правильность расстояния между баками, надежность сварки пластин с соединительными полосами, правильность установки сепараторов, держателей и пружин;

испытать надежность работы зарядного устройства, с этой целью включить зарядный агрегат на нагрузку, соответствующую максимальному зарядному току, на 8 часов (испытание производится заказчиком); электроснабжение зарядного устройства на время формирования должно быть бесперебойным (от 2-х источников питания);

в аккумуляторах со свинцовыми баками проверить, не прикасаются ли свинцовые борты к стенкам ящиков и нет ли замыкания между обкладками соседних баков, а также касания электродов со свинцовой выкладкой;

проверить полярность шин и напряжение между положительной и крайней отрицательной шинами непосредственно в аккумуляторном помещении. Для этого необходимо собрать схему на заряд (рис. 18) и включить зарядное устройство. Вольтметром постоянного тока, подключенным к выводам 300 В, следует замерить напряжение между полюсами первого и последнего аккумуляторов батареи. По показаниям вольтметра следует убедиться в том, что положительный блок электродов первого аккумулятора является положительным полюсом, а отрицательный блок электродов последнего аккумулятора - отрицательным полюсом. Напряжение между полюсами должно быть равно напряжению на батарее, которое показывает вольтметр на щите постоянного тока;

проверить исправность системы вентиляции путем включения ее в работу на 3 ч;

проверить действие автоматической блокировки, предусматривающей отключение зарядного тока при прекращении работы вентиляции.

Рис. 18. Схема включения аккумуляторной батареи с помощью элементного коммутатора

ЗУ - зарядное устройство

9.10. Заливать в аккумуляторы электролит, имеющий температуру выше 30°С, запрещается.

9.11. Уровень электролита в аккумуляторе, замеряемый стеклянной трубкой, должен быть на 10-15 мм выше верхних кромок электродов.

9.12. Большое количество электролита для объектов, расположенных в районе монтажного управления, рекомендуется заготавливать централизованно с последующей транспортировкой на объект (рис. 19).

Рис. 19. Технологическая схема приготовления сернокислотного электролита для аккумуляторов. Стрелками показаны направления движения потоков:

- электролита;

- аккумуляторной серной кислоты;

- дистиллированной воды;

- сжатого воздуха;

- запорное устройство для жидкости;

- запорное устройство для воздуха.

В этом случае электролит должен заготавливаться в следующем порядке:

аккумуляторную серную кислоту, привезенную с базы в специальной цистерне 7, перекачивают с помощью сжатого воздуха от компрессора 5 или насосом в бак 6;

дистиллированную воду заготавливают в тепловых или электрических дистилляторах 1, а также методом анионитно-катионитной очистки и хранят в баке 2;

дистиллированную воду, а затем кислоту из баков сжатым воздухом или насосом перемещают в реактор 4 и энергично перемешивают;

электролит после охлаждения до 25°С и корректировки плотности перекачивают в бак 3.

Все емкости в схеме технологического процесса централизованной заготовки электролита необходимо изготавливать из стального листа и футеровать изнутри кислотостойким материалом.

9.13. Доставлять электролит на объекты монтажа рекомендуется в специальных кислотостойких цистернах, закрепленных на автомобильном двухосном прицепе, или в мягких кислотостойких резервуарах, помещаемых в металлические контейнеры. Небольшие партии электролита можно доставлять в 20-литровых стеклянных бутылях или в 50-литровых полиэтиленовых баках.

9.14. Электролит, доставленный на объект в цистерне или мягком резервуаре, следует заливать шлангом (шлангами) из кислотостойкой резины. Один конец шланга необходимо закрепить на сливной трубке цистерны (мягкого резервуара), другой опустить в бак аккумулятора (рис. 20).

9.15. Применение индустриальной технологии, описанной в п.п. 9.12, 9.13, 9.14, позволяет сократить сроки монтажа и уменьшить долю ручного труда аккумуляторщиков.