5. Устройство пружинного привода.
Конструктивной особенностью и достоинством привода является использование избыточной энергии подвижных частей для частичного подзавода рабочих пружин привода в конце включения выключателя.
Привод состоит из следующих основных частей: рамы, основными частями которой являются передняя стенка, средняя стенка 27, задняя стенка 37, боковые швеллеры 34 и верхний швеллер 48; вала 41 кривошипа с храповым колесом 43; вала 1 привода, сочлененного с валом выключателя; первичного вала 6; механизма свободного расцепления 70; электродвигателя 52 с редуктором; вала ручной заводки 51; пружин включения 74; дополнительной пружины включения 62; блок контактов (QSM) 58 положения привода; блок контактов (Q) положения выключателя (переключателей 42 и 79); клеммных зажимов (ХТ) 11; буфера 63; блокирующей защелки 22; электромагнита дистанционного отключения (YAT) 85; электромагнита дистанционного отключения независимого питания (YAV) 80; электромагнита дистанционного включения (YAC) 18; реле блокировки от повторного включения (KBS) 36; кнопки ручного включения 10 и ручного отключения 86; защелки включения 15; монтажа проводки 84; блока 93 реле токовых электромагнитов; счетчика количества операций (SAB) и блок – замка.
Механизм включения, рабочие положения которого показаны на рис. 4, состоит из: рычага 2 с игольчатым подшипником, установленным на первичном валу 1, вала 3 кривошипа, механизма свободного расцепления 6, рычага 7, рычага заводки 8, пружины 5 и вала 4 привода. Механизм служит для: удержания привода и, соответственно вала выключателя во включенном положении; отключения выключателя при воздействии на механизм отключающего элемента (положения «а» или «b»); передачи усилия рабочих отключающих пружин с первичного вала на вал привода и, соответственно на вал выключателя в процессе включения (из положения «а» в «с»).
Заводное устройство рабочих пружин включения 74, 62 состоит из электродвигателя 52 с редуктором; установленной на его эксцентричном валу собачки 46, подпружиненной пружиной 53; храпового колеса 43; вала 41 кривошипа; рычага 76 и рычага заводки 69.
Буфер верхней частью стенки крепится к стенке 27, а нижней частью – на первичном валу 6. Буфер предназначен для: ограничения угла поворота рычага 72 при включении выключателя; частичного поглощения энергии и смягчения ударов подвижных частей привода при включении; фиксации (удержания) вала 1 привода и, соответственно, выключателя во включенном положении через рычаг 72 и механизм свободного расцепления 70.
Блокирующая защелка 22 предназначена для блокировки защелки включения 15 при включенном положении выключателя и заведенных рабочих пружинах привода. Устройство блокировки включения показано на рис. 7. При отключении рычаг 2 вала 1 привода отжимает своим выступом подпружиненную пружиной 4 блокирующую защелку 3 и разблокирует ось 5 защелки включения 9.
Противоразрядное устройство обеспечивает выполнение следующих блокировочных функций (в КРУ): невозможность вкатывания включенного выключателя из разобщенного (контрольного) положения в рабочее; невозможность осуществления операции включения выключателя в промежуточном положении между разобщенным и рабочим. Принцип работы противоразрядного устройства основан на воздействии педали 9 (рис. 1) основания на стержень противоразрядного устройства при вкатывании выключателя из разобщенного положения в рабочее или при выкатывании из рабочего в разобщенное. При нажатии педали и воздействия ее на стержень 13 последний, перемещаясь вверх и воздействуя пальцами 11, поворачивает рычаг 1, который соединен с кулачком 2 и, поворачивая его (по часовой стрелке), запирает кулачек 17 включающего устройства.
Для подсчета количества операций включения – отключения (ВО) в приводе установлен счетчик количества операций. Для блокировки включающего устройства при заведенных рабочих пружинах привода в нем устанавливается блок – замок. Он обеспечивает невозможность включения выключателя при вставленном в блок – замок и повернутом ключе. Установка счетчика и блок – замка показана на.
Рис. 12. Установка зазора между зубьями собачки и храпового колеса
Блок – замок работает следующим образом: поворотом ключа 16 против часовой стрелки кулачек 9, поворачиваясь, поднимает рычаг 7, который своим пазом фиксирует включающий кулачек 17 (рис.12). Одновременно кулачек 9, воздействуя на микровыключатель 12, разрывает цепь питания электромагнита включения (YAC) 18 и цепь питания катушки реле блокировки от повторного включения (KBS) 36. Этим достигается механическая и электрическая блокировка выключателя в отключенном положении; для включения выключателя необходимо поворотом ключа 16 по часовой стрелке разблокировать включающее устройство привода, причем последовательность действия элементов блок – замка обратная описанному выше; при включении выключателя рычаг 10 под действием пружины 3 поворачивается против часовой стрелки, и стержень 13 запирает кулачек 9, что не дает возможности повернуть вставленный ключ 16, а следовательно, заблокировать привод и, соответственно, выключатель во включенном положении.
6. Работа привода.
Привод в отключенном положении с незаведенными рабочими пружинами включения 74 и 62. Для автоматического завода пружин необходимо подать питание на электродвигатель 52 с редуктором. Колебательное движение собачки 46 сообщает вращательное движение храповому колесу 43, жестко посаженному на вал 41 кривошипа, который посредством рычага 76 поворачивает по часовой стрелке рычаги 59 и 69, жестко соединенные с первичным валом 6, и заводит рабочие пружины, при этом пружина 62 сжимается, а пружина 74 растягивается.
Для предотвращения обратного вращения храпового колеса под действием усилия, возникающего в процессе заводки рабочих пружин, помимо тормоза (вид А), предусмотрена стопорная собачка 30. Процесс складывания механизма свободного расцепления 70 происходит в течение всего времени заводки рабочих пружин и заканчивается в конце заводки, а при заведенных пружинах – мгновенно.
Заводка пружин может осуществляться вручную вращением рукоятки завода пружин по часовой стрелке. При вращении рукоятки приводится в движение собачка 45, установленная на кривошипном конце вала ручной заводки 51. В дальнейшем движение частей привода происходят в той же последовательности, что и при заводке рабочих пружин электродвигателем редуктора. В конце заводки пружин рукоятка заводки вращается в холостую, т. к. собачка 45 находится в контакте с сектором храпового колеса 43, на котором отсутствуют зубья.
При не полностью заведенных рабочих пружинах нельзя включать выключатель дистанционно. Рычагом ручного включения возможно включить и отключить выключатель при наладочных работах и замере момента на валу механизмов полюсов.
7. Подготовка выключателя к вводу в работу
Подготовку выключателя ВК-10 к работе необходимо начать с наружного осмотра, при этом проверить состояние и надежность крепления всех узлов и деталей. При необходимости подтянуть крепежные соединения и восстановить смазку на трущихся поверхностях, особо обратив внимание на наличие смазки в шарнирных соединениях рычага 69, рычага 72 механизма свободного расцепления 70, роликов 21 и 88 защелки включения 15, на рабочих поверхностях направляющей 68.
Снять консервационную смазку. Контакты выключателя имеют гальваническое покрытие, поэтому зачистка их поверхностей напильником или наждачной шкуркой недопустима. При очистке необходимо пользоваться растворителем, например, бензином БР – 1 или спиртом. Контактные поверхности токоведущих стержней в зоне касания с ламелями втычных контактов покрыть тонким слоем смазки.
Проверить работу масляного буфера, для чего нажать шток поршня вниз до упора, затем резко отпустить; при этом поршень должен быстро, без заеданий возвратиться в исходное положение.
Отвинтить пробки маслоспускных отверстий и слить масло из полюсов.
Проверить максимальный и минимальный удерживающий моменты на валу механизмов полюсов в соответствии с разделом 8.
Ввинтить маслоспускные пробки и залить полюсы по верхнему уровню маслоуказателей трансформаторным маслом. Для этого установить выключатель в отключенное положение, отвинтить стекла маслоуказателей и медленно заливать масло до начала движения поплавка. Установить стекла маслоуказателей и долить масло до верхнего уровня через стравливающее отверстие в крышке 12 (рис. 3). Чистое сухое масло перед заливкой в полюсы должно иметь пробивное напряжение не менее 25 кВ в стандартном разряднике.
Проверить скорость отключения и включения, электрическое сопротивление полюсов в соответствии с разделом 8.
Проверить исправность действия блокировочных устройств и механизмов выключателя в соответствии с разделом 8.
Обтереть выключатель. Обтирочный материал должен быть чистым и не оставлять ворса. Изоляционные цилиндры обтереть ветошью, слегка смоченной спиртом, уайт–спиритом или бензином БР – 1.