+7 (351) 215-23-09


Капитальный ремонт электродвигателей обдува трансформаторов мощностью 20-250 МВА - Технические средства и материалы, проведение дефектации



  1. Капитальный ремонт электродвигателей обдува трансформаторов мощностью 20-250 МВА
  2. Производство работ
  3. Технические средства и материалы, проведение дефектации
Страница 3 из 3

5. Технические средства, применяемые при ремонте

НаименованиеОбозначениеКоличествоПримечание
Транспортные машины и оборудование
Инструменты и приспособления
Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
Измерительное оборудование
НаименованиеОбозначениеКоличествоПримечание
Прочее

Примечание: допускается применение технических средств других типов (марок), удовлетворяющих требованиям настоящей инструкции по эксплуатации и действующих нормативных документов.

6. Материалы, применяемые при ремонте

НаименованиеОбозначениеКоличествоПримечание

Примечание: допускается применение материалов других типов (марок), удовлетворяющих требованиям настоящей инструкции по эксплуатации и действующих нормативных документов.

Приложение А

(Обязательное)

Проведение дефектации

При дефектации производят визуальный осмотр узлов и деталей машины, проводят необходимые измерения и испытания, определяют целость отдельных деталей и сборочных единиц, состояние рабочих поверхностей для установления объема необходимого ремонта. Если сборочная единица не имеет повреждений, ее разборку не производят.

1)Крепежные детали и детали, имеющие резьбу (ГОСТ 1759.0-87)

Состояние резьбы проверяется внешним осмотром и навинчиванием гаек (вворачиванием болтов) от руки.

Детали с резьбовыми поверхностями подлежат замене при наличии следующих дефектов:

-вмятин, забоин, выкрашивания и срыва резьбы (более 1 витка);

-люфтов при навинчивании гаек (вворачивании болтов);

-трещин и несмываемых пятен коррозии;

-повреждения граней и углов на головках болтов и гаек или износ граней более 0,5 мм (от номинального размера);

-Детали с резьбовыми поверхностями подлежат ремонту:

-местные повреждения по резьбе не более половины высоты резьбы;

-местные повреждения общей протяженностью не более 10% длины витка.

Такие дефекты устранять прогонкой резьбонарезным инструментом или, в отдельных случаях, опиловкой.

2)Шплинты, стопорные и пружинные шайбы (ГОСТ 397-79)

Подлежат замене при:

-наличии трещин, изломов;

-потере упругости;

-разводе пружинных шайб менее полуторной ее толщины.

Нормальный развод шайб равен двойной её толщине, допустимый - полуторной.

Пружинные шайбы допускаются к повторному применению при разводе концов шайбы не менее полуторной ее толщины.

3)Пружины (ГОСТ 13765-86)

Пружины подлежат замене при наличии следующих дефектов:

-надломы, трещины, засветления, несмываемая ржавчина;

-неравномерность шага витков пружины сжатия более 10% по всей длине;

-потеря упругости более допусков, указанных на заводской характеристике.

4)Металлические детали

Детали и сборочные единицы со специальными покрытиями и из алюминия и меди подлежат замене при наличии трещин, раковин, пор, обломов и сколов.

Детали со специальными покрытиями при наличии несмываемых пятен коррозии в зоне рабочих поверхностей подлежат замене.

5)Детали из резины (ГОСТ 7338-90)

Состояние резины определяется внешним осмотром.

Детали из резины подлежат замене при наличии следующих дефектов:

-трещин, срезов, выработки, расслоения;

-остаточной деформации более 25% первоначальной толщины;

-потере эластичности;

-раковин, пузырей;

-посторонние включения.

Степень поджатия резинового уплотнения должна быть не более 35 % от его толщины и распределяться равномерно по всему периметру.

К повторному применению могут быть использованы резиновые детали, если они не имеют данных дефектов и восстановили первоначальные размеры и формы.

6)Подшипники (ГОСТ 3189-89, ГОСТ 520-89, ГОСТ 18282-88)

Подшипники подлежат замене при обнаружении следующих дефектов:

-отпечатки шариков на дорожках качения;

-сколы и трещины любых размеров;

-выкрашивание поверхностного слоя дорожек;

-надломы, сквозные трещины на сепараторах;

-забоины, вмятины, препятствующие плавному и легкому вращению подшипника;

-наличие цветов побежалости в любом месте;

-неравномерный износ беговых дорожек.

