Проведение периодических проверок, измерений и испытаний воздушных линий электропередачи, находящихся в эксплуатации.
Нормы проверок и испытаний воздушных линий электропередачи.Воздушные линии электропередачи, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическим проверкам и испытаниям после капитального ремонта и в межремонтный период.
Капитальные ремонты воздушных линий производятся в сроки, устанавливаемые системой ППР, а также по указаниям, приведенным в п.п. контроль изоляторов, контроль соединений проводов и определение степени загнивания деталей деревянных опор (ниже).
Объем проверок и испытаний, предусмотренных ПЭЭП, включает следующие работы
1. Проверка габаритов и регулировки проводов и тросов.
2. Контроль изоляторов.
3. Контроль соединений проводов.
4. Измерение сопротивления заземления опор и тросов, а также повторных заземлений нулевого провода.
5. Проверка правильности установки опор.
6. Внешние измерения.
7. Проверка тяжения в оттяжках опор.
8. Определение степени загнивания деталей деревянных опор.
9. Проверка срабатывания защиты линии до 1000В с заземленной нейтралью.
Проверка габаритов и разрегулировки проводов и тросов.Проводится в межремонтный период.
Измерение стрел провеса проводов и тросов, расстояний между проводами и габаритов до земли и пересекаемых объектов производится по мере необходимости при подозрении о несоблюдении нормативных значений.
Фактическая стрела провеса проводов и тросов не должна отличаться от проектной величины более чем на ±5% при условии соблюдения габаритов до земли и пересекаемых объектов.
Разрегулировка проводов любой фазы по отношению к другой фазе (на линиях с совместной подвеской - между проводами различных линий), а также разрегулировка тросов допускается не более чем на 10% проектного значения стрелы провеса провода (троса).
Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли и до различных инженерных сооружений в местах сближения с ними должны быть не менее установленных в табл 1- 13.
Таблица 1. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местности
Характеристика местности | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | ||||
до 110 | 150 | 220 | 330 | 500 | |
Ненаселенная местность | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 |
Труднодоступная местность | 5 | 5,5 | 6 | 6,5 | 7 |
Недоступные склоны гор, скалы, утесы и т.п. | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 |
Районы тундры степей с почвами, непригодным для земледелия, и пустынь | 6 | 6 | 6,5 | 6,5 | 7 |
Таблица 2. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности земли, зданий и сооружений на наклонной местности
Условия работы ВЛ | Участок, сооружение | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | |||||
Нормальный режим | До поверхности земли | 7 | 7 | 7,5 | 8 | 8 | 8 |
До зданий или сооружений | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | - | |
Обрыв провода в соседнем пролете | До поверхности земли | 4,5 | 4,5 | 5 | 5,5 | 6 | - |
Таблица 3. Наименьшее расстояние между проводами или между проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств
Длина пролета ВЛ, м | Наименьшее расстояние, м, при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м | |||||
30 | 50 | 70 | 100 | 120 | 150 | |
При пересечении ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения | ||||||
До 200 | 5 | 5 | 5 | 5,5 | - | - |
300 | 5 | 5 | 5,5 | 6 | 6,5 | 7 |
450 | 5 | 5,5 | 6 | 7 | 7,5 | 8 |
При пересечении ВЛ 200-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения | ||||||
До 200 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | - |
300 | 4 | 4 | 4 | 4,5 | 5 | 5,5 |
450 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6,5 | 7 |
При пересечении ВЛ 110-20 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения | ||||||
До 200 | 3 | 3 | 3 | 4 | - | - |
300 | 3 | 3 | 4 | 4,5 | 5 | |
При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения | ||||||
До 100 | 2 | 2 | - | - | - | - |
150 | 2 | 2,5 | 2,5 | - | - | - |
Таблица 4. Наименьшее расстояние по горизонтали между ВЛ
Участки ВЛ и расстояния | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | ||||||
до 20 | 35 | 110 | 150 | 220 | 350 | 500 | |
Участки нестесненной трассы, между осями ВЛ Участки стесненной трассы и подходы к подстанциям: - между крайними проводами в неотклоненном положении - от отклоненных проводов одной ВЛ до опор другой ВЛ | Высота наиболее высокой опоры* | ||||||
2,5 2 | 4 4 | 5 4 | 6 5 | 7 6 | 10 8 | 15 10 |
*При сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжений - высота наиболее высокой опоры, но не менее 50м.
