Проект подготовки и производства электромонтажных работ (ППР) в большинстве случаев разрабатывают группы подготовки производства монтажных организаций. По отдельным крупным и сложным объектам ППР разрабатывают проектные организации.
На первом этапе составления ППР тщательно изучают техническую документацию. Иногда между выпуском проектной организацией рабочих чертежей и началом монтажных работ проходит значительное время, в течение которого могут появиться новые типы оборудования, заводские монтажные изделия, более передовые приемы монтажной технологии. В этих случаях при разработке ППР в проект вносят необходимую корректировку соответственно достигнутому на данный момент техническому уровню проектирования и монтажной технологии. Однако первой и главной задачей ППР является тщательная разработка индустриальных методов монтажа, механизации и внедрения наиболее рациональных форм организации труда.
Основными разделами ППР являются: краткая характеристика монтажного объекта с приведением физических и объемных показателей;
перечень вносимых в проект изменений и дополнений с приложением документов об их согласовании;
расчеты трудозатрат, численности и фондов заработной платы; эскизы или чертежи укрупненных блоков и узлов с указаниями (в случае необходимости) способов такелажа, транспортировки и монтажа блоков;
ведомости закладных деталей, которые необходимо изготовить и установить в процессе строительных работ;
ведомости заказов на заводские монтажные изделия и на конструкции, подлежащие изготовлению в мастерских монтажно-заготовительного участка (МЗУ);
комплектовочные ведомости на электрооборудование раздельно: а) для поставки в МЗУ и б) для доставки непосредственно в монтажную зону;
спецификации на кабельную продукцию, трубы и металл с разбивкой по отдельным зонам монтажа;
калькуляции и наряды для предварительной выдачи их рабочим МЗУ и монтажных участков;
указания по монтажной технологии и механизации работ; указания по технике безопасности с приложением эскизов ограждений, подмостей и т.п.;
указания о порядке сдачи работ в эксплуатацию с приложением форм технической документации;
графики производства работ, увязанные с общим графиком строительства объекта.
В зависимости от объема и сложности монтируемого объекта ППР могут быть полные и сокращенные.
Логическим развитием ППР является автоматизированная система планирования и управления строительно-монтажными работами (АСУ). Она широко внедряется на крупных стройках. Основным элементом АСУ служит сетевой график, который устанавливает взаимосвязь и последовательность всех технологических операций по созданию нового объекта, включая поступление проектной документации, поставку материалов, оборудования и завоз необходимых механизмов. Продолжительность работ в сетевом графике определяется по нормативам трудовых затрат и представляет собой трудоемкие расчеты, выполняемые с помощью ЭВМ. Сетевые графики могут быть комплексными (по всем видам работ при сооружении объекта) и локальными (по отдельным видам работ, в том числе по электромонтажным). Пример локального сетевого графика электромонтажа компрессорного агрегата (КА) с общей продолжительностью работ 40 дней приведен на рис.
Сетевой график проведения монтажных работ
Основными составляющими сетевого графика являются «события» и «работы».
Событие — факт окончания одной или нескольких предшествующих ему работ. Событие, не имеющее предшествующих работ, называют начальным, а последующих работ — конечным. На сетевом графике события обозначают в виде круга, в котором указывают номер.
Работа — производственный процесс, требующий затрат времени и ресурсов. Работу обозначают безмасштабной сплошной линией со стрелкой, на которой проставляют продолжительность работы (в часах, сменах, днях). Каждую работу сетевого графика ограничивают два события — предшествующее и последующее. Никакая работа не может быть начата, пока не выполнены все предшествующие ей работы.
Зависимость, или фиктивная работа, отражает технологическую зависимость между событиями, не требует затрат времени и ресурсов. Обозначают зависимость на сетевом графике штриховой линией со стрелкой.
Путь— непрерывная последовательность событий, продолжительность которых определяется суммой продолжительностей составляющих работ.
Критический путь — путь, имеющий наибольшую продолжительность между начальным и конечным событиями. Определяет максимальный срок выполнения всех монтажных работ; обозначают на сетевом графике сплошной жирной линией.
На сетевом графике зашифрованы следующие работы: 0 — 7 — выдача задания монтажно-заготовительным мастерским и смежным
организациям; 1 — 2 — изготовление монтажных конструкций под защитные трубы, соединительные коробки и кабели; 1 — 3 — изготовление блоков защитных труб; 1 — 4 — доставка в монтажную зону электродвигателя, пультов управления, компрессора; 7 — 5 — изготовление монтажных конструкций под трубные проводки КА; 7 — 6 — изготовление блоков трубных проводок; 1—13— изготовление монтажных конструкций крепления датчиков информационной системы; 2 — 7— установка монтажных конструкций под защитные трубы, соединительные коробки и кабели; 3— 7— доставка блоков защитных труб в монтажную зону; 4—9 — монтаж; 4— 70—монтаж пульта управления электродвигателем; 4—11 — монтаж околокомпрессорного оборудования; 4—12— монтаж компрессора; 5—16— установка монтажных конструкций под трубные проводки; 6 — 16 — доставка блоков трубных проводок в монтажную зону; 7—8— монтаж защитных труб и соединительных коробок; 8—15— затяжка проводов в защитные трубы и подключение их к соединительным коробкам; 13 — 14— монтаж датчиков системы автоматизации на околокомпрессорном оборудовании; 14— 15— монтаж защитных труб системы автоматизации; 15—18— затяжка проводов в защитные трубы и подключение датчиков контроля к пульту управления; 16—17— монтаж блоков трубных проводок КА; 17—18— испытание трубных проводок и подключение их к исполнительным механизмам компрессора; 18 — 19 — индивидуальное опробование систем КА; 19— 20— сдача КА в наладку.
Штриховые линии 77— 13, 12— 13, а также 11 — 17, 12— 17 показывают, что до начала работ 13— 14 и 77— 18 должны быть завершены работы 4 — 77 и 4 — 12. Аналогично, до начала работы 8—15 необходимо завершить работы 4—9 и 4—10. Общая продолжительность монтажа КА определяется длиной критического пути (работы 0—1 — 5—16—17—18—19— 20). Работы, лежащие на критическом пути, не имеют резерва времени и на их своевременное выполнение следует обращать особое внимание.