+7 (351) 215-23-09




Основные виды повреждений трансформаторов, их признаки, возможные причины и способы выявления

Признаки поврежденийВозможные причины поврежденийСпособы выявления повреждений
Магнитопровод
Дефектность межлистовой изоляцииУхудшение состояния масла (понижение температуры вспышки, повышенная кислотность).

Увеличение потерь холостого хода

Перегревы, вызываемые вихревыми токами или токами в короткозамкнутых контурах, образующихся в результате нарушения изоляции активной стали в местах соприкосновения со стяжными шпильками, наличия забоин и т. п., а также нарушения схемы заземления.

Влага, которая конденсируется на поверхности масла, попадает на верхнее ярмо, проникает между пластинами активной стали в виде водомасляной эмульсии (смеси влаги с горячим маслом), разрушает межлистовую изоляцию и вызывает коррозию стали

Внешний осмотр трансформатора при вынутой активной части

Специальные испытания: замер потерь холостого хода при зашихтованном ярме с контрольной обмоткой;

замер напряжений между крайними пластинами и пакетами возбужденного магнитопровода

Анализ масла

Проверка изоляции стяжных шпилек или бандажей мегомметром

Местное замыкание пластин стали и «пожар» в сталиПоявление газа в газовом реле и работа газовой защиты на сигнал.

Понижение температуры вспышки масла.

Специфический резкий запах и темный цвет масла вследствие его разложения (крекинг- процесс)

Наличие каких-либо посторонних металлических или токопроводящих частиц, замыкающих в данном месте пластины стали.

Повреждение изоляции стяжных шпилек, создающее короткозамкнутый контур. Касание какой-либо металлической части и стержня в двух точках.

То же
Основные виды поврежденийПризнаки поврежденийВозможные причины поврежденийСпособы выявления повреждений

Повышение потерь и тока холостого ходаМестное повреждение изоляции пластин стали, вызывающее замыкание пластин стали.

Неправильное заземление, создающее короткозамкнутый контур. Разрушение или отсутствие изолирующих прокладок в стыках стыкового магнитопровода

Повышенная вибрация магнитопроводаНенормальное гудение, дребезжание, жужжание у шихтованного магнитопровода.

Недопустимое гудение у стыкового магнитопровода

Ослабление прессовки магнитопровода

Самопроизвольное разболчивание и свободное колебание крепежных деталей.

Колебание отстающих крайних листов стали в стержнях или ярмах. Ослабление прессовки стыков. Пробой или разрушение изолирующих прокладок в стыках

Внешний осмотр активной части

Проверка величины напряжения, подаваемого на трансформатор

Обрыв заземленияПотрескивание внутри трансформатора при повышенном напряженииОслабление крепления или механические повреждения заземленияВнешний осмотр заземлений при вынутой активной части
Увеличены зазоры в стыках между пластинами активной части

Завышена толщина прокладок в стыках ярм и колонн в стыковом магнитопроводе

Повышенный ток холостого хода при нормальных потерях холостого ходаПлохая шихтовка.

Толщина прокладок в стыковом магнитопроводе у трансформаторов IV—VI габаритов больше 1 мм

Проверка потерь и тока холостого хода

Внешний осмотр при вынутой активной части

Обмотки
Работа газовой защиты на отключение (газ — горючий, бело-серого или синеватого цвета).

Ненормальный нагрев, иногда с характерным бульканием масла.

Небольшое увеличение первичного тока. Разные сопротивления отдельных фаз постоянному току.

Работа дифференциальной, а также максимальной токовой защиты, если последняя установлена на стороне первичной обмотки (при значительных повреждениях)

Разрушение витковой изоляции из-за старения в результате естественного износа или длительных перегрузок при недостаточном охлаждении.

Нарушение изоляции витков из-за механических повреждений в результате толчков или деформации обмоток при коротких замыканиях и других аварийных режимах.

Обнажение обмоток вследствие понижения уровня масла.

Дефекты изоляции провода или самого провода (заусенцы, внутренние раковины, плохая пайка), незамеченные при изготовлении обмоток.