Таблица 5. Наименьшее расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов ЛС и РС
Расчетный режим ВЛ | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ,кВ | |||||||
до 10 | 20 | 35 | 110 | 150 | 220 | 330 | 500 | |
Нормальный: а) ВЛ на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств,а также на металических и железобетонных опорах | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
б) ВЛ на деревянных опорах при отсутствии грозозащитных устройств | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 |
Обрыв проводов в смежных пролетах на ВЛ с подвесной изоляцией. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3,5 |
Т а б л и ц а 6. Наименьшее расстояние при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами
Пересечение или сближение | Наименьшее расстояние, м при напряжении ВЛ, кВ | |||||
до 20 | 35-110 | 150 | 220 | 330 | 500 | |
При пересечении | ||||||
Для неэлектрифицированных железных дорог от привода до головки рельса в нормальном режиме ВЛ по вертикали: - железных дорог широкой колеи общего и необщего пользования1 и узкой колеи общего пользования | 7,5 | 7,5 | 8 | 8,5 | 9 | 9,5 |
- железных дорог узкой колеи необщего пользования | 6 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8 | 8,5 |
От провода до головки рельса при обрыве провода ВЛ в смежном пролете по вертикали: | ||||||
- железных дорог широкой колеи | 6 | 6 | 6,5 | 6,5 | 7 | |
- железных дорог узкой колеи | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 5,5 | |
Для электрифицированных или подлежащих электрификации железобетонных доpoг от провода ВЛ до наивысшего провода или несущего троса | Как при пересечении ВЛ между собой в соответствии с табл. 4 | |||||
в нормальном режиме по вертикали | ||||||
То же, но при обрыве провода в соседнем пролете | 1 | 1 | 2 | 2 | 2,5 | 3,5 |
При сближении | ||||||
Для неэлектрифицированных железных дорог на участках стесненной трассы от отклоненного провода ВЛ до габарита приближения строений по горизонтали | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3,5 | 4,5 |
Для электрифицированных или подлежащих электрификации железных дорог на стесненных участках трасс от крайнего провода ВЛ до крайнего провода. подвешенного с полевой строны опоры контактной сети, погоризонтали | Как при сближении ВЛ между собой в соответствии с табл 4 | |||||
То же, но при отсутствии проводов с полевой стороны опор контактной сети | Как при сближении ВЛ с сооружениями в соответствии с табл. 4 |
Таблица 7. Наименьшее расстояние при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами
Пересечение или сближение | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | ||||||||||
до 20 | 35-110 | 150 | 220 | 330 | 500 | ||||||
Расстояние по вертикали: | |||||||||||
а) от провода до полотна дороги: - в нормальном режиме ВЛ | 7 | 7 | 7,5 | 8 | 8,5 | 9 | |||||
- при обрыве провода в соседнем пролете | 5 | 5 | 5,5 | 5,5 | 6 | - | |||||
б) от провода до транспортных средств в нормальном режима ВЛ | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | |||||
Расстояние по горизонтали: | |||||||||||
а) от основания опоры до бровки земляного полотна дороги при пересечении | Высота опоры | ||||||||||
б) то же, но при параллельном следовании | Высота опоры плюс 5 м | ||||||||||
в) то же, но на участках стесненной трассы от любой части опоры до подошвы насыпи дороги или до наружной бровки кювета: | |||||||||||
- при пересечении дорог категории I и II | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 | |||||
- при пересечении дорог остальных категорий | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 5 | |||||
г) при параллельном следовании от крайнего провода при неотклоненном положении до бровки земляного полотна дороги. | 2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
Таблица 8. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ при пересечении и сближении с троллейбусными и трамвайными линиями
Пересечение или сближение | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | |||
до 110 | 150-220 | 330 | 500 | |
Расстояния по вертикали от проводов ВЛ: | ||||
а) при пересечении с троллейбусной линией (в нормальном режиме); | ||||
- до высшей отметки проезжей части | 11 | 12 | 13 | 13 |
- до проводов контактной сети или несущих тросов | 3 | 4 | 5 | 5 |
б) при пересечении с трамвайной линией (в нормальном режиме): | ||||
- до головки рельса | 9,5 | 10,5 | 1 1,5 | 1 1,5 |
- до проводов контактной сети илинесущих тросов | 3 | 4 | 5 | 5 |
в) при обрыве провода ВЛ в соседнем пролете до проводов или несущих тросов троллейбусной или трамвайной линии | 1 | 2 | 2,5 | |
