Измерение параметров и регулировка выключателя ВК-10 производится при подготовке его к работе или после полной и частичной разборки и сборки полюсов или привода.
В процессе регулировки выключателя включения и отключения производить только вручную при помощи рычага ручного включения.
Привод выключателя рекомендуется регулировать в процессе сборки в такой последовательности:
1. Натяжение пружин 74 (рис. 5) регулируется винтами 26 таким образом, чтобы зазоры между торцом пружин и швеллером 34 были: для верхней пружины – 3 мм, для нижней – 10 мм.
2. Гарантированный зазор между зубом собачки 45 или 1 (рис. 12), находящейся в крайнем положении, и зубом храпового колеса 2 при полном зацеплении зуба собачки 3 с этим колесом в процессе работы должен быть 0,5±0,20,1 мм. Для получения этого зазора необходимо выполнить следующие операции: установить рычаг ручного включения и при отключенном положении выключателя повернуть рычаг по часовой стрелке до упора, при этом происходит неполная заводка пружин привода; в дополнительные отверстия швеллера 48 (рис. 5) вставить два регулировочных винта М 8х20; ослабить винты 49; регулировочными винтами выставить зазор; вывернуть поочередно винты 49, установить между держателем 47 и швеллером 48 шайбы 50; ввернуть винты 49, предварительно смазав их резьбовую часть уплотняющей композицией ДН – 2; убрать регулировочные винты М 8х20.
Рис.13. Механизм свободного расцепления.
1 – шток буфера; 2 – кулачок; 3 – тяга; 4 – рычаг; 5 – вал; 6 – пружина; 7 – рычаг; 8 – пластина; 9 – рычаг; 10 – вал; 11 – амортизатор; 12 – раскос; 13 – болт.Отрегулировать механизм противоразрядного устройства рабочих пружин включения в отключенном положении выключателя с незаведенными рабочими пружинами привода, для чего необходимо установить зазор 0,3 – 0,4 мм между эксцентриком 7 и рычагом 81посредством болта 14 с гайкой 15.
Проверить величину зазора в механизме свободного расцепления между рычагом между рычагом 7 (рис.13) и кулачком 2, который должен быть на более 0,7 мм. Регулировка производится смещением раскоса 12.
Проверить величину зазора между болтом 11 (рис.1) и стержнем 13 притиворазрядного устройства, который должен быть 0,5…1 мм. Регулируется болтом, установленным на педали.
Рис. 14. Определение включающего момента на валу механизмов полюсов.
1 – вал механизма; 2 – ось; 3 – рычаг ручного включения; 4 – болт; 5 – шайба.
Проверить зацепление собачек 1 и 17 (рис. 15) которое должно быть 3-0,5 мм. Регулируется болтом 5.
Рис. 15. Блок реле токовых магнитов.
1 – собачка; 2 – ось; 3 – скоба; 4 – гайка; 5 – болт; 6 – гайка; 7 – контрполюс; 8 – катушка; 9 – сердечник; 10 – магнитопровод; 11 – колодка; 12 – колодка; 13 – гильза; 14 – шток; 15 – пружина; 16 – пружина; 17 – собачка.
Проверить величину зазора между рабочими кромками собачек 9 и 4 (рис. 16), который должен быть 1,5+0,5 мм. Регулируется в отключенном положении выключателя установкой пружины 7 на валу 2 после проверки натяжения отключающей пружины 21 (рис.1).
Сочленить привод с механизмами полюсов регулируемой тягой 14 (рис.1) так, чтобы выход стержней из дугогасительных камер во всех полюсах был в пределах 29…32 мм.
Рис. 16. Установка блок – реле токовых электромагнитов.
1 – рычаг отключения; 2 – вал; 3 – рычаг; 4 – собачка; 5 – рычаг; 6 – шток; 7 – пружина; 8 – пружина; 9 – собачка.
Проверить общий ход подвижного стержня, который должен быть 160-4 мм; при необходимости регулируется изменением количества шайб, установленных под масляным буфером 15 (рис. 1).
Проверить натяжение отключающей пружины 21 (рис.1, вид С). Зазор между торцом отключающей пружины и упором рамы должен быть (28 ± 12) мм.
Установит зазор 0,5…1 мм между рычагом механизма полюсов и болтом 22 (рис. 1).
Максимальный включающий момент на валу механизмов полюсов выключателя замеряется при помощи рычага ручного включения 3 (рис. 14), закрепленного на валу, как показано на рисунке, и набора груза в следующем порядке:
1. Выключатель установить в отключенное положение (привод не заведен).
2. Вращая рычаг против часовой стрелки, подвести стержни до касания их с розеточными контактами.
3. Навесить на рычаг груз такой величины, чтобы он создавал вместе с рычагом момент 235 Н*м для выключателей на номинальные токи 630 и 1000 А или 255 Н*м для выключателей на номинальные токи 1250 и 1600А.
4. Груз освободить, при движении под собственным весом он должен включить выключатель до полного включенного положения (до посадки привода на защелки).
Допускается максимальный включающий момент на валу механизма полюсов выключателя измерять при помощи динамометра; при этом рычаг в момент касания контактов должен занимать положение, близкое к вертикальному (рис.14).
