Изоляция работающей электрической машины может увлажниться при попадании воды на обмотки, например, из системы пожаротушения, или при попадании пара. Обмотка может увлажниться у машины, долгое время (недели) не работавшей, но находившейся в условиях жаркого и влажного климата или значительных суточных изменений температуры: за ночь -машина сильно остывает, а днем на ней может выпасть роса, если повеет теплым и влажным воздухом.
Однако чаще всего сушить электрическую машину надо перед вводом в работу новой машины или после смены обмотки.
Согласно объемам и нормам испытаний электрооборудования вопрос о необходимости сушки машины решается на основании характеристик ее изоляции.
Генератор и синхронный компенсатор напряжением до 15,75 кВ могут включаться без сушки при соблюдении одной из трех комбинаций условий:
I комбинация из трех условий:
1) Сопротивление изоляции обмотки статора при 75°С должно быть не ниже величины:
,
где (В) - номинальное напряжение машины; (кВт) - номинальная мощность машины; (MOм) - сопротивление изоляции, измеренное мегомметром в течение 60 с. При этом значение коэффициента абсорбции должно быть:
.
2) Характеристика зависимости токов утечки через изоляцию обмотки от испытательного выпрямленного напряжения не должна иметь крутого изгиба (рис.1).
3) Значение коэффициента нелинейности характеристики на рис.1 не должно быть более 1,3:
II комбинация из двух условий:
I) Коэффициент абсорбции .
2) Коэффициент нелинейности .
III комбинация из двух условий:
.
.
Машины напряжением 15,75 кВ и выше и машины с разъемным статором могут включаться без сушки, если выполнены три условия:
1) Сопротивление изоляции:
.
2) Коэффициент абсорбции:
.
3) Коэффициент нелинейности:
.
Сушка генераторов и синхронных компенсаторов выполняется следующими способами:
1) нагреванием потерями в активной стали;
2) нагреванием потерями в меди в режиме КЗ;
3) нагреванием постоянным током;
4) нагреванием горячим воздухом от воздуходувки.
Чаще всего применяются первый, третий и четвертый способы. Третий способ требует готовности электрической схемы машины и тем самым задерживает пуск готового агрегата.
Обмотка ротора сушится постоянным током или горячим воздухом.