+7 (351) 215-23-09


  1. Защита кабелей 1-10 кВ от коррозии
  2. Защита кабельных линий от коррозии
Страница 1 из 2

В кабеле основными элементами, подверженными коррозии, являются металлическая оболочка и броня. Срок службы кабеля в основном определяется коррозионной стойкостью их элементов и эффективностью примененных антикоррозионных мероприятий. Различают коррозию почвенную и коррозию, возникающую под действием блуждающих токов в земле. Коррозия наиболее опасна для кабелей, проложенных в траншеях, т. е. непосредственно в грунте.

Почвенная коррозия.

Почвенная влага представляет собой электролит различного состава и концентрации. Если участки металла, погруженного в почву-электролит, имеют различные электрические потенциалы, то возможно возникновение цепи тока через электролит (помимо цепи, проходящей по металлу). Участок кабеля, имеющий по отношению к окружающей среде более высокий потенциал, является анодной зоной, соответственно участок с более низким потенциалом — катодной зоной. В катодных зонах тони втекают в оболочку и броню кабеля, в анодных — стекают с оболочки и брони кабеля, в какой-то мере разрушая их.

Таблица 1

Коррозионная активность грунтов по отношению к свинцовой оболочке кабеля (СН 266-63 «Правила защиты подземных металлических сооружений от коррозии")

Грунты Количество органических веществ, %Концентрация водородных ионов (значение рН)Количество азотистых

веществ, %

Коррозионная активность
Песчаные, песчано-глинистыеНе более 16,5—7,5Не более 0,0001Низкая
Глинистые, солончаковые, известковые, слабочерноземные1-1,55—6,5 и 7,5-90,0001— 0,001Средняя
Сильночерноземные, торфяные, засоренные посторонними веществами (мусором, известью, шлаком)Более 1,55 и 90,001Высокая

Таблица 2

Коррозионная активность грунтовых, речных и других вед по отношению к свинцовой оболочке кабеля (СН 255-63)

Воды Количество органических веществ (гумуса), мг/лКонцент рация водородных ионов (значение рН)Общая жесткость в градусах жесткостиКоличество азотистых веществ, мг/лКоррозионная активность
Речные, озерныеНе более 206,5—7,515Не более 10Низкая
Грунтовке, речные20—405—6,5 и 7,5-99—1510—20Средняя
Речные, болотные405 и 9820Высокая

По своей структуре почвы делятся на естественные (глина, суглинок, песок и т. д.) и искусственные (шлаки, строительный мусор, отбросы и т. д.). По степени агрессивного воздействия на оболочку и броню кабеля грунты можно расположить в следующем порядке: песчаные и песчано-глинистые — неопасные; бедночерноземные и глинистые — среднеопасные; торфяные, черноземные, известковые и искусственные — опасные. Для более совершенной оценки коррозионной опасности грунтов и воды по отношению к свинцовым и алюминиевым оболочкам кабелей в табл. 1—4 приведены количество содержащихся в грунте и воде веществ и концентрации водородных нонов рН.

Таблица 3

Коррозионная активность грунтов по отношению к алюминиевой оболочке кабеля (СН 266-63)

Грунты

Значение рК

Количество вещества, %Коррозионная активность
хлоринысульфатыионы железа
Все, включая засоренные посторонними веществами6,0—7,50,0010,0050,002Низкая
4,5—6,0 и 7,5—8,50,001— 0,0050,005— 0,0100,002— 0,010Средняя
4,5 и 8,50,005 0,0100,010Высокая

Таблица 36

Коррозионная активность грунтовых, речных и других вод по отношению к алюминиевой оболочке кабелей

Воды Значение рНСодержание ионов

, мг/л

Коррозионная активность
хлоридысульфатыионы железа
Грунтовые, речные, озерные и другие6,0—7,5 391Низкая
Водоемы

4,5—6,0 и5-5030—1501—10Средняя
7,5-8,55015010Высокая
4,5 и 8,5
Электрическая коррозия.

Электрическая коррозия — это электрохимическое разрушение металлов, уложенных в земле, под действием блуждающих токов и окружающего влажного грунта.

Блуждающие токи на железнодорожном транспорте

Рис. 1. Блуждающие токи на железнодорожном транспорте, электрифицированном на постоянном токе. 1 — тяговая подстанция; 2 — питающий пункт; 3 — отсасывающий пункт; 4 — контактная сеть; а — рельсовая сеть; б — кабель.

Источником блуждающих токов являются в основном рельсовые пути магистрального, промышленного и городского железнодорожного транспорта. Отсутствие полной изоляции путевого хозяйства от земли, несовершенство устройств электроснабжения и другие причины вызывают утечку тяговых токов из рельсов в землю. Рассмотрим характерный случай возникновения блуждающих токов на транспорте, электрифицированном на постоянном токе. Здесь в качестве цепи обратного провода используются ходовые рельсы. Протекание тока создает в рельсах падение напряжения, и разные точки рельсовой цепи приобретают различные потенциалы по отношению к земле. В месте приложения тяговой нагрузки расположена анодная зона, в зоне отсасывающих пунктов — катодная зона (рис. 1,а). В промежуточных точках наблюдается знакопеременная полярность рельсов. Вблизи анодной зоны, поскольку рельсы не изолированы от земли, часть тяговых токов ответвляется в различные близко расположенные металлические сооружения, образуя в них катодную зону. Около катодных участков рельсовой сети подземные металлические сооружения приобретают анодный потенциал (рис. 1, б). В анодных зонах сооружений, аналогично явлению почвенной коррозии, происходит унос и, следовательно, разрушение металла, пропорциональное произведению тока на время. Стойкие катодные зоны на сооружении, обусловленные блуждающими токами, практически безопасны в коррозионном отношении.

"