+7 (351) 215-23-09


Монтаж магистральных и распределительных шинопроводов

электрические шины

Магистральные шинопроводы служат для присоединения к ним распределительных шинопроводов, силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников.

Для сетей переменного тока промышленностью выпускаются шинопроводы серии. ШМА, а для постоянного тока — ШМАД. Технические данные магистральных шинопроводов приведены в табл. 1.

Шинопровод состоит из отдельных секций, соединяемых сваркой, болтами или штепсельными разъемами. В комплект шинопровода, кроме секций, входят ответвительные коробки с предохранителями, автоматическими выключателями и разъединителями; угловые и торцевые крышки; болтовые сжимы; торцевые заглушки; переходные муфты; штепсели, заряженные шнуром; кожухи и изоляционные материалы.

Т а б л и ца 1. Технические данные магистральных шинопроводов

ТипНоми-нальный ток, АНоминальное напряжение,

в

Количество, шт., и размеры, мм, шин

на фазу

Сечение короба, мм2
Перемен

ный

ШМА7316006602(90X8)300 Х 160
ШМА68Н25006602(120X10)444 X 215
40006602(160X12)444Х259
ШМА1616006601(160X8)237X180
ШМА73П1600660/3802 (90X8)300 Х 160
ЩМА791000660/380120X6
1600660/380160X8
2500660/3802(120X8)
4000660/3802(160X10)
ПостоянныйШМАД701600До 12002(80X8)354x166
2500До 12003 (80X8)344x166
4000До 12003 (120Х10)410x212
6300)До 12003(160X12)410x257
ШМАДК701600До 12002 (80X8)354 X 166
2500До 12003 (80X8)344X156
4000До 12003 (120X10)410X212
6300До 12003(160X12)410X257

Технические данные выпускаемых в настоящее время секций магистральных шинопроводов приведены в табл. 2.

Распределительные шинопроводы служат для питания цеховых электроприемников.

Технические данные распределительных шинопроводов приведены в табл. 3, а секций — в табл. 4.

Открытые токопроводы или шинные магистрали монтируют в следующем порядке. В мастерской электротехнических заготовок выполняется заготовка рулонов алюминиевых шин. Шины правят, а затем сваривают между собой в рулоны длиной 50—300 м и наматывают на кассеты. Одновременно проверяют и комплектуют шинодержателями крепежные конструкции с изоляторами, подбирают изоляционные (секционные) вставки, шинные, распорки, натяжные устройства. Комплект материалов открытого токопровода доставляют на место монтажа.

Таблица 2. Секции магистральных шинопроводов

Секция Тип шинопровода
ШМА73 ШМА73ПШМАВВНШМА68НШМАД70ШМА16ШМА79ШМА79
1600 А.1600 А2500 А4000 А1600 А1600 А1000 А1600 А
Прямая
Длина, мм: У3230
750 1500 3000У2130У2130ПУ1730У1760У1690У3030
У 2131У2131ПУ1731У1761У1691У3031У3231
У2132У2132ПУ1732У1762У1692У3332У3032У3232
4500У1733У1763У1693
6000У2133У2133П
Угловая: вертикальная горизонтальнаяУ2138У2138ПУ1738У1768-У3338У3239
У2139У2139ПУ1739У1769У1695У3339У3039
с изгибом на ребро
с изгибом на плоскость У1696
Тройниковая: вертикальнаяУ2150: У2140ПУ1740У1770_
У2140
горизонтальнаяУ2141У2141ПУ1751У1781У3041У3241
ПрисоединительнаяУ2142 У1757У1773 У3342У3042У3242
У2144
ФазировочнаяУ2148 У1758
У2145
С компенсаторомУ2146У2146ПУ1746
Подгоночная.У2147У2147ПУ1747У1777У1694—-
ГибкаяУ2148У1748 У3251
Ответвительная У3768П У3353У3051
Ответвительная горизонтальная с
боковым выводом приводов:У2151
630 А
1000 АУ1742
Прямая с боковым сжимом _У3035У3235

Примечание. Кроме секций, приведенных в таблице, выпускаются ответвительвые секции с разъединителем, автоматическими выключателями, предохранителями и переходные на. Другой шинопровод.

Таблица 3. Технические данные распределительных шинопроводов

Тип Номинальный ток, АНоминальное напряжение, ВРазмеры шин на фазу, ммСечение короба. мм8
ШРА73250380/22035x5284x95
400380/22050x5284x95
630380/22080x5284x125
ШРА73В400380/22050x5284x95
ШРМ75100380/2204(3,56x11,2)70Xx80

Сначала производят установку концевых и промежуточных опорных конструкций. С помощью электрической лебедки разматывают шины с кассеты и натягивают их поверх нижнего пояса ферм. Начальный конец шины прикрепляют к тяговому тросу лебедки. Во избежание повреждения шин от трения о поверхность ферм на промежуточных опорных конструкциях устанавливают раскаточные ролики.

Таблица 4. Секции распределительного шинопровода

Секция Тип шинопроводаКоличество присоединений (ответвлений)
ШРА73,ШРА73,ШРА73,ШРА73В,ШРМ75,
250 А400 А630 Л400 А100 А
Прямая
Длина, мм: У28821
750
1000У2020У2040У20.60У2 040
1500. — У2907У28813
2000: —-____ У 2916У28782
3000У2022У2042У2062У2042У28793
3000У28806
3000У2883
3000У2018У2054У20742
Угловая, мм:
вертикальнаяУ2023У2043У2063У2043
вверхУ2024У2044У2064У2044
вертикальная У2896
внизУ2025У2045У2065
горизонтальная праваяУ2026У2046У2066___ У2897
горизонтальная
левая
ГибкаяУ2029У2049У2069У2884
ВводнаяУ2030У2056У2076У2056У2885
ПодгоночнаяУ2021У2054У2074
Междуэтажная У2915
(1500 мм) У2907
Универсальная
(1750—2250 мм)

Размотку начинают со средней шины. Один конец ее закрепляют на изоляторе с помощью концевого шинодержателя, а второй — в натяжном устройстве, после чего производят предварительную натяжку шины в анкерном пролете.

