Контакторы серии КТУ предназначены для применения в оболочках взрывобезопасных аппаратов при условиях, аналогичных контакторам КТ 6043 АР, но допускают отклонение плоскости крепления от вертикального положения до 30° в любую сторону.
Техническая характеристика контакторов серии КТУ
КТУ-2А | КТУ-4А, КТУ-4Б | |
Номинальное напряжение, В | 660 | |
Номинальный ток, А | 63 | 250 |
Коммутационная способность, А: | ||
включающая (амплитудное значение) | 2700 | 7000 |
отключающая (действующее значение) | 1500 | 4000 |
Коммутационная износостойкость, млн. циклов ВО, в категории применения: | ||
АС-3 | 1 | |
АС-4 | 0,12 | 0,14 |
Механическая износостойкость, млн. циклов ВО | 3 | |
Стойкость при сквозных токах (А) при испытании: | ||
одной полуволной тока (амплитудное значение) | 4000 | 10000 |
в течение 1с | 1430 | 2 950 |
Коммутационная способность вспомогательных контактов, А: | ||
при напряжении 660 В частотой 50 Гц | ||
включающая | 40 | 20 |
отключающая | 6 | |
при постоянном и выпрямленном токе в сети 36, 110 и 220 В | ||
соответственно | 2,5; 1 и 0,5 | |
Масса, кг | 6,9 | 25,5 |
Контактор КТУ-2А показан на рис. Подвижная система контактора - прямоходовая, приводимая в движение якорем электромагнита, магнитопровод которого с надетой на средний стержень катушкой закрепляется в пластмассовом корпусе. Для этого в корпусе имеются направляющие, в которые входят пазы на стержне магнитопровода. Чтобы смягчить удар якоря об магнитопровод и обеспечить самоустановку электромагнита при включении контактора, между тыльной стороной магнитопровода и корпусом контактора установлена пружина.
Контактор КТУ-2А: 1 - корпус; 2 - винты крепления неподвижных контактов; 3 - дугогасительные рога; 4 - пластины деионной решетки; 5 - траверса для крепления подвижных контактов; 6 - тяга вспомогательных контактов; 7,8 - контакты неподвижные; 9 - крышка Дугогасительных камер; 10 - магнитопровод; 11 - крышка электромагнита; 12 - пружина; 13 - зажим; 14 - винт крепления крышки дугогасительных камер; 15 - винт крепления крышки электромагнита; 16 - винт крепления блока вспомогательных контактов; 17 - винт для присоединения вспомогательного контакта; 18 - контакт катушки электромагнита; 19 - отверстие для крепления контактора
В якоре имеется отверстие, в которое вставляется валик, соединяющий якорь с пластмассовой траверсой. В траверсу впрессованы стальные желоба, служащие обоймами для шариков. Эти шарики снижают трение траверсы о крышку, закрывающую подвижную часть привода. На крышке имеются четыре крепежных винта.
В пазы траверсы вставляется пластмассовый контактодержатель. К нему с помощью регулировочных винтов крепятся подвижные мостиковые контакты. Нажатия на контактах обеспечиваются пружинами, установленными между подвижными контактами и втулками, упирающимися в рейку. Между контактами и рейкой укреплены дугогасительные рога. Они состоят из стальных омедненных треугольных пластин, соединенных заклепками.
Каждый неподвижный контакт с дугогасительным рогом и соответствующая ему часть мостика подвижного контакта и дугогасительного рога размещены в отдельных дугогасителъных камерах. Камера состоит из двух керамических щек, между которыми в пазы внутренних стенок щек вставлены стальные омедненные пластины деионной решетки. Щеки соединяются между собой пластинчатой пружиной. Одна камера каждого полюса вставляется в корпус контактора, а вторая - в пластмассовую крышку. Крышка крепится к корпусу контактора винтами.
Две группы вспомогательных контактов монтируются на корпусе контактора слева и справа от крышки, закрывающей подвижную систему. В корпусе имеются четыре неподвижных и два подвижных мостиковых контакта, которые вставлены в прорези пластмассовой тяги. Между мостиком и стенкой прорези установлены пружины, создающие нажатия на контакты. Верхний конец тяги имеет направляющие, которые входят при сборке контактора в пазы траверсы. Таким образом, группа вспомогательных контактов содержит по два контакта, каждый из которых может быть собран как замыкающий или размыкающий. Кроме того, в контакторе имеются также два замыкающих вспомогательных контакта, цепи которых выведены на зажимы, расположенные внизу корпуса. Их подвижные контакты закреплены по одному на левой и правой частях траверсы, а неподвижные - на корпусе под траверсой.
