Воздушные линии напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами относятся к электроустановкам напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью.
Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий: исключены схлестывания проводов от непосредственного влияния ветра и гололеда, а также следствие касания веток деревьев; практически исключены обрывы проводов благодаря применению изолированных проводов повышенной механической прочности; отсутствуют отключения из- за попадания на провода различных предметов.
Эксплуатация ВЛИ во многом упрощается и удешевляется благодаря их конструктивному исполнению. Вследствие отсутствия открытых токоведущих частей существенно повышается электробезопасность как обслуживающего персонала, так и населения. Облегчается возможность выполнения работ (в том числе подключение новых потребителей) на ВЛИ без снятия напряжения с минимальным использованием специальных защитных приспособлений. Затрудняется возможность хищения электроэнергии.
Для определения фаз при подключении к линии потребителей самонесущие изолированные провода (СИП) должны иметь по всей длине (шаг 0,5 м) заводскую маркировку фазных проводов и проводов уличного освещения.
Запрещается проводить монтаж проводов на ВЛИ при температуре воздуха ниже -10 °С.
Нагрузочная способность самонесущих изолированных проводов.Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил током не должна превышать 70 °С для проводов, изолированных термопластичным полиэтиленом, и 90 °С — изолированных сшитым полиэтиленом.
Длительно допустимые токовые нагрузки на провода зависят от их сечения, температуры окружающей среды и интенсивности солнечной радиации (для условий Средней полосы порядка 600 Вт/м2).
Кратковременно допустимая температура жил при коротких замыканиях не должна превышать 130 °С для проводов с изоляцией из термопластичного и 250 °С — из сшитого полиэтилена.
При неравномерной нагрузке фаз линии проверка на длительно допустимые токи производится для наиболее загруженной фазы. Замер нагрузок на ВЛИ должен производиться ежегодно при максимуме нагрузок по графику. Величина длительно допустимой нагрузки на линию и результаты измерений должны быть занесены в паспорт ВЛИ.
Заземление.Для обеспечения нормальной работы электроприемников, нормируемого уровня электробезопасности и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ должны быть выполнены заземляющие устройства в соответствии с ПУЭ.
Периодичность испытанийПериодичность испытаний ВЛИ предусматривается перед вводом в эксплуатацию, а также в процессе работы.
В процессе эксплуатации устанавливается следующая периодичность испытаний: первое испытание через год после включения линий в работу; последующие — при необходимости (после ремонта, реконструкции, подключения новых нагрузок и т.п.). Отдельные виды испытаний проводятся с указанной ниже периодичностью.
Профилактические испытания изоляции ВЛИ мегомметром на напряжении 2,5 кВ выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Испытания проводятся после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей.
Испытания изоляции жил СИП, их соединений и ответвлений от них выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет.
Измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого провода, а также отдельных заземлителей опор, имеющих наружные спуски с доступными с земли болтовыми соединениями, проводятся не реже 1 раза в 6 лет. Измерения должны выполняться в периоды наибольшего высыхания грунта.
Выборочный контроль состояния заземлителей с их раскопкой и замером сопротивления производится выборочно на 2 % железобетонных опор в местах возможного их повреждения, агрессивных грунтах и населенной местности не реже 1 раза в 12 лет.
Визуальный контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами осуществляется ежегодно при осмотрах ВЛИ.
Измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод проводится при изменении длины или сечения проводов ВЛИ (или ее участков), но не реже 1 раза в 12 лет.
Результаты испытаний оформляются протоколом и заносятся в паспорт линии.