Перед размоткой и натяжкой одной крайней шины концы натяжных конструкций укрепляют оттяжками во избежание перекоса и поломки их от больших крутящих моментов. Размотку и предварительную натяжку крайней шины производят так же, как и средней. Затем раскатывают вторую крайнюю шину. При ее раскатке и натяжке концы натяжных конструкций дополнительно раскреплять ие требуется (возникновению крутящих моментов препятствует раскатанная первой и предварительно натянутая крайняя шина с другой стороны токопровода). После этого снимают раскаточные ролики и укладывают шины в шинодержатели, устанавливают шинные распорки и производят окончательное натяжение шин с помощью натяжных винтов концевых шинодержателей. В шинодержателях, установленных на промежуточных конструкциях, шины должны свободно перемещаться вдоль линии.

Анкерные натяжные крепления делают по концам магистрали, а также при переходе токопровода через температурные швы здания и в местах установки секционных разъединителей.

Закрытые или защищенные шинопроводы монтируют укрупненными блоками, предварительно собранными в МЭЗ. Магистральные шинопроводы обычно комплектуют в блоки длиной 12 м из трех-четырех секций по 3 м или из двух секций по 4,5 м. В соответствии с разбивкой трассы шинопровода производят сварку секций или соединение их на болтовых сжимах и выполняют изоляцию стыков.

После завершения основных строительных работ на объекте и приемки помещения под монтаж транспортируют укрупненные блоки шинопровода на место монтажа. Секции или блоки укладывают на автомашину с прицепом — на специальный трайлер в один ряд, опорными уголками вниз. Укладку в два ряда делают только при транспортировке в специальных контейнерах. Укладка секций или блоков навалом не допускается.

Разметку оси прокладки шинопроводов и мест установки опорных конструкций производят в соответствии с рабочими чертежами. Разметку ведут гидростатическим уровнем и отвесом или с помощью нивелира по отметкам чистого пола, перекрытий, ферм, балок и других строительных конструкций. Отметки строительной части дает строительная организация.

Магистральные шинопроводы прокладывают на кронштейнах по фермам, колоннам, стенам, балкам, на стойках, устанавливаемых на полу, или подвешивают под перекрытием. Монтаж начинают со сложных узлов: с вертикальных участков или присоединительных секций на подходах к комплектным трансформаторным подстанциям (КТП). Вертикальные участки начинают монтировать с нижней угловой секции и затем наращивают шинопровод вверх до отметки верхнего горизонтального участка. Горизонтальные прямые участки шинопровода, секции с компенсатором и подгоночные секции монтируют в последнюю очередь. Обычно в цеху устанавливают несколько КТП и магистральные шинопроводы от соседних КТП соединяют через секционный автоматический, выключатель. При этом ответственной операцией является фазировка соединяемых шинопроводов. Необходимое чередование фаз обеспечивают с помощью специальных секций, установленных на подходе к КТП.

Блоки на опорные конструкции поднимают электролебедками или мостовым краном, а крепление их, сборку и сварку стыков выполняют с автогидроподъемиика, автовышки, самоходных подмостей или мостового крана. При подъеме блоков применяют специальную траверсу, (рис. 1). При монтаже с автогидроподъемника к нижнему поясу ферм крепят монтажный ролик, через который пропускают трос лебедки. К концу крепят траверсу с укрепленным на ней блоком. Лебедкой управляют с пола. Концы блока удерживают от разворота с помощью веревочных оттяжек. При монтаже с мостового крана на настиле крана оборудуют монтажную площадку с ограждением. К ферме перекрытия крепят монтажный ролик, через который пропускают трос электролебедки, устанавливаемой на мосту крана. Если шинопровод устанавливают ниже нижнего пояса ферм, то монтажный ролик крепят в узле этого пояса.

Траверса для подъема шинопроводов

Рис. 1, Траверса для подъема шинопроводов:1 - труба; 2 — скоба; 3 — серьга; 4 — лента конвейерная; 5 — петля; 6— крюк

Монтаж с самоходных подмостей выполняют аналогично описанному выше. При прокладке в стесненных условиях, например в подвальных помещениях машинных залов, монтаж выполняют с гидравлической платформы с электроприводом.

После подъема и установки блоков на места креплений стыкуют смежные секции. При этом опорные уголки секций, являющиеся нулевым проводом и заземляющей магистралью металлического короба, сваривают между собой, создавая тем самым непрерывную цепь заземления и зануления. По концам соединительного уголка делают вырезы, что обеспечивает удобство выполнения сварки опорных уголков (рис. 2). Крепление секций на горизонтальных участках выполняют прижимами, обеспечивающими возможность продольного перемещения при температурных изменениях. На вертикальных участках шинопровод закрепляют на

конструкциях болтами через отверстия, просверленные в опорном уголке.

Шины секций магистральных шинопроводов соединяют болтовыми сжимами или сваркой.

Соединение опорных уголков шинопровода

Рис. 2. Соединение опор