+7 (351) 215-23-09


Типичными повреждениями сердечников электродвигателей являются: ослабление посадки сердечника на вал, ослабление общей прессовки сердечника статора, распушение (веер) крайних листов стали в зубцах верхних пакетов сердечника, местные выгорания коронок зубцов в результате действия электрической дуги, нарушения межлистовой изоляции. Электродвигатели с поврежденным сердечником (ослаблением посадки на вал) ремонтировать экономически нецелесообразно.

При ослаблении общей прессовки сердечника дефект устраняют приспособлением, представляющим собой два прочных нажимных диска, накладываемых с обоих торцов сердечника на его нажимные шайбы и стягиваемых по оси статора с помощью шпилек с резьбой большого диаметра. После подпрессовки усадку длины сердечника заполняют новыми листами стали, отштампованными по форме старых, зажимают нажимной шайбой и фиксируют шпонками.

Распушение зубцов крайних листов устраняют заклиниванием, электросваркой или склеиванием. Клинья изготовляют по профилю зубца из текстолита толщиной 2 — 3 мм, промазывают клеем и забивают между нажимной шайбой и крайним листом так, чтобы торец клина был ниже торца зубца. Излишек листа зубца загибают на торец клина, предотвращая его выпадение. Клин может быть установлен и между листами зубца.

Для электросварки на поверхности зубца пропиливают узкую наклонную канавку (1,5 х 1, 5 х 15 мм), подпрессовывают зубец и заплавляют канавку ниточным швом тонким электродом. Шов зачищают заподлицо с наружной поверхностью зубцов. Склеивание веера выполняют эпоксидными клеями; затем его сжимают по длине и высушивают в сжатом состоянии.

Местные выгорания и оплавления зубцов вырубают и зачищают наждачным камнем; заусенцы, замыкающие листы стали между собой, удаляют шабером. Торцы поврежденных листов поочередно расклинивают ножом, вычищают сгоревшую изоляцию, промежутки заполняют клеящим лаком и пластинками слюды толщиной 0,05 мм на глубину 10—15 мм. Отремонтированный участок зубца подклинивают. В случае, когда впадина занимает значительную часть высоты зубца, ее заполняют «протезом». «Протез» зубца выпиливают из гетинакса или текстолита точно по профилю зубца и форме впадины, а затем приклеивают по месту эпоксидным клеем. Дополнительно его закрепляют клиньями при заклинивании обмотки в пазах.