Опыт наладки, применения и организации эксплуатации фиксирующих индикаторов в Ставропольэнерго
Сухоручкин И. В.
ЦСРЗА Ставропольэнерго накоплен значительный опыт эксплуатации фиксирующих индикаторов (ФИ), предназначенных для определения мест повреждения (ОМП) на воздушных линиях (ВЛ) 10 — 35 — 110 — 330 кВ, Он включает эксплуатацию ФИ как старых типов, снятых в последующем с производства, так и самых современных, выпускаемых промышленностью в настоящее время. В хронологическом порядке в Ставропольэнерго внедрялись, эксплуатировались, заменялись на более современные следующие типы ФИ:
Для дальнейшего повышения надежности питания индикаторов постоянным оперативным током желательно включение в их цепь питания аналогично индикаторам серии ЛИФП сглаживающих RC-фильтров. Съем аварийных параметров токов и напряжений через их активные и реактивные составляющие, как и в индикаторах ФПМ-01, слишком громоздок.
Нетрудно видеть, что основной массив находящихся в эксплуатации ФИ - это индикаторы серии ИМФ-3 (ЗС) и индикаторы типа ЛИФП. Последние в настоящее время используются в качестве резервных для индикаторов ИМФ-3 (ЗС) и постепенно выводятся из работы. В дальнейшем на ВЛ 110 кВ планируется устанавливать только ФИ серии ИМФ.
Индикаторы разработаны и выпускаются (ИМФ-3 выпускались) научно-производственной фирмой “Радиус”, которая постоянно совершенствует выпускаемую продукцию и непрерывно расширяет ее номенклатуру. Так, только для целей ОМП, помимо индикаторов ИМФ-3 (ЗС), НПФ “Радиус” совместно с АО “Фирма ОРГРЭС” разработала и выпускает (выпускала) следующие изделия:ИМФ-1, ИМФ-1С - измерение расстояния до мест междуфазных коротких замыканий (КЗ) на присоединениях 6-35 кВ сетей с изолированными нейтралями силовых трансформаторов;
Расчетная относительная и приведенная погрешности ФИ ИМФ-ЗЛ-45 ПС Курсавка-Т:
1 - относительная погрешность; 2 - приведенная погрешность
ИМФ-10, ИМФ-10Т - выявление поврежденного присоединения с однофазным замыканием на землю в сети 6 - 35 кВ;
КВАНТ - поиск места однофазного замыкания на землю в сетях 6 - 35 кВ;
ИМФ-2 - групповой индикатор, фиксирующий токи и напряжения нулевой последовательности при КЗ на любой из трех ВЛ 110 - 750 кВ, в цепи которых он включен.
Для всех приборов характерно использование одних конструктивов, одного принципа ввода уставок и съема аварийных параметров КЗ, преимущественно одних и тех же комплектующих изделий. Кроме того, НПФ “Радиус” разработаны и выпускаются микропроцессорные устройства защиты линий, вводов, секционных выключателей 6-35 кВ, устройства проверки простых и сложных устройств РЗА, измерения тока КЗ цепей фаза - фаза и фаза - нуль, а также проверки автоматических выключателей присоединений 0,4 кВ.
В последнее время Ставропольэнерго для целей ОМП на присоединениях 10 - 330 кВ использует ФИ только НПФ “Радиус”, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в эксплуатации.
Согласно требованиям и. 5.7.24 действующих ПТЭ и установившейся практике использования ФИ, ЦСРЗА Ставропольэнерго стремится оснастить транзитные ВЛ 110 и 330 кВ с обеих сторон
ФИ типа ИМФ-ЗС, а радиальные В Л 110 кВ - ФИ типа ИМФ-ЗС только на стороне питания. При таком подходе к расстановке ФИ обеспечивается взаимное резервирование ФИ в случае выхода из строя одного из них на транзитных ВЛ 110 кВ, а также появляется возможность расчета расстояния до места КЗ по формуле метода двусторонних измерений, когда для расчета искомого расстояния требуется знание значений аварийных токов и напряжений нулевой последовательности по концам поврежденной ВЛ. При этом одно из преимуществ применения ФИ ИМФ-3 (ЗС) заключается именно в том, что аварийные параметры токов и напряжений нулевой (обратной) последовательности на концах поврежденной ВЛ измеряются, запоминаются и снимаются затем дежурным или релейным персоналом с этих же приборов. На ПС 330 кВ отходящие от них ВЛ дополнительно оборудуются ФИ типа ИМФ-2 для возможности расчета расстояния до места КЗ по формуле метода двусторонних измерений (более точное определение расстояния) в случае отказа ФИ типа ИМФ-3 (ЗС) на одной из ВЛ. На тех ВЛ 110 кВ, на которых еще сохраняются ФИ типа ЛИФП и которые оснащены ФИ типа ИМФ-3 (ЗС), при правильных срабатываниях последних после ввода их в эксплуатацию индикаторы ЛИФП будут постепенно демонтироваться.
На 12 ПС 110 кВ с обходной системой шин индикаторы ИМФ-3 установлены в цепях их выключателей. Организационным преимуществом индикаторов ИМФ-3 (ЗС) в этом случае является именно то, что усредненные относительно всех отходящих ВЛ уставки могут быть введены в индикатор заранее, но могут и достаточно быстро быть введены в индикатор конкретно именно для той ВЛ, выключатель которой заменяется обходным.
На упрощенных ПС 110 кВ, выполненных по схеме мостика, индикаторы ИМФ-3 (ЗС) включаются в цепи каждой ВЛ 110 кВ, если нейтрали (нейтраль) силовых трансформаторов (трансформатора) заземлены (заземлена). При изолированных нейтралях трансформаторов достаточным является включение одного индикатора в цепь любой из ВЛ 110 кВ. При повреждении смежной ВЛ замер расстояния до места КЗ этим единственным прибором при всех видах повреждений будет правильным, но с обратным знаком по сравнению с приоритетной линией.