Неправильные укладка и выполнение переходов.

Неправильная опрессовка обмоток

Внешний осмотр активной части

Испытания:

замер сопротивлений постоянному току; три специальных испытания при пониженном напряжении с поочередным замыканием одной из фаз; прожиг обмотки для обнаружения виткового замыкания при открытой активной части путем подвода к обмотке пониженного напряжения (10—20% номинального) ; в месте повреждения появится дым (при прожиге обмотки необходимо принять меры противопожарной безопасности)

Выявление виткового замыкания искателем Порозова

Проверка состояния и работы охлаждающих устройств

Проверка обмоток амперметрами, включенными в отдельные фазы

Измерение сопротивлений обмоток мегомметром при соединении их звездой

Измерение сопротивлений обмоток постоянному току между линейными вводами при соединении в треугольник. При полном обрыве одной фазы результаты двух замеров равны. При этом каждый замер равен сопротивлению фазы. Третий замер фазы, где произошел обрыв, дает двойную величину сопротивления.

При наличии неполного обрыва фазы величина ее сопротивления будет несколько больше, чем у двух других

Проверка мегомметром изоляции между обмотками и корпусом

Испытание масла на анализ и электрическую прочность

Внешний осмотр активной части

Работа газовой защиты вследствие дуги, возникающей в месте обрыва и разлагающей масло

Отгорание выводных концов вследствие электродинамических усилий при коротких замыканиях или из-за плохих соединений.

Некачественная пайка проводов. Выгорание части витков вследствие виткового замыкания в обмотке

Пробой на корпусРабота газовой, максимальной токовой и дифференциальной защиты. Выброс масла через предохранительную трубуДефектность главной изоляции вследствие старения или наличия трещин, отверстий, изломов, мятых неровных краев, а также наличия пыли, ворсинок и т. д.

Касание края цилиндра или барьера металлических частей прессующего устройства, в результате чего может возникнуть ползучий электрический разряд по изоляции из электрокартона. Понижение уровня масла.

Попадание влаги или грязи внутрь трансформатора.

Перенапряжения.

Деформация обмоток при коротких замыканиях

Междуфазное короткое замыкание обмоткиТо жеПричины те же, что и при пробое на корпус, кроме того: замыкание на отводах, замыкание на вводахВнешний осмотр при вынутой активной части

Проверка мегомметром

Замыкание параллельных проводов в витках непрерывной обмотки, близких к ее началу или концуУвеличение потерь холостого хода при нормальном токе холостого ходаПричины те же, что и при витковом замыканииВнешний осмотр мест подгаров изоляции витков при вынутой активной части

Пофазные измерения потерь и токов холостого хода

Замыкание параллельных проводов в витках винтовой обмотки в месте транспозицииУвеличение потерь короткого замыканияУравнительные токи в замкнутых контурахВнешний осмотр мест потемнений и подгаров изоляции витков при вынутой активной части

Пофазные измерения потерь короткого замыкания

Параллельные соединения катушек с неравным количеством витковПерегрев обмоток от уравнительных токовУравнительные токи между параллельными ветвями3. Проверка прибором Порозова. Внешний осмотр мест потемнений, подгаров и разрушений изоляции витков при вынутой активной части
Обрыв одного или нескольких параллельных проводов в витке обмоткиУвеличение потерь короткого замыкания, а также напряжния короткого замыканияПричины те же, что при обрыве в обмоткахИзмерение сопротивления обмоток постоянному току

Измерение потерь и напряжения короткого замыкания

Внешний осмотр мест потемнений, подгаров и разрушений изоляции витков при вынутой активной части.

Переключатели
Оплавление или выгорание контактных поверхностейРабота газовой защиты, а иногда дифференциальной и максимальной токовой защитДефекты конструкции или сборки (недостаточное нажатие контактов и упругость нажимных пружин).

Перегревы от сверхтоков, возникающих при близких коротких замыканиях

Внешний осмотр при вынутой активной части

Проверка мегомметром при наличии обрыва

Измерение сопротивлений постоянному току на всех ответвлениях

Перекрытие между фазами или отдельными ответвлениями (дефект аналогичен междуфазному короткому замыканию обмоток)Работа газовой, дифференциальной и максимальной токовой защит. Выброс масла через выхлопную трубуПеренапряжения.

Попадание влаги внутрь трансформатора.

Дефекты в изолирующих частях (трещины, изломы и т. п.)

Внешний осмотр при вынутой активной части

Проверка мегомметром

Основные виды поврежденийПризнаки поврежденийВозможные причины поврежденийСпособы выявления повреждений
Высоковольтные воды
Пробой на корпусРабота максимальной токовой и дифференциальной защитНаличие трещин в изоляторе. Понижение уровня масла при загрязненной внутренней поверхности изолятора1. Внешний осмотр трансформатора

2. Отсоединение ввода и проверка его изоляции мегомметром

Перекрытие между вводамиТо жеПопадание посторонних предметов на вводыВнешний осмотр
Негерметичность уплотненийТечь масла в местах уплотненийОслабление затяжки болтов. Дефектная уплотняющая прокладкаВнешний осмотр
Некачественная армировка вводаТечь масла в месте армировки вводаДефекты в армировке (трещины и т. д.).

Трещина в фарфоре изолятора, скрытая армировочной массой (просачивание масла через армировочные швы)

Внешний осмотр

После съема ввода опустить фарфор в масло на несколько часов, затем тщательно протереть поверхность тряпками, опылить зубным порошком и нагреть до 40—50° С — из трещин выступит масло

Нагрев фарфоровых вводовПоявление трещинПробой фарфора вследствие дефекта в самом фарфореВнешний осмотр
Нагревы стального фланца вводаВихревые токи, нагревающие металлИзмерение температуры нагрева фланца
Бак, радиаторы, расширитель
Негерметичность уплотненийТечь масла в местах уплотненийОслабление затяжки болтов.

Дефектность уплотняющих прокладок

Внешний осмотр трансформатора
Течь масла через швы, трещины, пробоины и т. д.Механические повреждения металлоконструкцийТо же
Трансформаторное масло
Ненормальное повышение температуры масла и местные нагревыНеисправности в системе охлаждения (например, закрыты радиаторные краны, вышли из строя дутьевые вентиляторы).

Перегрузка трансформатора.

Внутренние повреждения в трансформаторе

Проверка работы системы охлаждения

Проверка нагрузки и соответствия температуры масла данной нагрузке (по записям в журнале)

Обследование активной части

Ухудшение качества маслаВнутренние повреждения, сопровождающиеся крекинг-процессом, когда газообразные продукты разложения масла растворяются в остальном масле, в результате чего понижается температура вспышки масла.

Сопровождаемые разложением масла дугой — выделяемые при этом газы горючи и содержат водород и метан

Анализ масла

Анализ выделяемых маслом газов

Обследование активной части

Работа газовой защиты на сигналПопадание воздуха в реле. Медленное понижение уровня масла.1. Анализ газов на количество, цвет, запах, горючесть. (Если газ без цвета, запаха и не горит, значит в реле попал воздух; если газ горит — имеется внутреннее повреждение в трансформаторе, по количеству газа судят о размере повреждения.
Основные виды поврежденийПризнаки поврежденийВозможные причины поврежденийСпособы выявлений повреждений
Работа газовой защиты на отключениеВнутренние повреждения, сопровождаемые крекинг-процессом.

Короткое замыкание, вызвавшее толчок масла через газовое реле

Резкое понижение уровня масла.

Внутренние повреждения, сопровождаемые сильным выделением горючих газов

Цвет газа показывает характер повреждения (бело-серый — бумага и электрокартон, желтый — дерево, черный — масло)

Анализ масла

Внешний осмотр и выяснение причины снижения уровня масла

То же

В таблице приведены только основные, наиболее характерные неисправности и дефекты силовых трансформаторов, с которыми приходится сталкиваться оперативному персоналу.