+7 (351) 215-23-09




Управление выключателями осуществляется ручными, электрическими и пневматическими приводами (последние в промышленных установках практически не применяются). Каждый привод снабжен включающим, запирающим (для удержания выключателя во включенном положении) и расцепляющим механизмами, обеспечивающими отключение выключателя. Приводы оборудованы устройствами для автоматического отключения при нарушении режимов работы, а также устройствами ручного или дистанционного управления выключателями и сигнально-блокировочными контактами.

Выключатели с электрическим приводом можно включать и отключать как на месте их установки, так и на расстоянии, т. е. дистанционно. Электрические приводы позволяют управлять выключателями от специальных устройств (например, от автоматического включения резерва).

В соответствии с назначением приводы выключателей должны обеспечивать включение и надежное удерживание выключателя во включенном положении; надежное отключение подвижных частей выключателя от механизма привода и их расцепление. Они должны развивать мощность, достаточную для включения выключателей и отличаться быстродействием во избежание сильного обгорания их контактов.

Для закрытых распределительных устройств напряжением 6—10 кВ промышленных предприятий выпускают приводы разных серий и вариантов исполнений (ручные, автоматические, грузовые и пружинно-грузовые, пружинные, встроенные в выключатель, электромагнитные).

В качестве примера рассмотрим электромагнитный привод ПЭ-11, который в отличие от пружинного относится к группе приводов прямого действия, т. е. потребляющих энергию во время включения непосредственно от источника электрической энергии постоянного тока на напряжение 110 или 220 В. Замыкание и размыкание цепи электромагнита включения осуществляется контактором. Привод обеспечивает автоматическое отключение встроенным отключающим электромагнитом и допускает также ручное отключение.

Привод ПЭ-11 (рис. 1) состоит из трех основных частей: механизма, магнитной системы и буферного фланца. Привод закрыт защитным кожухом. Механизм привода расположен в верхней его части. Там же кроме механизма находятся блокировочные контакты управления 3 и сигнальные контакты 18. Справа на кожухе привода расположен рычаг ручного отключения 7.

Электромагнитный провод ПЭ-11

Рис. 1. Электромагнитный провод ПЭ-11:

1 — серьга, 2 — коромысло, 3 — блокировочные контакты управления, 4 — упорный винт, 5 — ролик, 6 и 16 — защелки, 7,21 — рычаги ручного отключения и вала, 8 — электромагнит отключения, 9 — соединительные зажимы, 10 — буферный фланец, 11, 13 — сердечник и катушка электромагнита включения, 12 — шток, 14 — полый стальной цилиндр, 15 — верхняя плита магнитопровода, 17, 19 — ось и рычаг механизма, 18 — сигнальные контакты, 20 — вал привода

Магнитная система включения и буферный фланец 10 расположены в нижней части привода. Катушка электромагнита включения 13 заключена в полый стальной цилиндр 14, являющийся наружной частью магнитопровода. Внутри катушки находится сердечник 11 со штоком 12, представляющий собой подвижную часть магнитной системы. Шток 12 проходит через отверстие в верхней плите 15 магнитопровода и при работе электромагнита приводит в действие механизм привода.

Буферный фланец 10 представляет собой горшок, на дне которого расположены резиновые амортизаторы, смягчающие удары отпадающего (после окончания включения) сердечника. Во избежание прилипания сердечника электромагнита после включения на нижней поверхности верхней плиты магнитопровода закреплена латунная шайба, а на шток электромагнита надета отталкивающая пружина.

Справа, в нижней части привода, также расположен электромагнит отключения 8. Блок электромагнита при получении команды на отключение поднимется и, пройдя сквозь отверстие в плите, разделяющей верхнюю часть привода от нижней, отключит масляный выключатель, воздействуя на защелку 6.

Механизм привода ПЭ-11 работает следующим образом. При подаче команды на включение контактор замыкает цепь катушки электромагнита включения. Его сердечник подтягивается и, упираясь штоком, поднимает и взводит рычаги механизма включения привода до тех пор, пока ось 17 не сядет на защелку 16, а ролик 5 — на защелку 6 рычага отключения; при этом вал 20 привода, соединенный с валом выключателя, под действием рычага 21 поворачивается по часовой стрелке и включает выключатель, который удерживается во включенном положении серьгой 1 и коромыслом 2, находящимся в «мертвом» положении. Положение серьги и коромысла регулируют ввертыванием и вывертыванием упорного винта 4.