Контакторы КТУ-4А, КТУ-4Б аналогичны по конструкции контактору КТУ-2А. Основным их отличием является то, что в каждом полюсе главной цепи установлены по два контакта, включенных параллельно друг другу. Для этого на неподвижных контактах каждого полюса имеются две металлокерамические напайки, с которыми контактируют два подвижных мостиковых контакта, смонтированные на контактной рейке.
Магнитопровод электромагнита контакторов имеет П-образную форму. На каждом стержне надет каркас с катушкой. Катушки соединяются последовательно так, чтобы магнитные потоки в магнитопроводе, создаваемые токами в катушках, были направлены согласно. Якорь электромагнита - плоский.
Электромагниты контакторов КТУ-4А питаются переменным током, а КТУ-4Б - выпрямленным, благодаря чему обеспечивается четкое включение при снижении напряжения до 60%. Особенностью контакторов серии КТУ является гашение дуги в замкнутых объемах дугогасительных камер с затрудненным выбросом продуктов горения электрической дуги в атмосферу. Это дает возможность встраивать контакторы во взрывонепроницаемые оболочки, не увеличивая расстояния от контактора до стенок оболочек, позволяет снизить концентрацию образовавшихся под действием электрической дуги окислов азота в оболочках взрывобезопасных аппаратов и увеличить надежность их работы.
Данные включающих катушек контакторов серии КТУ:
КТУ-2А | КТУ-4А | КТУ-4Б | |
при 50 Гц | 36; 127; 220; 380; 400; 415; 440; 500; 660 | 127; 220; 380; 400; 415; 440; 500; 550; 660 | |
при 60 Гц | 220; 230; 380; 400; 415; 440; 500; 550 | 220; 230; 400; 440; 500;550 | |
при питании катушки выпрямленным напряжением | — | 380 (на входе выпрямителя) |
Обмоточные данные катушки при питании их напряжением 660 В (для КТУ-4А и КТУ-4Б данные приведены
для одной катушки) | |||
марка провода | ПЭТВ | ||
диаметр провода, мм | 0,21 | 0,69 | 0,29 |
число витков | 3380 | 660 | 4000 |
электрическое сопротивление, Ом | 300±20 | 7,5±0,4 | 257±10 |
Контактор КТУ-4А: 1- корпус; 2 - контакт неподвижный; 3 - рог дугогасительный; 4 - пластинка деионной решетки; 5 - шариковая опора; 6 - тяга вспомогательных контактов; 7 - контакт; 8 - крышка; 9 - магнитопровод; 10 - крышка электромагнита; 11 - катушка; 12 - якорь электромагнита; 13 - валик; 14 - обойма; 15 - прорезь для установки валика; 16 - пружина; 17 - втулки; 18 - болты для присоединения к сети; 19 - камера дугогасительная; 20 - винт для крепления блока вспомогательных контактов; 21 - винт для присоединения вспомогательного контакта; 22 - рог дугогасительный
Неодновременность касания главных контактов должна быть не более 0,5 мм. Растворы, провалы и нажатия главных контактов должны соответствовать значениям:
Контактор | КТУ-2А | КТУ-4А , КТУ-4Б |
Нажатие на один мостик главных контактов, Н: | ||
начальное | 22...27 | |
конечное | 20...24 | 29...35 |
Раствор контактов, мм | 7,2... 8,5 | 7,5... 8,5 |
Провал контактов, мм | 4,5...5,8 | 4,5...5,5 |
Проверку растворов и провалов контактов необходимо проводить с помощью омметра и штангенциркуля в следующем порядке: а) зажимы омметра присоединяют к выводам главных контактов контактора; б) с помощью штангенциркуля определяют положение подвижной системы относительно какой-либо точки корпуса; в) поднимая рукой подвижную систему, по показаниям омметра фиксируют положение, в котором замыкаются главные контакты, и штангенциркулем измеряют расстояние от выбранной точки до подвижной системы, разность между этим и предыдущим измерением равна раствору главных контактов; г) поднимая далее подвижную систему контактора до соприкосновения якоря с магнитопроводом, измеряют расстояние от подвижной системы от выбранной точки; разность между этим и предыдущим измерением равна провалу главных контактов.
Проверка нажатий главных контактов производится динамометром на вынутой рейке. Начальному нажатию соответствуют показания динамометра в момент трогания контактного мостика, конечному — показания динамометра в положении контактного мостика, перемещенного на расстояние провала.
Раствор, провал и одновременность касания контактов регулируют с помощью винтов, крепящих контактные мостики к контактодержателю. Для этого необходимо нажать на мостик, чтобы квадратная шейка винта вышла из прямоугольного отверстия в мостике и затем вращением винта отрегулировать положение контактного мостика.
Начальные и конечные нажатия контактов регулируют подкладыванием шайб под контактные пружины.