4.1.Общая часть.
Пост высокочастотной защиты ПВЗ-90М предназначен для передачи и приема сигналов защиты по в.ч.каналу, организованному по фазе защищаемой ВЛ. Приемопередатчик имеет встроенное устройство автоматической проверки канала, которое обеспечивает периодический
контроль исправности канала и запаса по перекрываемому затуханию, контроль исправности собственного приемопередатчика с интервалом 6часов в нормальном режиме(или 30 минут в режиме ускоренной проверки).
Наличие устройства автоматической проверки не исключает возможность контроля канала путем обмена сигналами (например, при неисправном автоконтроле).
4.2.Оперативное обслуживание приемопередатчика.
Ежедневно при приемке смены дежурный персонал должен произвести
осмотр поста ПВЗ, обращая внимание на следующее:
- ток приема покоя (для ДФЗ) должен быть 80 делений (40 делений);
- на приемопередатчике не должны гореть индикаторы зеленого
цвета: 5В, 18В, 24В, 24В ИЗ, 100В, МУС, БАТ;
- на приемопередатчике не должны гореть индикаторы красного
цвета. Всякая неисправность, выявленная автоконтролем при проведении проверки канала фиксируется указательным реле на панели
защиты и загоранием соответствующих индикаторов красного цвета
на приемопередатчике, по которым расшифровывается характер неисправности.
4.2.1. Ухудшение канала (или снижение запаса по перекрываемому затуханию), что наиболее вероятно при гололеде на ВЛ.
- «неисправность общая» - и указательное реле
- «увеличение затухания 1(2 или 3) аварийной сигнализации
4.2.2.»Полная потеря канала», т.е.все неисправности, приводящие к отсутствию блокирующего в.ч.сигнала с противоположного полукомплекта
защиты (в том числе и неисправность передатчика с противоположной стороны)
-»неисправность общая» -+ - и указательное реле
-»отсутствие ответа 1(2 или 3) +- аварийной сигнализации
-»увеличение затухания 1(2 или 3) -+
4.2.3.Неисправность собственного приемопередатчика
-»неисправность общая» -+ - и указательное реле
-»прм-прд» +- аварийной сигнализации
-(дополнительно могут быть и |
другие индикаторы) -+
4.2.4.Селективная помеха в канале, т.е.помеха, близкая по частоте к настройке приемника. -+
-»неисправность общая» +- - и указательное реле
-»помеха» -+ аварийной сигнализации
4.2.5.Неисправность электрических часов- приемопередатчик перестает
быть инициатором проверки и после 12-ти запросов от дальнего аппарата (примерно трое суток):
-»часы» - и указательное реле
предупредительной сигнализации.
4.2.6.Неисправность блока питания - это потеря одного из уровней вторичных (не горит один-два индикатора зеленого цвета на блоке БП)
или потеря первичного оперативного питания(не горят все зеленые
индикаторы на БП).При этих неисправностях срабатывает указательное реле аварийной неисправности.
При фиксации сигналов неисправности по п.4.2.1.-4.2.6.действия
оперативного персонала должны быть следующими:
а).Доложить диспетчеру о зафиксированной неисправности приемопередатчика;
б).Нажать кнопку «сброс»на блоке АК приемопередатчика - должны погаснуть все индикаторы красного цвета(но загорается индикатор
«контр на блоке АК зеленого цвета);
в).Нажать кнопку «дистанционный сбос»на блоке АК(этим действием
обеспечивается»сброс»сигнализации неисправности на противоположном полукомплекте защиты без приглашения туда оперативного
персонала и «разблокировании» программного устройства для
проверки в.ч.канала);
г).Дважды, с интервалом 1-2сек нажать кнопку «пуск» на АК (этим
инициируется проверка в/ч канала внеочередная);
д).Если автоконтроль снова фиксирует неисправность по п.4.2.14.2.6, то значит неисправность является реальной и не могла
быть ошибкой автоконтроля;
е).Если автоконтроль после двукратного нажатия кнопки «пуск» на
АК не фиксирует неисправность, то это значит, что в/ч канал
исправен (возможно был ложный замер АК или появившаяся неисправность канала устранилась).
Если неисправность не фиксируется (кроме п.4.2.5 «неисправность
часов»), то в\ч канал считается исправным и защита из работы не выводится. Указанное «событие» фиксируется в оперативном журнале и доводится до сведения релейного персонала, обслуживающего данную электроустановку.
Если автоконтроль повторно зафиксировал неисправность (кроме
п.4.2.5 «неисправность часов»), то в зависимости от вида неисправности
и по команде диспетчера защита должна быть выведена из работы:
-при полной «потере» в\ч канала (п.4.2.2);
-при неисправности собственного прмд (п.4.2.3);
-при неисправности блока питания (п.4.2.6), если не получается
«ручная» проверка канала (обмен сигналами);
-при селективной помехе (п.4.2.4), если ток приема равен 0 или горят длительно светодиоды на блоке «прм 2» «прм основной» или
«прм основной» и «прм грубый».
Если автоконтроль повторно зафиксировал «увеличение затухания канала»(п.4.2.1), то необходимо по команде диспетчера осуществить обмен
сигналами.При положительных результатах (измеренные параметры соответствуют критериям исправности) в\ч защита остается в работе.Автоконтроль следует заблокировать нажатием кнопки «Блокировка АК» на блоке БР (при этом загорается индикатор «АК заблокирован») и деблокируется указательное реле аварийной неисправности. Оперативный персонал должен вести периодический обмен сигналами по каналу до выяснения релейным персоналом причин ухудшения в\ч канала с последующим их устранением.
