+7 (351) 215-23-09


Инструкция по охране труда при эксплуатации крана электрического однобалочного подвесного

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Грузоподъемные механизмы должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. (ДНАОП 0.00-1.03-02). Харьков. «Форт». 2002г. и "Правилами безопасной работы с инструментом и приспособлениями". (ДНАОП 1.1.10-1.04-01). Киев. „Форт”. 2001 г.

1.2. К управлению краном и такелажными работам могут быть допущены лица не моложе 18 лет, специально обученные и аттестованные в соответствии с указанными выше Правилами и имеющие об этом отметку в удостоверении о проверке знаний.

1.3.Ремонт и обслуживание крана должен производить электротехнический персонал с группой не ниже ІІІ.

1.4. Электрический кран должен быть оборудован концевым выключателем для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа, который устанавливается так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между ним и упором был не менее 50 мм.

При подъеме груза доводить обойму крюка до концевого выключателя и пользоваться последним для автоматической остановки запрещается.

1.5. Электрический кран должен быть снабжен двумя тормозами: электромагнитным и грузоупорным. Коэффициент запаса торможения электромагнитного тормоза должен быть не менее 1,25, а грузоупорного 1.1.

1.6. Электрический кран должны быть оборудован ограничителем грузоподъемности и ограничителем нижнего положения крюковой подвески.

1.7. Перед пуском в работу, после капитального ремонта и периодически, но не реже 1 раза в год должно измеряться сопротивление изоляции электрооборудования крана мегомметром на напряжение 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

Электрооборудование крана, имеющее сопротивление изоляции менее 0,5 МОм должно подвергаться сушке.

1.8. Кран должен подвергаться полному техническому освидетельствованию.

1.8.1. Проверка технического состояния и техническое обслуживание.

  1. Смазку крана производить в соответствии с картой смазки. Смазку промежуточного вала, мотор-регулятора, производят набивкой при изготовлении и после отработки рекомендованного времени, смазку фиксатора осуществлять способом закладки в месте контакта гнутика с отверстием в полке швеллера. Смазка узлов производится после разборки их при техническом обслуживании.
  2. В процессе эксплуатации крана должны выполняться:
  3. ежесменное техническое обслуживание (ЕО);
  4. периодическое техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2).

    1.8.1.3. Ежесменное техническое обслуживание производится лицом, которому предстоит выполнять работу краном.

1.8.1.4. При ежесменном техническом обслуживании необходимо:

  1. произвести внешний осмотр крана;
  2. проверить крепление болтовых соединений;
  3. проверить надежность крепления мотор-редуктора на промежуточном валу, тележки приводной;
  4. проверить наличие пломб на электроаппаратах;
  5. проверить наличие маркировок и предупредительных надписей.

1.8.1.5. В состав ТО-1 входят следующие работы:

  1. проверка крепления болтовых соединений металлоконструкций, редукторов, крышек подшипников, электродвигателей, концевых упоров;
  2. проверка состояния электротали, контроль за состоянием тали согласно заводской инструкции;

- проверка состояния токосъемных и токопроводящих устройств, а также изоляции электропроводки.

1.8.1.6. Периодичность ТО-1:

- нового крана - через 100 часов,

  1. после капитального ремонта - через 80 часов.

    1.8.1.7. В состав ТО-2 входят следующие работы:

  2. предусмотренные ТО-1,
  3. проверка состояния шпоночных соединений механизмов,
  1. проверка состояния зубчатых редукторов механизмов передвижения крана,
  2. проверка механической защиты устройств электрооборудования,
  3. составление ведомости дефектов и перечня деталей, подлежащих замене и ремонту.

1.9. Грузоподъемные механизмы и грузозахватные приспособления должныбыть снабженытабличками и бирками с указаниеминвентарного номера, допустимой грузоподъемности и даты очередного освидетельствования.

1.10. Механизмы иприспособления должны храниться в сухих помещениях на стеллажах, настилах или на специальных крюках и быть хорошо смазаны.

1.11. Не разрешать уборщику убирать под краном во время его работы.

1.12. Инструкция о мерах безопасности при работе на данном кране должна находиться на рабочем месте.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. До начала работы должен быть проведен инструктажа по ТБ.

2.2. Перед пуском крана следует проверить наличие смазки во всех смазываемых точках, убедиться в правильности подключения кнопочных постов, в надежности включения и выключения магнитных пускателей. При смазке необходимо выполнить следующие требования:

  1. полости подшипников заполнить смазкой, примерно на 2/3 объема;
  2. редукторы заполнить смазкой на 1/3 объема.

2.3. Необходимо обеспечить свободное продвижение для лица, управляющего краном.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. При эксплуатации крана необходимо соблюдать требования:

- Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

- Правила устройства электроустановок.

3.2. Нельзя работать на неисправном и не имеющем необходимых ограждений кране. Не производить ремонт самостоятельно.

3.3. Надежно закреплять груз.

3.4. Масса и габариты груза должны соответствовать паспортным данным крана.

