2. Охлаждение трансформаторов
У малых трансформаторов бак гладкий, у средних - ребристый для отвода тепла потерь. У мощных трансформаторов имеются специальные устройства для охлаждения - радиаторы различной конструкции.
Бак трансформатора полностью герметичен и обеспечивает возможность:
Следует иметь в виду, что обычно только бак трансформатора рассчитан на полный вакуум, а расширитель на это не рассчитан. Имелись случаи, когда при вакуумировании забывали отключить расширитель и он буквально складывался гармошкой.
Для предохранения бака трансформатора от избыточного давления при возникновении внутреннего повреждения на верху бака имеется выхлопная труба, отверстие которой закрыто мембраной из стекла или фольги. При резком повышении давления в баке трансформатора мембрана разрушается, и избыток давления газов сбрасывается. Естественно, что отверстие трубы должно быть направлено в пустое пространство - не на другой трансформатор, аппарат или шины.
Охлаждение небольших трансформаторов, например - ТН, происходит естественным путем через гладкую поверхность бака. Однако большинство силовых трансформаторов снабжено специальными устройствами для охлаждения.
На рис.1 и 2 показаны основные системы охлаждения трансформаторов.
Система «М» - масляное охлаждение с естественной циркуляцией масла через охладители (мощность трансформатора до 6,3MBА).
Система «Д» - масляная система с дутьем. Циркуляция масла - естественная, но радиаторы обдуваются вентиляторами (мощность трансформатора до 63MBА).
Система «ДЦ» - масляная система с принудительной циркуляцией масла и дутьевым охлаждением радиаторов (мощность трансформатора до 200MBА).
Система «Ц» - масляная система с принудительной циркуляцией масла, охлаждаемого в маслоохладителях водой (мощность более 200МВА).
Рис.1. Системы охлаждения трансформаторов: 1 - бак; 2 - выемная часть; 3 - охлаждающая поверхность; 4 - коллектор; 5 - трубы радиаторов; 6 - бессальниковый насос; 7 - радиаторы; 8 - электровентиляторы
Рис.2. Водяное охлаждение трансформатора: 1 - маслонасос; 2 - маслоохладитель; 3 - ионообменный фильтр масла; Рм - давление масла;
Рв - давление воды. Всегда должно бытъ Рм > Pв