+7 (351) 215-23-09




Разрядники служат для защиты изоляции электроустановок и их электрооборудования от коммутационных и атмосферных перенапряжений. Перенапряжениями называют всякого рода повышения напряжения, представляющие угрозу для целости изоляции электроустановки.

Коммутационные перенапряжения возникают при отключении цепей большой индуктивности или емкости, при отключении коротких замыканий, обрывах фаз и других нарушениях электроснабжения. Эти перенапряжения обычно бывают кратковременными и могут достигать 3— 4-кратного рабочего напряжения установки. Наиболее опасными являются атмосферные перенапряжения, превышающие номинальные напряжения в десятки и сотни раз.

Атмосферные перенапряжения возникают из-за воздействия на электроустановку прямых грозовых разрядов или напряжений, индуктированных в элементах установки при грозовых разрядах вблизи нее. Они появляются чаще всего в воздушных линиях электропередачи и опасны для всех элементов электроустановки, связанной с воздушной линией. Наиболее опасны атмосферные перенапряжения от прямых грозовых разрядов в линию или подстанцию.

Основным средством ограничения и защиты от перенапряжений служат вентильные разрядники. Защитное действие разрядника заключается в снижении амплитуды волны перенапряжения до значения, безопасного для изоляции защищаемой электроустановки. При повышении напряжения до определенных пределов пробиваются искровые промежутки разрядника и энергия перенапряжения отводится в землю через присоединенный к разряднику заземляющий проводник.

В электроустановках напряжением 6—10 кВ для защиты от атмосферных перенапряжений применяют преимущественно вентильные разрядники РВО, выпускаемые на напряжения 3, 6 и 10 кВ. Они различаются числом вилитовых дисков и искровых промежутков, габаритами и массой, а по внешнему виду — числом ребер на фарфоровой покрышке.

Разрядник РВО состоит из трех основных элементов: искрового промежутка, рабочего сопротивления и фарфоровой покрышки. Единичный искровой промежуток образуется двумя фигурными латунными электродами 4, разделенными изолирующей прокладкой. Комплект искровых промежутков состоит из нескольких последовательных единичных промежутков, которые обеспечивают надежное гашение дуги сопровождающего тока. Фарфоровая покрышка защищает внутренние элементы разрядника от воздействия внешней среды и обеспечивает стабильность его параметров.

Покрышки разрядников РВО в зависимости от их номинального напряжения имеют разную высоту. Общая высота разрядника на напряжение 3 кВ—195 мм, на 6 кВ — 220 мм и на 10 кВ — 345 мм. Для всех типов разрядников на напряжение до 10 к В диаметр покрышки 118 мм. Рабочим сопротивлением разрядника служит валит (специальная масса), основным компонентом которого является карбид кремния.

искровой промежуток разрядника РВО

Единичный искровой промежуток разрядника РВО:

1 — латунная крышка, 2 — резистор, 3 — фарфоровая покрышка, 4 — фигурные латунные электроды, 5 — миканитовая шайба

В нормальном режиме искровые промежутки отделены от сети рабочим сопротивлением. При возникновении перенапряжения искровые промежутки пробиваются и сеть соединяется с землей через вилитовые диски. В первый момент пробоя искровых промежутков к вилитовым дискам будет приложено максимальное перенапряжение и поэтому проводимость их окажется наибольшей. В результате разряда на землю напряжение в сети снизится и проводимость дисков уменьшится.

Перед монтажом все элементы разрядников тщательно осматривают. На поверхности фарфорового чехла не должно быть трещин и сколов, а на поверхности армировки — раковин и трещин. Покрышки и другие фарфоровые детали, имеющие сколы и трещины, к установке не допускаются. Поврежденные армированные цементные швы восстанавливают и покрывают влагостойкой масляной краской или эмалью. Отверстия для стока воды в верхних фланцах рабочих элементов прочищают.

Проверяют уплотняющие резиновые прокладки под крышкой специальным изогнутым щупом и убеждаются в том, что резиновая прокладка не сползла и достаточно зажата. В хорошо уплотненном разряднике резина упругая и не продавливается щупом. Между резиновой прокладкой и уплотняющим диском (с одной стороны) и фарфоровым чехлом (с другой стороны) не должно быть такого зазора, в который мог бы войти острый конец пластинчатого щупа. При легком встряхивании и покачивании разрядника на угол до 30° от вертикали не должно быть слышно внутри шума или позванивания.

Разрядники поставляют в собранном виде и при монтаже не вскрывают и не производят ревизии внутренних деталей. В закрытых распределительных устройствах разрядники устанавливают в одной из камер. Место для установки выбирают удобным и безопасным для обслуживания, чтобы исключить возможность случайного прикосновения к разряднику, поскольку все части включенного в работу разрядника, кроме заземленного цоколя, находятся под напряжением.

При подсоединении шин к разряднику учитывают возможность создания опасных для него тяжений, особенно при изменении температуры, и при необходимости применяют компенсирующие устройства.

По окончании монтажа все металлические части и швы армировки разрядника окрашивают влагостойкой краской, а капельницы в арматуре тщательно очищают. Разрядник поднимают вручную или с помощью талей на опорную конструкцию, к которой его крепят двумя болтами через отверстия хомута, и выверяют по уровню и отвесу, подкладывая при необходимости под цоколь отрезки листовой стали. Провод фазы присоединяют к пластине, имеющей электрический контакт с многократным искровым промежутком. Заземляющий проводник прикрепляют непосредственно или через регистратор срабатывания к шпильке, имеющей электрический контакт с рабочим сопротивлением. Гайки подвесного болта и винта (стягивающего диафрагмы), окрашенные в красный цвет, нельзя отвинчивать во избежание нарушения уплотнения разрядника.

Рассмотренные вопросы

  1. Для чего служат разрядники?
  2. Какова конструкция разрядников РВО?
  3. Как выполняют монтаж разрядников?
  4. Какова конструкция искрового промежутка разрядника РВО?