Шинопровод представляет собой комплектную электросеть, которая состоит из отдельных секций, соединяемых между собой сваркой, болтовыми сжимами или штепсельными соединениями. В состав шинопровода как законченного комплектного устройства входят также конструкции для его установки и крепления. Монтаж шинопровода заключается только в подъеме и закреплении его на заранее установленных конструкциях и в присоединении к электросети.
Шинопроводы выпускают: ШРА и ШМА — для распределительных и магистральных сетей, ШОС — осветительные, ШТМ — троллейные. Условное обозначение шинопровода расшифровывается так: Ш — шинопровод, М — магистральный, А — с алюминиевыми шинами, Р — распределительный, ОС — осветительный, Т — троллейный, М (третья буква) — с медными шинами или жилами. Цифры после букв указывают год разработки конструкции. На рис. 1, а — д показаны поперечные разрезы шинопроводов разных серий.
Шинопроводы по сравнению с кабельными линиями и открытыми магистралями имеют большие преимущества: высокую надежность, длительный срок службы, удобство монтажа и обслуживания. Наличие готовых комплектных секций позволяет создать универсальную сеть, подключать дополнительные электроприемники при изменении технологии производства.
Стандартные секции шинопроводов и большой ассортимент соединительных элементов (угольников, тройников, крестовин, штепсельных соединений, компенсаторов) позволяет конструировать и собирать из них разнообразные схемы распределения энергии.
Закрытые шинопроводы занимают основное место в низковольтных сетях вместо открытых шинных магистралей, прокладываемых по фермам, для сооружения которых требуется значительно больше времени. Они более безопасны в обслуживании, чем открытые магистрали. Их прокладывают на небольшой высоте, что значительно сокращает длину ответвлений к электроприемникам.
Рис. 1. Шинопроводы разных серий:
а — магистральный ШМА, б — распределительный ШРА, в — магистральный постоянного тока ШМАД, г — осветительный ШОС, д — троллейный ШТМ; 1 — крышка, 2 — стяжные болты, 3 — алюминиевые уголки, 4 — изоляторы; 5 — шины, 6 — ярмо.
Распределительные шинопроводы серии ШРА (рис. 1, б) выпускают на номинальные токи 250, 400, 630 А для сетей с глухозаземленной нейтралью напряжения 380/220 В, изготовляют из типовых элементов в виде прямых и угловых секций и комплектуют вводными и ответвительными коробками для штепсельного присоединения с предохранителями или автоматами. Прямая секция длиной 3 м имеет по восемь ответвительных коробок (по четыре с каждой стороны). Шинопроводы прокладывают на небольшой высоте по стенам на кронштейнах, по колоннам на подвесах, под перекрытием на конструкциях, в средней части пролетов на стойках. Ответвления от шинопровода к электроприемникам выполняют проводами в трубах или металлорукавах.
Секция шинопровода состоит из четырех алюминиевых шин одинакового сечения (нулевая шина имеет одинаковое сечение с фазными), закрепленных в изоляционных клицах и заключенных в защитный стальной кожух. Алюминиевые шины в местах штепсельного присоединения спрессованы медными накладками, что обеспечивает надежность разъемного контакта. Контроль наличия напряжения на шинопроводе осуществляется в коробке с указателем напряжения (сигнальными лампами).
Установленные на опорных конструкциях секции шинопровода закрепляют нажимными болтами. Концы шин соединяют болтами ступенчато. Короба соединяемых секций скрепляют винтами и приваркой соединительных планок к лапкам на коробах. После окончания сборки и заземления шинопровода закрывают монтажные окна крышками с помощью прижимов и устанавливают вводные и ответвительные коробки.
Распределительный шинопровод ШРМ-75, выпущенный в последнее время, предназначен для присоединения как трехфазных, так и однофазных электроприемников. Он может быть использован и в качестве осветительного шинопровода.
Магистральные шинопроводы серии ШМА (рис. 1, а) изготовляют отдельными прямыми и угловыми секциями различной нормализованной длины. Они имеют четырехпроводное исполнение. В качестве четвертого (нулевого) провода используют внешние опорные алюминиевые уголки шинопровода. Шинопроводы на токи свыше 1000 А имеют спаренные фазы.
Шины разных фаз спарены по две на фазу по схеме СА — АВ — ВС для уменьшения потерь и разделены между собой тонкой изоляционной прокладкой. Шины заключены в стальной перфорированный кожух с верхней сплошной крышкой. Шины двух соседних секций соединяют сваркой, а в местах, где по условиям эксплуатации необходимы разъемные соединения, болтовыми сжимами. Соединение шин одним болтом выполняют так: стальной болт диаметром 30 мм проходит через изоляционную втулку, набор изолирующих и металлических шайб и тарельчатые пружины и затягивается двумя гайками. Металлический кожух и шпильку стяжного болта заземляют присоединением к алюминиевым угольникам. Шинопроводы закрепляют на специальных кронштейнах к стенам или на стойках к полу цеха. Возможна подвеска на тросах вдоль колонн цеха в пролетах 6 и 12 м. Конструкция шинопровода самонесущая; основными элементами, определяющими ее жесткость, являются шины.
