+7 (351) 215-23-09




Характер старения и повреждений изоляции всыпных обмоток роторов и якорей электрических машин переменного и постоянного токов аналогичен износам и повреждениям изоляции обмоток статоров, в связи с чем в дальнейшем изложении материалы о старении и повреждениях изоляции не приводятся.

У коллекторных машин наиболее часто наблюдаются нарушения контактов в местах пайки выводов обмоток к коллектору. У асинхронных электродвигателей с фазным ротором также наблюдаются нарушения контактов в месте присоединения выводов обмоток роторов к контактным кольцам. В короткозамкнутых обмотках роторов асинхронных электродвигателей наиболее часто возникают обрывы и ослабления сечения стержней обмотки. Обследование электродвигателей показало, что 3,8% электродвигателей серий А, АО, А2 и АО2 имеют обрывы стержней короткозамкнутой обмотки. Из них 1,05% электродвигателей имеют обрыв одного стержня, 0,55 — двух и 2,2% — трех и более стержней. Обрывы стержней приводят к возникновению вибрации электродвигателей и выходу их из строя.

Сравнительно большое число асинхронных электродвигателей имеет ослабленное сечение стержней короткозамкнутой обмотки. Так, по данным обследования 6,8% электродвигателей имеют ослабленные сечения одного стержня, 10,5 — двух и 26,3% — трех и более стержней. Обрывы и ослабления сечения стержней возникают потому, что с точки зрения литейного производства клетка ротора представляет собой нетехнологичную конструкцию. Вследствие наличия резких переходов от сравнительно тонких стержней к массивным кольцам и небольшой массы алюминиевого сплава по сравнению с массой пакета ротора, сплав очень быстро охлаждается. Поэтому в стержнях часто возникают ослабления и несплавления. Обрывы стержней возникают также вследствие усадки алюминиевого сплава при быстром охлаждении. Трещины в короткозамыкающих кольцах возникают при заливке перегретого или окисленного металла.

Следует отметить, что большинство обрывов стержней не выявляются во время контрольных испытаний после изготовления электродвигателей.

Из приведенных выше данных следует, что состояние обмоток роторов и якорей необходимо контролировать в процессе эксплуатации электрических машин через определенные периоды времени.






Дополнительно по теме: