Технологическая карта ремонта масляного выключателя генераторного напряжения.
№ п/п | Наименование операций | НТД (чертеж и т.д.) | Контрольные операции | Приспособления, инструмент, оборудование | Возможные дефекты, неисправности | Рекомендуемый метод устранения | Примечание | |
Метод | Критерии | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
Подготовка выключателя к разборке. | ||||||||
3.1.1 Выполнить организационные и технические мероприятия. 3.1.2 Выполнить анализ дефектов за межремонтный период эксплуатации. 3.1.3 С целью выявления дефектов производится 2-3 включения и отключения. | ||||||||
3.1.4 | Очистить поверхности ячейки выключателя и его составных частей от пыли и загрязнений | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая поверхность | Ветошь, салфетки технические, бензин Б70 | |||
3.1.5 | Осмотреть доступные детали МВ | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие дефектов, течей масла | Наличие дефектов | При разборке произвести замену | ||
3.1.6 | Выполнить осмотр контактов МВ на наличие и исправность термо-индикаторных наклеек. | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие или неисправность | Наличие дефектов | Произвести замену необходимых термоиндикаторных наклеек. | ||
Разборка выключателя. | ||||||||
Отсоединить внутриполюсные и междуфазные перегородки | ТО и ИЭ | Визуально | Перегородки отсоединены | Набор гаечных ключей | ||||
Проверить состояние внутриполюсных и междуфазных перегородок | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, ровная поверхность, отсутствие повреждений | Ветошь, бакелитовый лак, бумага наждачная | Наличие пыли и загрязнений, на-рушение лакового покрытия | Протереть ветошью, зачистить, нанести лак | ||
Отсоединить компенсаторы выключателя, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, ровная поверхность | Набор гаечных ключей, ветошь, бензин Б70, бумага наждачная | Наличие пыли и загрязнений, наличие задиров, заусениц | Зачистить и промыть бензином | ||
Проверить состояние гальванического серебряного покрытия компенсаторов в месте присоединения к выключателю | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, ровная поверхность | Ветошь, бензин Б70 | Нарушение серебряного покрытия | Если нет возможности восстановить покрытие, компенсаторы следует заменить | ||
Проверить состояние поверхностей баков | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие течей и «потения» масла | Наличие течей и «потения» масла | Произвести заварку мест течей, предварительно очистив от краски и масла | |||
Отвернуть сливные пробки, слить масло с баков в емкость | ТО и ИЭ | Визуально | Уровень масла в маслоуказателе понижается | Ключ гаечный, емкость для слива масла, перчатки резиновые | ||||
Проверить состояние уплотнения сливных пробок | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие трещин, расслоений, заусениц, раковин, пузырей | Износ уплотняющих прокладок | Уплотняющие прокладки рекомендуется заменить | При КР резиновые уплотнения необходимо заменить новыми | ||
Снять газоотводные трубы, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, повреждений | Набор гаечных ключей, ветошь | Наличие загрязнений, повреждений уплотняющих шайб, шайб с уплотняющими резиновыми прокладками | Поверхности очистить, дефектные детали заменить | ||
Снять маслоотделители, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, повреждений | Набор гаечных ключей, ветошь, бензин Б70 | Наличие загрязнений, износ уплотняющих прокладок | Поверхности очистить, промыть бензином, дефектные детали заменить | ||
Снять магнитопроводы, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, повреждений | Отвертка, ветошь | Наличие повреждений | При наличии повреждений следует заменить | ||
Отвернуть гайки, контрящие дугогасительные стержни | ТО и ИЭ | Визуально | Гайки отвернуты | Набор гаечных ключей | ||||
Плавно опустить дугогасительные стержни до упора в дугогасительном контакте | ТО и ИЭ | Визуально | Стержни опушены до упора | |||||
Освободить нижний наконечник изоляционной штанги от соединения с механизмом выключателя | ТО и ИЭ | Визуально | Нижний наконечник освобожден | Набор гаечных ключей | ||||
Отсоединить траверсы от штанг | ТО и ИЭ | Визуально | Траверсы от штанг отсоединены | Набор гаечных ключей | ||||
Проверить состояние траверс и штанг | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, без повреждений поверхность траверсы и штанги | Наличие трещин, сколов | Заменить дефектную деталь | |||
Проверить состояние контактных площадок главного токоведущего контура и искрогасительных ламелей | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие повреждений, ровная поверхность | Ветошь, кисть, бензин Б70, пластичная смазка ЦИАТИМ 221, шабер | Наличие загряз нений, повреждений на контактных площадках и ламелях | Удалить старую смазку, протереть ветошью, смоченной в бензине, зачеканить, добиваясь ровной поверхности прилегания в месте контакта, а при необходимости заплавить серебром, нанести новую смазку | ||
Вынуть дугогасительные стержни, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально, измерение | Чистая, ровная поверхность без повреждений | Ветошь, штангельциркуль | Наличие загрязнений, повреждений | Протереть ветошью, при необходимости заменить | Диаметр стержня составляет 32 мм | |
Осмотреть наконечники дугогасительных стержней | ТО и ИЭ | Визуально, измерение | Чистая, ровная поверхность без повреждений и нагара | Ветошь, бумага наждачная, штангельциркуль | Оплавление, нагар | Зачистить, про тереть, при необходимости заменить | Диаметр наконечника составляет 32 мм | |
Снять изоляционные распорки, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие сколов, трещин | Ключи гаечные | Наличие сколов, трещин | При необходимости заменить | ||
Снять крышки баков, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений и повреждений | Ключи гаечные, ветошь | Наличие загрязнений, износ уплотняющих шайб, повреждения маслоотражателя | Протереть, дефектные детали заменить | ||
Проверить состояние проходных изоляторов | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, трещин, сколов | Ветошь, бензин Б70 | Наличие загрязнений, износ сальника и манжеты | Протереть ветошью, смоченной в бензине, дефектные детали заменить | ||
Снять баки с опорных изоляторов | ТО и ИЭ | При снятии установочные шайбы между баком и опорным изолятором должны оставаться на месте | ||||||
Вынуть верхние изоляционные цилиндры, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений | Ветошь | Наличие загряз- нений, увлажнения, деформации, отслоений | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержать их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить | ||
3.2. 24 | Вынуть дугогасительные камеры, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений, обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации | Ветошь, чистое трансформаторное масло | Наличие загряз- нений, увлажнения, деформации, отслоений, обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить | Замените камеру, если обгорели дутьевые каналы и изменилась их конфигурация: зазор между выступами предпоследнего нижнего диска, равный 20 мм, должен быть не больше 27 мм после промывки и зачистки |
Вынуть нижние изоляционные цилиндры, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений | Ветошь | Наличие загряз- нений, увлажнения, деформации, отслоений | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить | ||
Вынуть изоляционные листы, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений | Ветошь | Наличие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить | ||
Снять дугогасительные контакты, проверить их состояние | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие загрязнений, нагара, повреждений пружин, ламелей | Ветошь, наждачная бумага, ключ для крепления дугогасительного контакта ко дну бака | Загрязнения, нагар, повреждения пружин, ламелей | Устранить загрязнения, нагар, при необходимости дефектные детали заменить | При разнице между диаметром наконечника дугогасительного стержня и расстоянием в свету между противо-положными ламелями при вынутом из контакта дугогасительном стержне менее 4мм, дугогасительные контакты и наконечники дугогасительных стержней следует заменять | |
Осмотреть внутреннюю поверхность баков | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, ровная поверхность, отсутствие сколов, трещин, деформации | Ветошь | Отслоение металла, наличие трещин | При необходимости заменить | ||
