В процессе работы активная сталь электрических машин подвержена износу, особенно интенсивный износ наблюдается в расточке статоров. Причинами износа активной стали являются коррозия поверхности и наличие в воздушном зазоре пыли, песка и других абразивных частиц.
Для определения значения износа активной стали короткозамкнутых асинхронных электродвигателей в процессе эксплуатации были измерены внутренние диаметры статоров и диаметры роторов 142 асинхронных электродвигателей единых серий 1—5-го габаритов. Измерения показали, что 68% электродвигателей имеют воздушный зазор, превышающий свое номинальное значение.
Рис. 4. Гистограмма и полигон распределения величин воздушного зазора асинхронных электродвигателей
Рис. 4 иллюстрирует гистограмму и полигон распределения относительного значения воздушного зазора исследованных электродвигателей.
Кроме износа, в условиях эксплуатации встречаются вмятины, следы оплавления дугой поверхности и распушение зубцов крайних листов активной стали.
Следует отметить сравнительно большую скорость изнашивания активной стали погружных электродвигателей по сравнению с электродвигателями единых серий. Наиболее часто у погружных электродвигателей встречаются износ поверхности расточки статора, смещение отдельных листов активной стали в зубцовой зоне и распушение зубцов. Износ поверхности расточки статора, как правило, возникает в связи с коррозией и задеванием ротора за статор. Усиленная коррозия активной стали вызвана тем, что внутренняя полость электродвигателей заполняется водой. Особенно поддается коррозии зубцовая зона активной стали статора.
Большие износы активной стали статора и ротора наблюдаются при задевании ротора за статор при износе радиальных подшипников (выше допустимого значения) или при изгибе вала электродвигателей. Износ поверхности по длине расточки статора неодинаков. Обычно по краям статора износ наибольший, а при приближении к средине его значение уменьшается. Овальность расточки статора, как правило, не наблюдается.