3.5. Место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть во время работы хорошо освещено. При недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде, тумане, а также других случаях, когда лицо обслуживающее таль плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз, работа тали должна быть прекращена.

3.6. Подача электрического напряжения на грузоподъемный механизм от внешней электросети должна осуществляться с помощью вводного устройства, имеющего ручное или дистанционное управление для снятия напряжения.

3.7. Грузовые крюки при грузах свыше 3т. должны быть изготовлены вращающимися на закрытых шариковых опорах, за исключением крюков специального назначения. Грузовые крюки, из зева которого при работе возможно выпадение съемных грузоподъемных приспособлений, должен снабжаться предохранительным замком.

3.8. Подъем груза, на который не разработаны схемы строповки, должен производиться в присутствии и под руководством работника, ответственного за безопасное проведение работ грузоподъемными кранами.

3.9. Грузы, подвешиваемые к крюку грузоподъемного механизма, должны быть надежно обвязаны канатами, чтобы во время их перемещения исключалось падение отдельных частей ( досок, леса, труб и т.д.) и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Строповка длинномерных грузов должна выполняться двойным стропом, а в случае вертикального подъема - стропом с предохранительным зажимом.

3.10. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены предупредительные знаки безопасности.

3.11. Груз при его перемещении в горизонтальном направлении должен быть предварительно поднят на 0.5 м и более выше встречающихся на пути предметов.

Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место, где исключается их падение. Для удобства извлечения стропов на месте его остановки необходимо уложить прочные прокладки.

3.12. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительного расчета прочности конструкций и перегружать их сверх допустимых нагрузок запрещается.

3.13. Оставлять груз в подвешенном состоянии, а так же поднимать и перемещать людей грузоподъемными механизмами, не предназначенными для их подъема запрещается. В случае неисправности механизма: когда нельзя опускать груз, место под подвешенным грузом должно быть ограждено и вывешены плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».

3.14. Работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах запрещается. Производить одновременно подъем или опускание двух грузов, находящихся в непосредственной близости запрещается.

3.15. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 м для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормозов, только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту. Для исправления строповки груз должен быть опущен.

3.16. Подъем груза необходимо проводить плавно, без рывков и раскачивания не допуская его задевания и закручивания строп.

3.17. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме грузов допускается не более чем на 5 градусов. Все трущиеся части талей должны смазываться не реже одного раза в месяц.

3.18. При эксплуатации крана запрещается:

  1. подтаскивание груза крюком или оттяжка поднимаемого груза
  2. поднимать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана;
  3. производить быстрое переключение механизмов с прямого хода на обратный;
  4. перетаскивать груз по полу;
  5. находиться под поднятым грузом

3.19. Для обеспечения безаварийной работы крана необходимо:

  1. эксплуатировать кран в заданном паспортном режиме работы;
  2. своевременно производить осмотр и смазку крана;
  3. контролировать затяжку болтовых соединений щек тележек, раскосов со связями, фиксаторов;
  4. контролировать зазор между направляющими роликами концевых балок.

Запрещается работа крана при наличии зазора между направляющими роликами более 20 мм. При большом зазоре между роликами происходит касание зубчатого венца катков и щек тележек с нижней полкой двутавра подкранового пути, что приводит к заклиниванию крана;

  1. осуществлять контроль за работой деталей, наиболее подверженных износу (катки, ролики, шестерни, колеса, двутавры);
  2. прекратить работу при обнаружении дефектов в работе механизмов;

- правильно подвешивать груз (он не должен раскачиваться или задевать оборудование).

3.20. Каждый работник, если им самим не могут быть приняты меры по устранению нарушения Правил и инструкций по технике безопасности, обязан немедленно сообщить администрации, о всех замеченных им нарушениях правил и инструкций, а также о представляющих опасность для людей неисправности машин, механизмов, приспособлений и инструментов, применяемых при работе.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ.

4.1. После окончания работы выключить все электродвигатели механизмов, привести в порядок рабочее место.

4.2. Убрать все приспособления, стропы, вспомогательные канаты, привести в порядок остальной инвентарь, инструмент.

4.3. Об окончании работы доложить руководителю работ.

4.4. По окончании работы о замеченных дефектах, а также о принятых мерах по их устранению сообщить ответственному лицу.

4.5. Привести в порядок спецодежду, очистить от пыли и грязи, принять душ.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХСИТУАЦИЯХ.

5.1 При обнаружении неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, оснастки работу приостановить и принять меры к ее устранению. В случае невозможности или опасности устранения аварийной ситуации собственными силами сообщить ответственному лицу.

  • При ремонте крана и пусковых устройств на пусковом устройстве должен быть вывешен плакат : «Не включать — ремонт».
  • При появлении отклонений от нормальной работы крана немедленно остановить кран и сообщить ответственному лицу.
  • При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия тока, соблюдая требования электробезопасности, оказать доврачебную помощь и вызвать работника медицинской службы, поставить в известность руководство.
  • При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 9-01, руководству и приступить к тушению.
  • При заболевании, травмировании оказать доврачебную помощь сообщить в медицинское учреждение и мастеру.