Если момент окажется больше указанных величин, необходимо проверить качество сборки полюсов (повышенное трение, перекосы), наличие смазки в соединениях рычагов механизмов, правильность установки отключающей пружины.
Минимальный удерживающий момент на валу механизмов полюсов выключателя при отключении проверяется на участке хода подвижных стержней в розеточных контактах при помощи рычага ручного включения 3, закрепленного на валу в соответствии с рис. 14, и набора грузов в следующем порядке:
1. Выключатель установить в отключенное положение (привод не заведен).
2. Вращая рычаг против часовой стрелки, включить выключатель до посадки привода на защелку.
3. Навесить на рычаг груз такой величины, чтобы он создавал вместе с рычагом момент 40 Н*м.
4. Удерживая за рычаг, нажать кнопку отключения привода. При отпускании рычага выключатель должен отключиться до полного выхода подвижных стержней из розеточных контактов.
Допускается производить замер минимального удерживающего момента при отключении с помощью динамометра; при этом рычаг при включенном положении выключателя должен занимать положение, близкое к вертикальному (рис. 14).
Если момент окажется меньше указанных величин, необходимо проверить натяжение отключающих пружин.
Рис. 17. Сектор для замера скоростей.
Скорость подвижных стержней при включении и отключении выключателя замеряется электромагнитным вибрографом и сектором (рис. 17). Для замера скоростей закрепить на секторе плотную бумагу шириной 30 мм, установить сектор на вал механизмов полюсов, закрепив его болтом М 8 х 10 с шайбой. Завести включающие пружины привода. При помощи вибрографа записать по три виброграммы на включение и отключение. Пример определения скоростей по виброграмме приведен на рисунке 18.
Рис. 18. Определение скоростей по виброграмме.
I – выключатель отключен; II – выключатель включен; III – включение; IV – отключение.
V = (м/с)Если скорости не соответствуют норме, необходимо проверить регулировку выключателя, а также отсутствие затирание подвижных элементов и наличие смазки на трущихся поверхностях, или изменить натяжения отключающей пружины 21 (рис. 1), варьируя размер 28 мм в пределах ± 12 мм.
Скорости движения подвижных стержней должны соответствовать данным таблицы №2.
таблица №2.
Номинальный ток отключения, кА | Номинальный ток, А | Скорость движения подвижных стержней, м/с | |
при включении, не менее | при отключении | ||
20 | 630; 1000 | 3,5 | 2,3 +0,4 |
1250; 1600 | 3,2 | 2,1 +0,4 | |
31,5 | 630; 1000 | 4,2 | 2,3 +0,4 |
1250;1600 | 4,0 | 2,1 +0,4 |
Электрическое сопротивление токопровода каждого полюса замеряется между верхними и нижними выводами без втычных контактов при помощи микроомметра с классом точности не ниже 3,5
Данные замера должны соответствовать табл. 3.
таблица №3.
Номинальный ток (А), климатическое исполнение и категория размещения выключателя. | ВК – 10 | ВК – 10А |
сопротивление, мкОм, не более | ||
630 У2 | 45 | 50 |
1000 У2, 630 Т3 | 40 | 45 |
1600 У2, 1250 Т3 | 25 | 30 |
Проверка работы блокировочных устройств:
1. Произвести заводку рабочих пружин привода рукояткой ручной заводки или посредством электродвигателя с редуктором. Убедиться, что при полной заводке, при переходе вала 41 (рис.5) кривошипа через мертвую точку, заводные собачки 45 и 46 вышли из зацепления с храповым колесом 43, цепь питания электродвигателя разорвана блок – контактами SQM.
2. Проверить невозможность включения привода при включенном выключателе и полностью заведенных рабочих пружинах, а также при отключенном выключателе и не полностью заведенном приводе при воздействии на кнопку ручного включения или от ключа управления.
3. Проверить работу противозарядного устройства рабочих пружин привода. При нажатии на педаль в отключенном положении выключателя рычаг посредством кулачка 2 (рис.5) должен запирать кулачок включения 17 прежде, чем эксцентрик сообщит движение рычагу 81.
4. Проверить работу блок – замка. При вставленном в блок – замок и повернутом против часовой стрелки ключе не должно происходить ручное (от кнопки) или дистанционное (от электромагнита) включение выключателя. При включенном положении выключателя невозможно вставить и повернуть ключ блок – замка.
5. Проверить работу механизма свободного расцепления при отключенном выключателе, для чего следует надеть на первичный вал привода рычаг ручного включения, завести пружинный привод, повернуть рычаг против часовой стрелки на угол » 20° и подать команду на отключение.
Выключатель должен отключиться. Затем повторить проверку, поворачивая рычаг на 40, 60 и 80°. Выключатель должен отключаться из любого положения.
6. Проверить работу электрической блокировки (блокировочное реле) «против прыганья», для чего необходимо завести включающие пружины привода при включенном выключателе. Затем одновременно подать напряжение: длительно на электромагнит включения и кратковременно на электромагнит отключения. При этом повторное включение выключателя не должно происходить.