В конце включения блокировочные контакты 3, повернувшись вместе с валом 20 привода, размыкают цепь управления контактора включения. Контактор отпадает и разрывает цепь катушки 13 электромагнита включения, после чего его сердечник со штоком падает вниз.

При подаче команды на отключение замыкается цепь катушки электромагнита отключения 8 и его сердечник своим бойком ударяет по защелке 6, удерживающей выключатель во включенном положении. Ролик 5 соскальзывает и выводит серьгу 1 и коромысло 2 из «мертвого» положения, вследствие чего ось соскальзывает с защелки 16 и выключатель отключается под действием отключенных пружин. Вал привода, поворачиваясь, размыкает блокировочные контакты 3 и тем самым цепь катушки отключения. Ручное отключение производится нажатием на рычаг отключения 7.

Если при подаче команды на включение одновременно сработает защита и подаст команду на отключение, во избежание «прыганья» выключателя на электромагните отключения устанавливают блокировочные контакты. При срабатывании защиты электромагнит отключения втянется, разорвет блокировочными контактами цепь включения и переключится на цепь отключения масляного выключателя, несмотря на полученную команду включения.

Приводы всех типов для масляных выключателей на номинальное напряжение 10 кВ поступают на монтаж в собранном и отрегулированном виде. На месте монтажа их крепят, соединяют с выключателями и проверяют в совместной работе.

Приводы устанавливают непосредственно на стене или металлической конструкции, не допуская их перекосов. Монтаж выключателей с приводом производят по проекту в зависимости от варианта установки и в соответствии с чертежами заводов-изготовителей. Рычаги, вилки, подшипники и другие детали, кроме соединительных тяг, поставляются по заказу заводами-изготовителями совместно с приводом и выключателем.

К соединению привода с выключателем приступают после окончательного их закрепления на своих местах. Для соединения предварительно удлиняют вал привода (при необходимости), устанавливают на валу привода и выключателя рычаги, закрепляют их болтами и монтируют соединительную тягу. При этом строго соблюдают кинематическую связь привода с выключателем (угол установки рычагов), правильность подбора длины плеч и т. д. Это необходимо для обеспечения нормальной работы механизма привода, минимальных усилий при включении и надежного отключения выключателя.

Длину соединительной тяги дистанционной передачи надо отрегулировать так, чтобы включенному положению привода (т. е. при посадке механизма привода на защелку) соответствовало включенное положение выключателя.

Работу механизма свободного расцепления проверяют при полностью включенном выключателе, а также в двух- трех его промежуточных положениях. Для этого включающее устройство привода доводят до некоторого промежуточного положения, после чего от руки подают импульс на отключение. Привод с выключателем включают до отказа и проверяют заход включающего устройства привода за конечное положение. Удерживая выключатель с приводом в данном положении, проверяют надежную работу запирающей защелки.

После проверки работы привода осуществляют жесткое постоянное крепление всех рычагов на валах и вилок на соединительных тягах. Для крепления рычагов надо просверлить в них совместно с валами отверстия под конические штифты (0 8—60 мм) и развернуть их конической разверткой. Штифты должны быть надежно закреплены.

После этого регулируют масляный выключатель совместно с приводом.

Тщательно регулируют сигнально-блокировочные контакты. В разомкнутом положении вспомогательных контактов промежуток между подвижными и неподвижными контактами должен быть примерно 4—5 мм.

Вспомогательные контакты цепи включения регулируют так, чтобы они разрывали цепь промежуточного контакта в конце включения, когда выключатель полностью включится, а защелки привода займут положение для удерживания привода во включенном состоянии. Кроме того, вспомогательные контакты цепи включения необходимо сдвинуть на угол 90° по отношению к вспомогательным контактам цепи отключения, при этом угол между рычагом контактов и направлением тяги должен быть не менее 30°. Угол поворота валика подбирают, изменяя длину тяги и рычага. Вспомогательные контакты отключения должны размыкаться раньше главных контактов выключателя или, по крайней мере, одновременно с ними.

Действие выключателя от привода с электрическим (механическим) управлением проверяют только после полностью законченной регулировки масляного выключателя и контроля работы привода при ручном управлении.

"