+7 (351) 215-23-09




Контактные соединения электрических цепей выполняются в соответствии с ГОСТ 10434-82 "Соединения контактные электрические"; ГОСТ 21242-75 "Выводы контактные электротехнических устройств плоские и штыревые" и "Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств" (концерн "Электромонтаж", 1993г.; номер по классификации МКС-Ш-А-2).

По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам - это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к электрическим сетям).

В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям электрических сетей) относятся к группе А.

Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к электрическим сетям должны соответствовать классу 1 и группе А.

По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:

- неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или опрессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой);

- разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на:

• не требующие применения средств стабилизации

электрического сопротивления в месте контакта;

• требующие применения средств стабилизации.

Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.

Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из нижеперечисленных:

1) крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18-10-6 до 21-10-6 1/°С (латунь);

2) тарельчатых пружин;

3) металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;

4) переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.

Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шинами сваркой.

При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.

К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводников - с применением средств стабилизации: при токах до 630 А - с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А - с использованием металлических покрытий (п. 3) или переходных пластин (п.4).

Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице

Материал шин (вывода) Максимально допустимая температура нагрева, °С в установках
до 1000 В свыше 1000 В
Медь, алюминии и его сплавы без защитных покрытий 95 90
То же, но с защитными покрытиями неблагородными металлами 110 105
Медь с покрытием серебром 135 120