Промыть баки трансформаторным маслом, осмотреть их | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая поверхность | Ветошь, трансформаторное масло | ||||
Проверить состояние опорного изолятора | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая, без загрязнений поверхность, отсутствие сколов, трещин | Ветошь, бензин Б70 | Наличие загрязнений, сколов, трещин | Протереть ветошью, смоченной в бензине, при необходимости заменить | ||
Проверить ход дугогасительных стержней через проходные изоляторы | ТО и ИЭ | Визуально | Ход свободный, без затираний | Ход несвободный, на стержнях следы затираний | Устранить, отрегулировав положение стержней | |||
Проверить состояние маслоуказателей | ТО и ИЭ | Визуально | Чистая поверхность стекла, отсутствие трещин | Ветошь, бензин Б70 | Загрязнение поверхности стекла, износ уплотняющих резиновых прокладок | Протереть ветошью, смоченной в бензине, заменить уплотняющие прокладки, при наличии трещин, сколов стекло следует заменить | ||
Проверить состояние рамы, заземления, креплений выключателя | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие повреждений | Наличие повреждений | Устранить повреждения | |||
Проверить состояние приводного механизма выключателя | ТО и ИЭ | Визуально, измерение | Отсутствие загрязнений, прогиб (ход) одного витка регистра компенсирующих пружин должен быть не более 5,25 мм для пружин диаметром 11 мм и не более 7,08 мм для пружин диаметром 12 мм | Ветошь, металлическая линейка | При указанном ходе на виток не обеспечивается необходимая скорость отключения или выключатель не доходит до полностью отключенного положения | Установить причины затирания и устранить их | Для определения прогиба необходимо измерить длину пружины между ушками при свободном положении пружин и во включенном положении выключателя и разделить разницу на число рабочих витков (между ушками) | |
Произвести замену масла в масляном буфере механизма, проверить состояние масляного буфера | ТО и ИЭ | Визуально | Масляный буфер должен быть залит маслом в количестве 0,15 кг на один буфер (примерно 2/3 высоты цилиндра) | Индустриальное масло И-50А | Износ уплотнения | При необходимости уплотнение заменить | ||
Произвести проверку смазки в трущихся частях механизма и масленках главного вала | ТО и ИЭ | Визуально | Наличие смазки | Ветошь, кисть, пластичная смазка ЦИАТИМ221 | Загрязнение смазки | Старую смазку удалить, протереть ветошью и нанести новую смазку | ||
Проверить надежность распора между выключателем и приводом | ТО и ИЭ | Визуально | Распорная труба должна быть застопорена во фланце привода. Болты распорного угольника должны быть затянуты | Набор гаечных ключей | Слабая затяжка болтов распорного угольника | Болты следует затянуть | ||
Снять и осмотреть кожухи привода выключателя | ТО и ИЭ | Визуально | Целая поверхность, без повреждений окраски | Гаечные ключи, отвертка, наждачная бумага, эмаль, кисть | Нарушение окраски кожухов | Зачистить, промыть и покрасить | ||
Очистить от загрязнений и старой смазки детали привода | ТО и ИЭ | Чистая поверхность | Ветошь | |||||
Осмотреть поверхности зацепления привода, доступные трущиеся поверхности деталей | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие коррозии, задиров, заусениц | Ветошь, наждачная бумага, бензин Б70 | Наличие следов коррозии, задиров, заусениц | Зачистить, промыть, при необходимости заменить | ||
Осмотреть контакты контактора | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие следов загрязнений, обгара | Наждачная бумага, кисть, бензин Б70 | Наличие загрязнений, обгара | Удалить загрязнения, зачистить контакты, промыть, просушить | ||
Смазать все трущиеся части привода | ТО и ИЭ | Наличие смазки | Пластичная смазка ЦИАТИМ 221 | |||||
Осмотреть буферную резину под якорем (сердечником) выключателя. | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие повреждений (трещин, сжатий). | Резина ТМКЩ-10 | Наличие повреждений (трещин, сжатий). | При необходимости резину заменить | ||