Если автоконтроль повторно фиксирует сигнал «помеха», но ток приема в норме (80 или 40 делений) и не горят индикаторы «прм основной» и
«прм грубый» на блоке «ПРМ 2», то помеха носит кратковременнный характер и решение о выводе или не выводе в\ч защиты принимает соответствующий диспетчер.
Если автоконтроль зафиксировал «неисправность часов», то следует нажать кнопку «сброс» или «пуск» на АК и отметить этот факт в оперативном журнале.Если часы действительно неисправны, то через промежуток времени не более 3-х суток повторно должен быть зафиксирован этот
сигнал.(Срабатывание индикатора «часы»может быть вызвано многократным
нажатием кнопки «пуск» на АК противоположного комплекта или помехой
узкоспецифического характера.)При повторном фиксировании «неисправность часов» оперативный персонал обязан поставить в известность релейный персонал для принятия мер по устранению указанной неисправности в плановом порядке.
При неисправном автоконтроле или в случае возникновения сомнений
в правильности его действия следует по команде диспетчера заблокировать автоконтроль (нажатием кнопки «блокировка АК» на блоке БР) и осуществить обмен сигналами по в\ч каналу по традиционной методике.О неисправности автоконтроля делается запись в оперативном журнале и ставится в известность релейный персонал для принятия мер по ремонту в
плановом порядке.
4.3.Двухсторонняя проверка в\ч канала оперативным персоналом
(при необходимости).
Проверка выполняется аналогично проверке в\ч канала при работе с
приемопередатчикоми УПЗ-70, ПВЗ-К, ПВЗ-Д.Пуск передатчика осуществляется
нажатием кнопки «пуск» на блоке «упр» приемопередатчика.Контроль тока
приема осуществляется по прибору на блоке «прм 2».При отсутствии пуска
своего или «дальнего» передатчика ток приема «покоя» должен быть равен
40 делений (ДФЗ-2) или 80 делений (ДФЗ-201, 504, 503).При запуске запуске одного из передатчиков в канале ток приема уменьшается не менее чем
в два раза, т.е. он должен быть не более 20 делений (ДФЗ-2) и 40 делений (ДФЗ-201, 504, 503).Если нагрузка мала, то ток приема может уменьшится до нуля.
При запуске двух передатчиков одновременно ток приема «совместный» однозначно должен быть равен нулю.Контроль тока выхода передатчика при запуске передатчика осуществляется тем же самым прибором на
блоке «прм 2» при нажатой кнопке «ток выхода «на блоке «прм 2» (шкала
прибора 1000А).Дополнительно к традиционной методике следует контролировать загорание светодиодов «прм основной» и «прм грубый» на блоке
«прм 2» при пуске как своего, так и «дальнего передатчика».
Примечание:если при пуске дальнего передатчика загорается только
индикатор «прм основной» (а индикатор «прм грубый» не
горит), то это говорит об ухудшении в.ч. канала (затухание возросло более 1 неп).В данном случае должен
быть поставлен в известность релейный персонал.
4.4.Действия персонала в гололедные периоды.
Во время гололеда возможно достаточно быстрое ухудшение параметров в.ч.канала, что может привести к ложному действию в.ч.защиты.По команде диспетчера автоконтроль должен быть переведен на ускоренный промежуток проверки канала(каждые 30 минут вместо шести часов).Для этого
следует нажать кнопку «ускор» на блоке АК. После прохождения гололедного периода аппаратура переводится в нормальный режим работы (отжать
кнопку «ускор» на блоке АК).
4.5.Особенности действия автоконтроля в аварийных ситуациях.
Логика действия автоконтроля построен таким образом, что при возникновении аварийных ситуаций в первичной сети или нештатных действий во вторичной коммутации:
-срабатывание защиты при кз на защищаемой ВЛ;
-пуск защиты и блокирование при внешних кз;
-воздействие внешних устройств (УРОВ, ДЗШ) на останов прд;
-нажатие кнопки «сброс» на АК;
-получение сигнала «дистанционный сброс»;
-потеря и подача оперативного тока на защиту или приемопередатчик.
Он в течении трех минут проводит внеочередную проверку в.ч. канала и при наличии неисправностей выдает один из сигналов по
п.4.2.1-4.2.2.Эта информация является наиболее ценной при анализе
действия защит и должна обязательно фиксироваться в оперативном журнале.
Примечание: Блок питания построен таким образом, что автоматически
(без вмешательства оперативного персонала) восстанавливает работу при снятии и подачи опертока, а также при кратковременном снятии опертока («поиск земли»). Причем после восстановления питания, автоконтроль автоматически проводит внеочередную проверку в.ч.канала.
4.6.Первичный ввод аппаратуры ПВЗ-90М.(Как правило выполняется
релейным персоналом.)
-Нажать кнопку «БАТ» на блоке питания БП;
-Убедиться, что загорелись индикаторы зеленого цвета на блоке питания («+5В», «+18В», «+24В ИЗ», «100В», «МУС», «БАТ»);
-Убедиться, что ток приема равен 20 (или 10мА) для ДФЗ;
-Убедиться, что горит индикатор зеленого цвета «контр» в узле АК;
-Нажать кнопку «сброс» на блоке АК, затем кнопку «дистанционный
сброс» на АК;
-Дважды с интервалом 1-2 сек нажать кнопку «пуск» на АК (этим
имитируется запрос от данного комплекта для проверки в.ч. канала
в автоматическом режиме).
Если канал исправен, то никаких неисприавностей не фиксируется
(не горят индикатогры красного цвета).
-По команде диспетчера может быть проведена проверка исправности
в.ч. канала путем обмена сигналами.
-По команде диспетчера защита вводится в работу.