Маслонаполненные фарфоровые проходные изоляторы применяются в масляных выключателях на 110—220 кВ. Они могут быть негерметичными и герметичными. В негерметичных проходных изоляторах масло, находящееся внутри изолятора, сообщается с атмосферным воздухом через компенсатор с масляным затвором. В герметичных проходных изоляторах масло находится внутри изолятора под давлением 0,02—0,3 МПа. При изменении температуры масла увеличение (уменьшение) его объема вызывает сжатие (расширение) герметичных пустотелых сильфонов, заполненных воздухом, или прогиб специальных мембран.
Внешней изоляцией негерметичного маслонаполненного проходного изолятора для бакового MB на 110 кВ, 630—1000 А (рис. 2) является фарфоровая покрышка 5, герметично соединенная посредством металлической втулки 9 с нижней фарфоровой покрышкой 10, находящейся в масле. Внутри проходного изолятора проходит токоведущая труба 4, которая соединяет все основные части ввода (покрышки 5 и 10, втулку 9 и маслорасширитель 2). Нижний конец трубы 4 ввернут во фланец 11, а на ее верхнем конце закреплен контактный зажим 1. Труба 4 проходит сквозь остов с многослойной бумажно-масляной конденсаторной изоляцией 6, разделенной на отдельные слои обкладками из фольги. Обкладки выравнивают электрическое поле в радиальном направлении внутри ввода и вдоль его поверхности. Последняя обкладка присоединяется проводом 18 к выводу 19, который предназначен для измерения емкости и tg б изоляции проходного изолятора.
Масло 7, заполняющее проходной изолятор, сообщается с атмосферным воздухом через маслорасширитель 2 с гидравлическим затвором 12. При увеличении объема масла вследствие его нагревания уровень масла в камере А повышается. Воздух, находящийся в камере А, вытесняется в кольцевую камеру В, понижая уровень масла в ней. Из камеры В масло перетекает в кольцевую камеру В, повышая в ней уровень масла. Избыток воздуха, находящегося в камере Б, вытесняется наружу через дыхательную трубку 13 и отверстие в поддоне. Уровень масла в проходном изоляторе контролируется маслоуказателем 3. Компенсация температурных изменений длины трубы 4, втулки 9 и обеих фарфоровых покрышек осуществляется спиральными пружинами 14. Соединение покрышки 5 со втулкой 9 осуществляется посредством стальных колец 15, сухарей 16 и болтов 17. Снаружи эти детали закрыты кожухом 8. Проба масла из нижней части ввода берется через сифонную трубку 20, выходящую сквозь поддон маслорасширителя и закрытую пробкой.
Рис. 2 Проходной маслонаполненный изолятор на 110 кВ
По способу соединения фарфоровых покрышек с металлическими частями различают проходные изоляторы с фланцевым и бесфланцевым креплением покрышек. В проходных изоляторах с бесфланцевым креплением покрышек уплотнение между всеми сопрягаемыми деталями изолятора достигается при помощи компенсирующих спиральных пружин 13, размещенных вокруг токоведущей трубы 4 и затягиваемых с помощью специальных гаек.
Герметичный проходной изолятор отличается от рассмотренного выше тем, что в его маслорасширителе установлено несколько сильфонов, изменяющих свой объем при повышении или понижении температуры масла.