7)Контакты, контактные поверхности (ГОСТ 10434-82)

Контакты подлежат замене при наличии следующих дефектов:

-трещины;

-деформации;

-значительный износ;

-обгар более 1/5 контактной поверхности.

Небольшие надиры, наплывы, обгары, заусеницы зачистить шабером или опилить.

Не допускается нарушение серебряных покрытий на контактных поверхностях. В случае нарушения – заменить контактную пластину.

Не допускается после опиловки раковины глубиной более 0,5 мм, а размеры не должны отличаться от первоначальных более чем на 0,5 мм.

Рабочие поверхности контакт-деталей разборных одноболтовых соединений перед сборкой должны быть подготовлены:

-медные без покрытия и алюмомедные зачищены (при зачистке алюмомедных покрытий не должна быть повреждена медная оболочка);

-алюминиевые и из алюминиевых сплавов зачищены и смазаны нейтральной смазкой типа «ЦИАТИМ 221»;

-рабочие поверхности, имеющие защитные металлические покрытия, - промыты органическим растворителем.

Монтаж контактного соединения, в котором хотя бы одна контакт-деталь выполнена из алюминия, должен обязательно производиться с применением одного или нескольких средств стабилизации электрического сопротивления.

Затяжку болтов следует производить динамометрическим ключом.

При монтаже одноболтовых контактных соединений рекомендуется использовать стальные болты класса прочности не ниже 5.8 (кроме болтов М16).

Во избежание ослабления затяжки болтов одноболтовых контактных соединений вследствие воздействия электродинамических сил при протекании токов коротких замыканий необходимо использовать пружинные шайбы или контргайки на всех одноболтовых контактных соединений.

Не применять на открытом воздухе или в помещениях, где возможна конденсация влаги, контактные соединения из алюминиевой и медной контакт-деталей, которые при наличии влаги подвергаются интенсивной электрохимической коррозии. Для предохранения их от коррозии следует применять защитные покрытия или переходные детали.

Крутящие моменты для затяжки болтов контактных соединений представлены в таблице 1.1.

Таблица А.1 – Крутящие моменты для затяжки болтов контактных соединений

Диаметр резьбы, ммКрутящий момент, H·м, для болтового соединения с шестигранной головкой
М610,5±1,0
М822,0±1,5
М1030,0±1,5
М1240,0±2,0
М1660,0±3,0

Примечание. Для болтовых соединений проводников из меди и твердого алюминиевого сплава рекомендуется применять крутящие моменты, значения которых в 1,5-1,7 раза превышают установленные в таблице.

8)Валы и оси (ГОСТ 24386-91, ГОСТ 9650-80)

Валы и оси заменяются при:

-прогибе более 0,02-0,05 мм;

-износе шеек более 0,05 мм;

-больших трещинах по длине.

9)Валы, имеющие небольшую конусообразность, овальность, бочкообразность и при износе 0,2-0,3 мм шлифуют, а при большем износе - обтачивают, затем шлифуют. Допускается уменьшение диаметра вала не более чем на 5-10%. Сопряженность деталей при этом меняется.

Допускается установка ремонтных втулок, наращивание металла наплавкой, металлизацией, хромированием.

Валы и оси, имеющие небольшие трещины, можно ремонтировать сваркой с последующей правкой, обтачиванием и шлифовкой.

10)Шлицевые соединения (ГОСТ 1139-58)

При износах, смятии шлицев, их можно наплавлять с последующим отжимом, механической и термообработкой.

При небольших износах - раздачей шлицев обожженного вала: зубилом подрубают канавку вдоль шлица, при этом шлиц раздается по ширине. Полученную канавку заделывают наплавкой и обрабатывают.

Забоины, заусеницы, острые края запиливаются. На торцах вала и втулки снимаются фаски.

11)Муфты (ГОСТ 8966-75)

Полумуфты должны надежно устанавливаться и крепиться на валах. Крепежные детали не должны выступать из корпуса муфты. Кулачки и зубья кулачковых и зубчатых муфт должны полностью входить в зацепление.

При износе резиновых колец, отверстий в полумуфте, посадочной шейки, колец изношенные отверстия растачивают, изготавливают новые пальцы и кольца увеличенных размеров.

Отверстия под пальцы в обеих полумуфтах должны совпадать. При значительных износах муфта заменяется.