Если распределительные шинопроводы служат для питания большого числа электроприемников, то магистральные шинопроводы предназначены для питания распределительных шинопроводов, силовых шкафов и крупных электроприемников, т. е. сравнительно ограниченного числа потребителей.
Комплектный осветительный шинопровод ШОС (рис. 1, г) предназначен для выполнения четырехпроводных осветительных групповых линий в сетях 380/220 В с нулевым проводом. При использовании комплектных шинопроводов возможны подключение дополнительных светильников благодаря наличию штепсельных разъемов, а также их снятие для ревизии и ремонта без отключения всей группы светильников. Исполнение шинопровода защищенное; он рассчитан на установку в помещениях цехов промышленных предприятий с нормальной средой.
Шинопровод представляет собой стальной штампованный короб с проложенными внутри медными изолированными проводами сечением 6 мм2, имеющими пофазную расцветку. В комплект шинопроводов входят прямые, угловые, гибкие и вводные секции, ответвительные штепсели и торцевые заглушки. Прямые секции выпускают длиной 0,5—1,5 и 3 м. В секциях длиной 1,5 и 3 м через каждые 0,5 м предусмотрены окна для штепсельного подсоединения однофазных потребителей. Размеры секций коробов 35X 45 мм, а их соединение разъемное (штепсельное).
Для соединения каждая секция имеет на одном конце штепсельную соединительную розетку, а на другом — четырехполюсную вилку, которая соединяется с проводами. Короб заземляют, соединяя его с нулевым проводом.
Вводные секции (длиной 0,5 м) имеют коробку с зажимами для присоединения ее к источнику питания. Зажимы рассчитаны на двойной номинальный ток шинопровода, что позволяет устанавливать коробку в середине линии.
Гибкие секции длиной 1 м выполнены в виде двух коротких участков шинопровода со штепсельной розеткой и вилкой на одном конце, соединенных металлорукавом с заключенными в нем проводами.
Ответвления к электроприемникам выполняют двухполюсными штепсельными присоединениями через окна, имеющиеся на нижней стороне секции. Штепсель поставляют заряженным трехжильным шнуром ШВРШ сечением 3 X 0,75 мм и длиной 1 или 2 м. Две жилы присоединяются к фазному и нулевому проводу, а третья — к заземляющему контакту (для заземления осветительной арматуры).
Монтаж шинопровода состоит из установки несущих и поддерживающих конструкций и тросов, подвески и стыковки секций шинопровода, установки и подключения светильников. Для крепления шинопровода поставляют специальные скобы, подвесы, хомуты, стойки и другие крепежные конструкции и детали. Шинопровод прокладывают по стенам, колоннам, фермам, на коробе распределительного шинопровода при их совместной прокладке, вдоль специальных несущих конструкций (рис. 2, а, б).
Рис. 2. Установка осветительного шинопровода ШОС:
а — совместная прокладка осветительного и распределительного шинопроводов, б — осветительный шинопровод, смонтированный на тросовых подвесках; 1 :— светильник, 2, 4 — распределительный и осветительный шинопроводы, 3 — подвес, 5 — хомут, 6 — штепсель, 7 — поддерживающий трос, 8 — тросовые подвески
Рис. 3. Троллейный токопровод:
а — прямая секция, б— угловая секция; 1 — соединительная муфта, 2 — изолятор, 3 — короб, 4 — троллеи
Троллейные четырехправодные шинопроводы ШТМ предназначены для питания подъемно-транспортных механизмов (электрических талей, однобалочных кранов, подвесных кран-балок, передаточных тележек) и электрифицированного инструмента в сетях напряжением 380/220 В. Номинальный ток шинопровода 200 А, каретки 25 А.
Эти шинопроводы состоят из отдельных соединяемых между собой секций (прямых и угловых) и могут устанавливаться в помещениях с нормальной средой. Секции шинопровода (рис. 3) представляют собой стальной короб 3, имеющий снизу щель по всей длине. Внутри короба на изоляторах 2, устанавливаемых через 300 мм, монтируют четыре медных Т-образных профиля троллея 4 (три фазных и один нулевой). Секции скрепляют между собой соединительными муфтами 1. Подвод питания к шинопроводу осуществляется кабелем через присоединительные зажимы, которые могут быть установлены на любой муфте,
что обеспечивает подключение питания в любом месте линии.
Токоприемники получают питание от токосъемной каретки, передвигающейся по направляющим полкам вдоль щели короба шинопровода. Каретка представляет собой четырехколесную тележку с металлическим основанием, на котором монтируют четыре вспомогательных контакта (по одному на каждый троллей) и подвеску с набором зажимов для крепления автоматов. Токосъем осуществляется медно-графитовыми щетками (по 2 шт. на каждую фазу). К несущим конструкциям шинопровод крепят в местах установки соединительных муфт через каждые 3 м.
Рассмотренные вопросы