3.2. 44 | Снять вентиляторы обдува, проверить их состояние и произвести им ремонт с заменой подшипников | ТО и ИЭ | Визуально, измерение | Чистые поверхности, замена подшипников и их смазки, сопротивление изоляции обмотки статора не менее 0,5 мОм | Набор гаечных ключей, отвертка, ветошь, бензин Б70, смазка ЛИТОЛ24, мегаомметр 500В, приспособление для снятия подшипников | Пониженное или повышенное сопротивление обмоток | Просушить обмотки | |
Сборка выключателя (производится в обратной последовательности). | ||||||||
Залить масло | ТО и ИЭ | Предназначенное к заливке масло должно соответствовать значениям указанным в п. 4.3.10 | Емкость с трансформаторным маслом. Количество масла – 10 л на бак. | |||||
Проверить уровень масла в баках | ТО и ИЭ | Визуально | Уровень масла должен быть между двумя красными отметками | Низкий или высокий уровень масла | Отрегулировать | |||
Проверить работу вентиляторов обдува включением | ТО и ИЭ | Визуально | Правильная работа вентиляторов | Высокий уровень шума и вибрации | Выполнить ремонт эл. двигателя вентилятора согласно п.3.2.43. настоящей инструкции | |||
Произвести регулировку установочных характеристик механизмов привода и выключателя | ТО и ИЭ | Регулировка установочных характеристик механизмов привода и выключателя описана в разделе 4. | Металлическая линейка, штангенциркуль | |||||
Произвести измерение скоростных и временных характеристик выключателя | ТО и ИЭ | Измерение скоростных и временных характеристик выключателя описано в разделе 4. | Виброграф электромагнитный, электросекундомер | |||||
Измерить сопротивление дугогасительного контура | ТО и ИЭ | Измерение | Не более 300 мкОм | Мост сопротивления постоянного тока | ||||
Измерить сопротивление главного токоведущего контура | ТО и ИЭ | Измерение | Не более 1/2 от величины сопротивления дугогасительного контура | Мост сопротивления постоянного тока | ||||
Измерить сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей, выполненных из органических материалов | ТО и ИЭ | Измерение | Не более 1000 МОм | Мегаомметр 2500В | ||||
Замерить электрическое сопротивление изоляции обмотки электромагнитов включения и отключения, обмотки контактора, вторичных цепей | ТО и ИЭ | Измерение | Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 мОм | Мегаомметр 1000В | Пониженное сопротивление изоляции | Просушить обмотки | ||
Замерить активное сопротивление обмотки электромагнитов включения, отключения, обмотки контактора | ТО и ИЭ | Измерение | Сопротивления должны соответствовать данным завода изготовителя | Мост сопротивления постоянного тока, класс точности 0,5 | Пониженное или повышенное сопротивление обмоток | Просушить обмотки | ||
Испытание выключателя повышенным напряжением | ТО и ИЭ | Испытание | 55 кВ в течение 1 мин. | Испытательная установка | ||||
Произвести опробование выключателя и привода на надежное включение и отключение | ТО и ИЭ | Визуально | Замыкание и размыкание контактов без заеданий | Замыкание и размыкание контактов с заеданиями | Выполнить повторно п.3.2.41 настоящей инструкции | |||
Проверить состояние маркировки оборудования | Визуально | Наличие маркировки | Кисть, краска | Нарушение или отсутствие маркировки | Восстановить маркировку |
Нормативные значения указаны в «Технических описаниях и инструкциях по эксплуатации» на конкретный тип выключателя.
Дефектация.Резьбовые соединения.
Состояние резьбы проверять внешним осмотром, а также навинчиванием от руки гайки на болт (ввинчиванием болта). Наличие люфтов не допускается.
На резьбе не допускаются вмятины, забоины, выкрашивание и срыв более 2 ниток.
Болты должны быть без изгибов и заметной выработки.
Грани и углы на головках болтов не должны иметь повреждений. При износе граней более 0,5 мм (от номинального размера) болты и гайки выбраковываются.
Контакты и контактные поверхности.
Контакты подлежат замене при наличии следующих дефектов:
Валы, имеющие небольшую конусообразность, овальность, бочкообразность и при износе 0,2-0,3 мм шлифуют, а при большем износе – обтачивают, затем шлифуют. Допускается уменьшение диаметра вала не более чем на 5-10%. Сопряженность деталей при этом меняется.Допускается установка ремонтных втулок, наращивание металла наплавкой, металлизацией, хромированием.Валы и оси, имеющие небольшие трещины, можно ремонтировать сваркой с последующей правкой, обтачиванием и шлифовкой.