Расстояние по горизонтали при сближении от отклоненных проводов ВЛ до опор троллейбусных и трамвайных контактных сетей | 3 | 4 | 5 | 5 |
Таблица 9. Наименьшее расстояние от провода ВЛ до поверхности воды, габарита судов и сплава
Расстояние | Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ | ||||
до 110 | 150 | 220 | 330 | 500 | |
До наибольшего уровня высоких вод судоходных рек, каналов и т.п. при высшейтемпературе | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 |
До габаритов судов или сплава при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 |
До наибольшего уровня высоких вод несудоходных рек, каналов и т.п. при температуре плюс 15°С | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 |
До уровня льда несудоходных рек, каналов и т.п. при температуре минус 5°С при наличии гололеда. | 6 | 6,5 | 7 | 7,5 | 8 |
Таблица 10. Наименьшее допустимое расстояние между проводами ВЛ с подвесными изоляторами при горизонтальном расположении проводов
Напряжение ВЛ, кВ | Наименьшее расстояние между проводами, м, при стрелах провеса, м | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 12 | 16 | |
35 110 150 220 330 500 | 2,5 3,0 3,5 - - - | 2,5 3,25 3,5 - - - | 2,75 3,5 3,75 4,25 - - | 2,75 3,5 3,75 4,5 5,5 7,0 | 3,0 3,75 4,0 4,75 5,75 7,25 | 3,25 4,0 4,5 5,0 6,0 7,5 | 3,75 4,5 4,75 5,5 6,5 8,0 |
Таблица 11. Наименьшее расстояние между фазами ВЛ на опоре
Расчетное условие | Наименьшее расстояние между фазами, см, при напряжении ВЛ, кВ | |||||||
до 10 | 20 | 35 | 110 | 150 | 220 | 330 | 500 | |
Грозовые перенапряжения | 20 | 45 | 50 | 135 | 175 | 250 | 310 | 400 |
Внутренние перенапряжения | 22 | 33 | 44 | 100 | 140 | 200 | 280 | 420 |
Рабочее напряжение | - | 15 | 20 | 45 | 60 | 95 | 140 | 200 |
Таблица 12. Наименьшее расстояние между проводами ВЛ со штыревыми изоляторами
Напряжение ВЛ, кВ | Толщина стенки гололеда, мм | Наименьшее расстояние между проводами, м, при стреле п повеса, м | |||||
до 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | ||
6-10 | 5 10 15 20 и более | 0,6 0,8 0,95 1,1 | 0,7 0,9 1,1 1,3 | 0,75 1,0 1,25 1,4 | 0,8 1,1 1,35 1,5 | 0,85 1,2 1,45 1,63 | 0,90 1,25 1,55 1,75 |
20 | 5 10 15 20 и более | 0,7 0,9 1,1 1,2 | 0,8 1,0 1,2 1,4 | 0,85 1,1 1,35 1,5 | 0,9 1,2 1,45 1,65 | 1,0 1,55 1,8 | 1,0 1,4 1,65 1,9 |
35 | 5 10 15 | 0,85 1,05 1,2 | 0,9 1,2 1,35 | 1,0 1,25 1,5 | 1,05 1,4 1,6 | 1,1 1,45 1,7 | 1,2 1,5 1,8 |
20 и более | 1,35 | 1,5 | 1,65 | 1,8 | 1,9 | 2,0 |
Таблица 13. Наименьшее допустимое изоляционное расстояние по воздуху от токоведущих до заземленных частей ВЛ
Расчетное условие | Наименьшее изоляционное расстояние, см, при напряжении ВЛ, кВ | |||||||
Грозовые напряжения для изоляторов: | ||||||||
- штыревых | 15 | 25 | 35 | - | - | - | - | - |
- подвесных | 20 | 35 | 40 | 100 | 130 | 180 | 260 | 320 |
Внутренние перенапряжения | 10 | 15 | 30 | 80 | 110 | 160 | 215 | 300 |
Рабочее напряжения | - | 7 | 10 | 25 | 35 | 55 | 80 | 115 |
Обеспечение безопасного подъема на опору | - | - | 150 | 150 | 200 | 250 | 350 | 450 |
Изоляционное расстояние по воздуху между проводами петель (шлейфов) и телом опоры, а также расстояния на опоре между проводами ВЛ в местах их пересечения меж ду собой при трапепозиции, ответвлениях и переходе с одного расположения проводов на другое могут отличаться от проектных размеров не более чем минус 10%.
Контроль изоляторов.Проводится при капитальном и текущем ремонтах.
Контроль фарфоровых изоляторов производится не реже 1 раза в 6 лет.
Контроль состояния опорных и подвесных изоляторов из закаленного стекла, а также изоляторов всех типов для подвески молниезащитного троса осуществляется визуально при осмотрах линии. Необходимость проверки стержневых изоляторов определяется местными инструкциями.
Контроль соединений проводов.Проводится при капитальном ремонте и в межремонтный период.
При эксплуатации состояния проводов и тросов и их соединений определяется визуально при осмотрах воздушных линий. Электрические измерения болтовых соединений воздушных линий перенапряжением 35 кВ и выше производятся 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединений проводов, выполненных сваркой, скруткой, обжатием и опрессованием, а также соединений тросов всех типов при осмотрах ВЛ выполнять не требуется. При обрыве не проводе или тросе нескольких жил должны бытьпроведены ремонтные работы.
После капитального ремонта ВЛ соединения проводов должны удовлетворять требованиям приведенным ниже.
Опрессованные соединения:
- геометрические размеры (длина и диаметр спрессова